Л4терализация функций

голошого мозга – процесс ния яежполушарнай организации психических грацессов (см.), специфического вклада кокдого полушария в осуществление психической деятельности. Функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе вплоть до 14 – 16 лет, достигая наибольшей выраженности к зрелому возрасту, а затем постепенно нивелируется по мере старения (Б. Г.Ананьев). У детей до 12 лет поражения лгвого полушария мозга не сопровождаются характерными ддя взрослых нару-


шениями речевых функций, т. е. еще не произошло разделения на доминантное и субдоминантное полушария.

Процесс Л. ф. в онтогенезе происходит нелинейно, с чередующимся доминированием правого и левого полушарий, с постепенным переходом от дублирования функций к их межполушарной специализации.

Раньше других проявляется асимметрия биоэлектрических показателей в моторных и сенсорных областях коры, позже – в ассоциативных (префронтальных и теменно-височных) зонах коры головного мозга. Получены также данные о половых различиях выраженности Л. ф. в разном возрасте. Кроме того, различные психические функции обнаруживают разную степень Л. Если речевые процессы, как правило, связаны у большинства людей с одним ведущим (доминантным) полушарием, то процессы зрительного восприятия имеют значительно меньшую степень Л. и наиболее выраженные и стойкие гностические расстройства возникают при двухсторонних поражениях соответствующих отделов коры.

Разделение головного мозга на два симметричных, но функционально неравнозначных органа рассматривается современной наукой как важный фактор адаптации человека к окружающей действительности. При поражении одного полушария возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого.

Функциональная специализация полушарий носит парциальный характер: выделяются доминантность по речи, слуху, зрению, а также мануальное предпочтение (право/леворукость), создающие множество вариантов Л. ф. (паттерны асимметрий). Следует иметь в виду отсутствие строгой однозначной связи между доминантностью руки и межполушарной асимметрией речевой функции: доминирование речевых центров правого полушария выявлено примерно у У/а правшей и 30% левшей. Степень выраженности асимметрии, усовершенствование и усложнение механизмов межполушарного взаимодействия являются продуктом онтогенетического развития. Задержка Л. ф. нарушает когнитивное и эмоциональное развитие ребенка и создает предпосылки к возникновению трудностей в школьном обучении.



ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН (1857 -1939) – французский философ и психолог, представитель французской социологической школы. Основной темой психологических работ Л.-Б. была проблема первобытного мышления. На основе обобщения множества фактов о жизни племен и народностей Австралии, Океании, Африки, стоящих на более низких ступенях общественного развития, Л.-Б. пришел к выводу о качественном отличии первобытного мышления от мышления современного, цивилизованного Главной особенностью первобытного мышления является его пра-логический характер, т. е. подчиненность своеобразной логике, для которой характерны нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта, подчиненность закону «партиципации» (сопри-частия) и др. По Л.-Б., логическое и прало-гическое мышление являются не различными стадиями развития мышления в социогенезе, а двумя типами мышления, сосуществующими в рамках как первобытного, так и современного общества (в практических действиях мышление первобытного человека столь же логично, как и мышление современного, а у современного человека пралогическое мышление встречается в религиозных представлениях, моральном поведении и т. п.). Работы Л.-Б. сыграли большую роль в критике концепции английской антропологической школы, которая придерживалась гипотезы о тождестве умственных операций у людей разных времен и культур, а также в утверждении исторического подхода к анализу человеческого сознания, хотя и подвергались справедливой критике за жесткое противопоставление разных типов мышления, отсутствие объяснения причин их различия.

ЛЕВИН КУРТ (1890 – 1947) – немецко-американский психолог. В германский период своего творчества (до эмиграции в 1933 г. в США) разрабатывал целостный подход к анализу явлений человеческого поведения, примыкая тем самым к представителям гешталътпсихоло-гии. В этот период Л. разработал ряд интереснейших методических приемов экспериментального исследования мотивацион-но-потребностной и волевой сферы человеческого поведения. Результатом их применения явился цикл исследований, прове-


денных под руководством Л. его учениками и последователями: Б. В. Зейгарник –о забывании завершенных и незавершенных действий, Г. В. Биренбаум – о забывании намерений, Т. Дембо – о фрустрации, А. Карстен – о «психическом пресыщении», Ф. Хоппе – об уровне притязаний и др. Результатом теоретических обобщений этих исследований явилась созданная Л. концепция «топологической психологии». В американский период своей деятельности Л. исследовал проблемы групповой динамики. Школа Л. обогатила психологию множеством новых понятий, отражающих различные стороны поведения личности: квазипотребность, психологическая валентность, жизненное пространство, временная перспектива, уровень притязаний и др. Л. известен также своими теоретическими разработками проблемы методологии психологического познания (в частности, проблемы эксперимента в психологии).

ЛЕВОРУКОСТЬ – врожденное или вынужденное пользование левой рукой. Человек, которому свойственна врожденная Л., называется левшой. Врожденная Л. может быть наследственной или возникнуть в период внутриутробного развития. Кроме явной Л. бывает скрытая Л. Лица с такой Л. приучены с детства пользоваться правой рукой (есть, писать, работать), но при непривычных действиях или в состоянии аффекта они пользуются левой. Существует много морфологических и функциональных признаков скрытой Л. К первым относятся: большая величина левой руки, большее развитие вен на тыльной стороне левой кисти, большая ширина ногтя левого мизинца, лучшее развитие мимической мускулатуры слева и др. Функциональные признаки скрытой Л.: у левшей при сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается сверху, при аплодировании активнее действует левая рука и др.

Наличие врожденной Л. в явной или скрытой форме необходимо учитывать при нейропсихологическом исследовании больных с локальными поражениями мозга, поскольку в подобных случаях изменяются закономерности проявления функциональной специализации полушарий головного мозга (см.) и отсутствуют или изменены симптомы, характерные для поражения ле-



вого или правого полушария(напр., при поражении речевых зон левого полушария отсутствуют афазические нарушения речи). У левшей поражение правого «суб-домиьантного» для правшей полушария ведет иногда к возникновению речевых расстройств.

Вынужденная Л. обусловливается повреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невозможность пользоваться ею.

ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ (1646– 1716)–немецкий философ, математик, языковед, историк, юрист, изобретатель. Решение Л. ряда психологических проблем означало новый шаг в понимании природы психического и сознания. В отличие от своего современника Дм. Локка П., во-первых, не считал душу «чистой доской», которую заполняет письменами прижизненный опыт индивида, а сравнивал ее с глыбой мрамора, в котором имеются уже некоторые «прожилки», чти экраном со складками. Душа, по Л., еще до всякого опыта имеет свои индивидуальные особенности, предрасположения, внутренние условия и т. п., которые опосредствуют внешние впечатления. Эта идея была развита в последующей психологии [ср., напр., формулировку принципа детерминизма С. Л. Рубинштейна: внешние причины действуют через внутренние условия). Во-вторых, Л. был против отождествления Декартом и Локком психики и сознания, развивая концепцию «малых восприятий», т. е. смутно осознаваемых или вовсе не осознаваемых психических содержаний. Т. о., Л. стоял и у истоков разработки проблемы бессознательного в психологии. В-третьих, Л. полагал необходимым признать наличие активности души в процессе даже элементарных ощущений, ввел понятие апперцепции (см.). В решении психофизической проблемы придерживался позиции психофизического «соответствия» в результате «предустанов-иенной Богом гармонии» между физическим и психическим.

ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА – психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10-х до середины Ю-х гг. XX в. Основные представители: Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек и др. Иногда Л. ш. называют «второй Л. ш.» после «первой», нундтовской.


Л. ш., как и геиипольтпсихология, разрабатывала целостный подход к изучению психики и сознания, однако, в отличие от Берлинской школы, выделяла, кроме геш-тальтов, другие единицы анализа психического мира: т. н. комплекс-качества (по аналогии с «гештальт-качествами»). Это единицы анализа психики на более ранних ступенях развития, от гештальтов их отличает большая диффузность и эмоциональность. В то же время Л. ш. исследовала практически игнорируемую в гештальт-психологии смысловую сторону гештальтов. В своих теоретических и экспериментальных исследованиях Л. ш. пыталась доказать гипотезу о том, что психическое развитие во всех видах генезов (в фило-, антропо-, социо-, онто- и актуалгенезе) идет от комплекс-качеств к более «прегнантным» и осмысленным гештальтам. Особенную разработку получили в Л. ш. (в т. ч. с использованием метода феноменологического самонаблюдения) проблемы актуал- и онтогенеза, а также типологии восприятия (Ф. Зандер), развития изобразительной деятельности и мышления у детей раннего и дошкольного возрастов (Г. Фолькельт) и др.

«Целостнообразующими» факторами психической жизни Л. ш. называла чувства, которые определяют закономерности всех остальных психических процессов, поскольку в наибольшей степени отражают «трансфеноменальный» мир душевного «бытия», несводимый к миру душевных феноменов. Этот мир представляет собой систему «структур» (термин Ф. Крюгера), различного вида (установок, диспозиций, потенций), определяющих течение актуальных психических процессов. Структуры делятся Л. ш. на «душевные» (индивидуальные, среди которых центральной является структура ценностных ориентации личности, и надындивидуальные – «душа» семьи, народа, расы) и «объективно-духовные» (мораль, право, искусство, а также язь»). По степени проявления в душевных структурах объективно-духовных структур различались более совершенные и менее совершенные структуры (напр., более совершенной считалась душевная структура человека, способного к развитому эстетическому восприятию, чем «глухого к музыке» человека). В 50-е гг. эти взгляды нашли отражение в характерологическом учении А. Веллека. По-



скольку структуры считались в Л. ш. врожденными, в истолковании причин межкультурных различий и развития психики Л. ш. смыкалась с крайне биологиза-торскими и объективно-идеалистическими направлениями в психологии, в т. ч. откровенно расистскими и фашистскими концепциями.

Вместе с тем Л. ш. сыграла значительную роль в возникновении и упрочении целостного подхода в психологии. Л. С. Выготский высоко оценивал онтогенетические исследования Л. ш. и рассматривал их результаты как эмпирические доказательства своей собственной концепции системного и смыслового строения сознания. Отдельные идеи Л. ш. оказали влияние на некоторых представителей гуманистической психологии (Г. Олпорт).

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1903 – 1979) – российский психолог, автор наиболее теоретически и экспериментально разработанного варианта деятелъностного подхода в психологии (см.). В конце 20-х гг. в качестве сотрудника Л. С. Выготского провел известные исследования памяти на основе идей культурно-исторической концепции (см.). В начале 30-х гг. Л. выступает лидером Харьковской школы (см.), которая начинает разрабатывать теоретически и экспериментально проблему деятельности. Исследования Л. касаются едва ли не всех проблем психологической науки: проблемы возникновения и развития психики в филогенезе и роли деятельности животных в этом процессе, проблемы возникновения сознания в антропогенезе в связи с развитием трудовой коллективной деятельности человека, проблем психического развития в онтогенезе, структуры деятельности (см.), структуры сознания (см. Сознание, Образ мира), мотивационно-смысловой сферы личности, методологии и истории психологии и др. В настоящее время деятельно-стный подход к исследованию сознания и психики в варианте Л. разрабатывается в педагогической, медицинской, возрастной, социальной и др. отраслях психологии, находит своих последователей во многих странах мира (Германии, Франции, Италии, США и др.).

ЛЕСБИЯНСТВО – см. Гомосексуализм.


ЛЖИВОСТЬ – форма вербального и/или невербального поведения, заключающаяся в намеренном создании искаженных представлений о действительности ради достижения желаемой цели или стремления избежать нежелательных последствий. Перекрывается по значению со словами «ложь», «обман».

В тех случаях, когда Л. становится привычной формой поведения, она закрепляется и превращается в качество личности.

Следует различать Л. и детское фантазирование (см. Воображение). Ребенок часто склонен изображать события не такими, какими они были на самом деле, а какими ему хотелось бы их видеть; ребенок фантазирует, играя или отождествляя себя с персонажами сказок. Такое искажение действительности можно назвать мнимой лживостью. Проявляется оно довольно часто у детей 4 – 5 лет и обычно с возрастом проходит.

Л. часто возникает в семьях, где слишком много запретов или где ребенку предъявляются непосильные для него требования. Можно выделить некоторые главные мотивы детской Л.: чувство стыда, когда ребенок стремится скрыть свой неблаговидный поступок; страх перед наказанием (наряду с Л. в этом случае формируется лицемерие, приспособленчество, озлобленность); стремление к самоутверждению – в этом случае Л- может быть следствием желания привлечь к себе внимание, вызвать удивление окружающих или утвердиться в желаемой позиции. Л., связанная с хвастовством, может возникнуть и как защитный механизм, когда ребенок в ответ на недооценку его окружающими людьми стремится преувеличить свои достоинства. Способность к обманным действиям в естественных условиях демонстрируют и некоторые виды животных, напр, шимпанзе.

ЛИБИДО (от лат. libido – влечение, желание, стремление)–половое влечение, стремление к половой близости. Выраженность и направленность Л. определяются уровнем полового созревания, наследственностью, диэнцефальным отделом мозга, железами внутренней секреции, индивидуальным опытом. Понятие Л. в смысле полового инстинкта, сексуального желания использовалось М. Бенедиктом (1868) и А. Моллем(1898).



3 Фрейд сделал его популярным. Фрей-довсгое понимание Л. эволюционировало и расширялось параллельно разработке им психоаналитической концепции. Сначала Л. означало энергию сексуального влечения, преимущественно бессознательного Затем Л. стало причастно и к другим формам любви: к родителям, детям, себе самому. Поскольку одним из краеугольных камней концепции была идея о воз-можюсти вытеснения и замещения Л. путем регрессии или сублимации, Л. явилось одним из наиболее важных объяснительных понятий психоанализа, с помощью котоэого вскрывался механизм нормаль-ногой патологического развития. Еще позже Л. стало связываться с двумя основными течениями человека – к удовольствию,жизни (Эрос) и к разрушению, смерти (Таштос).

В трактовке Л. К. Г. Юнгам сказался его отход от Фрейда. Юнг не только очистил Л. от сексуальности, но и, рассматривая его как витально-психическую энергию, придал ему метафизический характер. Во всех психических феноменах–как сознаваемых, так и не сознаваемых субъектом – Юнг видел проявления единой энергии Л. При этом самим субъектом Л. переживается как бессознательное стремление или желание. В течение жизни Л. не остается неизменным: оно трансформируется и принимает разные символические формы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: