Методика петерсонов

(Брауна – Петерсонов) – предназначена для определения влияния времени хранения и повторения информации на продолжительность и качество запоминания. Точнее говоря, М. П. позволяет оценить время хранения информации в кратковременной памяти при устранении фактора повторения (проговаривание материала). После предъявления материала для запоминания испытуемому предлагается в течение некоторого времени, устанавливаемого экспериментатором (интервал хранения), выполнять интерферирующую задачу, препятствующую повторению пройденного материала (напр., из 50 вычитать последовательно по 3).

МЕТОДИКА ЧАСТИЧНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ – применяется в исследовании икоиической памяти, когда испытуемый должен воспроизвести часть (строка или столбец) матрицы (букв или цифр), предъявленной на короткое время. С помощью светового или звукового маркера, предъявляемого с варьируемой задержкой после окончания экспозиции матрицы, испытуемому указывается, какую ее часть надлежит воспроизвести. Варьируемые (независимые) переменные: объем матрицы (2x2 к более), длительность ее экспозиции (как правило, не более 100 мс), интервал задержки инструкции по воспроизведению (0 – 1000 мс; в этом интервале могут предъявляться маскирующие стимулы). По полученным данным строится график зависимости процента правильных воспроизведений элементов от варьируемых переменных. При коротких задержках воспроизведение осущест-



вляется на уровне 100%. При увеличении задержки процент правильных ответов уменьшается, достигая при задержках 500 – 1000 мс уровня случайных ответов. Эти результаты согласуются с моделью беспредельной по объему, но быстро угасающей памяти на сенсорную информацию. М. ч. в, предложена американским психологом Дж. Сперлингом.

МЕТОДЫ ЛУРИЯ – нейропсихо-логшеские методы, разработанные А. Р.Лурия для топической диагностики локальных поражений головного мозга. М. Л. используются современной нейропсихологией (см.) для изучения нейропсихо-логикеских синдромов (см.), т. е. для выявления первичного дефекта и связанных с ним вторичных нарушений высших психические функций. М. Л., апробированные на большом количестве больных с локальными поражениями мозга (ранениями, сосудистыми заболеваниями, опухолями и др.), характеризуются высокой валидно-стью (см.). Теоретической основой М. Л. является представления о системной динамической локализации высших психических функций, согласно которым мозг как субстрат психических процессов функционирует как единое целое, состоящее из дифференцированных по своим функциям отделов (см. Локализация высших психических функций). Основное назначение М. Л – определение тех отделов мозга, которые находятся в патологическом состоянии, т. е. обнаружение нарушенных звеньев функциональных систем и их системных следствий.

М. Л. представляют собой набор проб направленных на изучение различных сторон познавательных процессов, произвольных движений и действий к особенностей личности больного в целом. С помощью М. Л. осуществляется качественный анализ расстройств психических процессов, т. е. определяются характер и форма их нарушения. Так, расстройства письма могут возникать из-за дефектов анализа звукового состава слов, или трудностей зрительного опознания букв, или нарушений речевых артикуляций и т. д.

Проведению нейропсихологического исследования с помощью М. Л. предшествуют ознакомление с данными истории болезни и предварительная беседа с больным. На основании полученных данных


строится предварительная гипотеза относительно возможной локализации очага поражения. Дальнейшее исследование направлено на проверку выдвинутой гипотезы, на выявление сохранных и нарушенных психических процессов. Это исследование включает ряд проб, которые позволяют выявить как состояние отдельных анализаторных систем (зрительной, слуховой, кожно-кинестезической, двигательной), так и уровень нарушения психических процессов (уровень непосредственных сенсомоториых реакций, опосредствования психических процессов с помощью речевой системы). Углубленному специальному исследованию подлежат те психические процессы, в ходе изучения которых были обнаружены определенные дефекты (напр., использование сенсибилизированных проб, экспериментальное обучение больного). Заключительным этапом исследования, проведенного с помощью М. Л., является составление нейропсихологического заключения, в котором дается анализ основного дефекта и описание проявлений этого дефекта в различных формах психической деятельности. На основании качественного анализа и квалификации симптомов делается заключение о локализации очага поражения (в коре больших полушарий или в подкорковых структурах).

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ – комплекс методов и обучающих программ, направленных на формирование адекватных внутренних средств деятельности человека по управлению собственным состоянием. М. п. с. ориентированы на обучение человека специальным приемам произвольного изменения собственного состояния, которые в дальнейшей жизни могут использоваться им самостоятельно. К числу основных групп. М. п. с. относятся: техники нервно-мышечной релаксации (см.), аутогенная тренировка (см.), идеомоторная тренировка, приемы сенсорного репродуцирования образов, эзотерические методы изменения состояния сознания, самогипноз. Как правило, современные программы обучения М. п. с. имеют комплексный характер и включают элементы различных методов. В качестве дополнительных приемов, способствующих более эффективному овладению М. п. с., используются суг-





гестия (внушение), светомузыкальные воздействия, различные виды специализированной гимнастики (дыхательной, общеукрепляющей).

Обучение М. п. с. наиболее успешно осуществляется в рамках специально организованных циклов занятий. Форма организации занятий по обучению М. п. с. может существенно варьировать в трех основных направлениях: индивидуальные самостоятельные занятия с помощью специальной методической литературы, групповые или индивидуальные занятия под непосредственным руководством психолога (ге-теротренинг), групповые занятия с использованием аудиовизуальных средств. Две последние формы широко используются в практике работы т. н. кабинетов психологической релаксации, организуемых на производстве, в медицинских, учебных и воспитательных учреждениях.

МЕТОДЫ ШКАЛИРОВАНИЯ –

количественное выражение признаков многомерных субъективных оценок в отношении объектов (физических, эстетических, социальных и др.).

Для измерения интенсивности ощущения классическая психофизика пользовалась законом Фехнера (см.), который выразил количественное отношение между физической и субъективной величинами. Согласно этому закону воспринимаемая интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины стимула. Однако основной психофизический закон формулирует некоторую зависимость между величинами ощущения и раздражителя только для случаев, когда изучаются параметры объекта, относящиеся к характеристике интенсивности (вес, яркость и~т. д.). Чаще встречаются сложные объекты, которые имеют несколько признаков, напр, форму, качество и т. п. Такие признаки многомерных объектов, а также целый ряд объектов и явлений эстетического и социального характера, требующие оценки, оказываются вне сферы действия закона Фехнера, но могут быть количественно выражены с помощью, методов современной психофизики (С. Стивене, Л. Терстон). Исследования многих авторов показали возможность новыми методами количественно характеризовать любые стимулы.

Всякое правило приписывания чисел определенным сторонам объектов, явлений или событий создает некоторую шка-


лу. Использование различных приемов в приписывании чисел некоторым свойствам воспринимаемых объектов ведет к получению различных шкал. Получаемые таким путем шкалы называются субъективными (или психологическими) в противоположность физическим шкалам для измерения определенных качеств объектов. Для субъективного шкалирования исследователями применялись как классические психофизические методы (метод средней ошибки, минимальных измерений, постоянных раздражителей), так и новые психологические методы, которые можно разделить на две группы. К первой группе относятся прямые методы: уравнивания интервалов, прямой числовой оценки, парного сравнения, ранжирования. Ко второй группе относятся непрямые методы: фехнеровский метод шкалирования, основанный на едва заметных различиях; шкалы, основанные на равной дисперсии и времени реакций.

Наиболее часто применяемые, методы построения субъективных шкал:

1. Метод прямой субъективной оценки величины стимула с использованием стандартного раздражителя и ряда переменных. Стандарт обозначается некоторым удобным числом (или 1, или 10, или 100). Задача испытуемого – обозначить числами переменные раздражители так, чтобы эти числа отражали величину отношений между стандартным и переменным.

2. Метод отбора из ряда раздражителей субъективно-половинного или удвоенного раздражителя по сравнению с некоторым исходным стандартным раздражителем, затем половинный или удвоенный по срав нению с только что подобранным раздражителем и т. д.

3. Метод равных интервалов. Этот метод применяется в том случае, когда к двум данным раздражителям требуется найти третий, который должен находиться посередине между данными раздражителями, т. е. должен столько же отличаться от первого, сколько и от третьего. Можно провести деление дальше: между одним из первоначально данных и найденным раздражителем найти промежуточный.

На основе этих методов разработаны субъективные шкалы для громкости, высоты, длительности звука, для силы болевого раздражения, для веса, яркости, запаха, вкуса, температуры и т. д.



МЕТОДЫ ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ – методы изучения органических функций, основанные на регистрации биопотенциалов, возникающих в тканях живого организма спонтанно или в ответ на внешнее раздражение. Чаще всего используется регистрация биотоков мозга (спонтанная электроэнцефалограмма – ЭЭГ и вызванные потенциалы – ВП), биотоков мышц (электромиограмма – ЭМГ), биотоков кожи (кожно-галъваниче-ская реакция – КГР) и биотоков сердца (электрокардиограмма –ЭКГ).

Метод ЭЭГ предполагает регистрацию спонтанной биоэлектрической активности с различных участков поверхности скальпа; позволяет непосредственно регистрировать изменения мозговой активности в ходе различных экспериментальных процедур. Применяется при изучении физиологических коррелятов различных психических функций (восприятия, внимания, мышления, памяти и др.), при изучении эмоций, внешней активности (движения, речь) и саморегуляции, для оценки текущих функциональных состояний, при изучении функциональной асимметрии мозга. Благодаря наличию устойчивых индивидуально-специфических особенностей ЭЭГ широко используется в дифференциальной психологии и психофизиологии, в частности при изучении общих и частных свойств нервной системы.

Метод ВП заключается в регистрации биопотенциалов, возникающих в ответ на внешнее воздействие и в относительно строгой временной связи с ним. Одной из разновидностей ВП является реакция навязывания ритма – следование колебаний биопотенциала за частотой ритмического раздражителя. Метод ВП используется при изучении восприятия, внимания, интеллекта, функциональной асимметрии мозга, а также в дифференциальной психофизиологии (см. Психофизиология),

ЭМГ применяется в опытах по изучению двигательных актов для оценки интенсивности, локализации и временных параметров мышечного сокращения, в частности при регистрации скрытых двигательных реакций.

Регистрация КГР (см.) как непроизвольного вегетативного показателя чаще всего используется для оценки сдвигов функционального состояния, эмоциональных и ориентировочных реакций. Приме-


няются два способа регистрации КГР: в виде разности кожных потенциалов (по Тарханову) и как изменение кожного сопротивления (по Фере). Наличие индивидуальных особенностей позволяет использовать КГР в дифференциальной психофизиологии.

ЭКГ используется для аналогичных целей как объективный критерий вегетативных сдвигов.

МИКРОГЕНЕЗ ВОСПРИЯТИЯ – выделяемые в реальном масштабе фазы актуального становления зрительного образа объекта. Восприятие развивается от локализации квазипредметных областей в пространстве и времени к последующему описанию общих очертаний этих областей и, наконец, к отчетливому восприятию предмета во всем многообразии его деталей.

Последовательность фаз, реализующих М. в., может быть достаточно лабильной. В зависимости от задач и установок субъекта М. в. может не проходить все фазы, а заканчиваться на любой из них. Каждая фаза М. в. может инициировать действие субъекта, в т. ч. и ошибочное. Установление фаз М. в. особенно необходимо для оптимизации трудовой деятельности, связанной с управлением различными транспортными системами, когда человек имеет дело не с отображенной информацией, а с ориентированием в реальном пространстве среди др. движущихся объектов.

МИКРОДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ – непроизвольные движения глаз, возникающие во время фиксации. Их амплитуда не превышает 20 – 30 угловых минут. К числу М. г. относят тремор, дрейф и микросак-кады (флики) (см. Движения глаз).

МИКРОПСИЯ (от греч. mikros – малый и Apsis – зрение) – видение предметов уменьшенными и более удаленными по сравнению с их обычными размерами. М. может возникать в результате поражения теменно-затылочных отделов зрительного анализатора, однако чаще она обусловливается действием периферических факторов; в этом случае различают акко-модативную М., возникающую вследствие действия усиленного импульса к аккомодации, не сопровождаемого соответствующим увеличением площади изображения на сетчатке, и ретинальную М., возникаю-



щую при увеличении расстояния между фоторецепторами под воздействием, напр., опухоли, растягивающей сетчатку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: