Опросники личност-

НЫЕ – одна из разновидностей психологических тестов. О. л. предназначены для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт или других психологических характеристик, количественным выражением которых служит суммарное число ответов на пункты О. л. Разработаны и применяются различные О. л. для диагностики устойчивых черт личности; отдельных видов мотивации (напр., мотивации достижения); психических и эмоциональных состояний (напр., тревожности); профессиональных и других интересов, склонностей. Наряду с одномерными О. л., диагностирующими какую-либо одну характеристику, существуют многомерные О. л., дающие информацию о целом ряде различных характеристик личности. О. л. применяются в прикладных и в исследовательских целях, как в индивидуальных, так и групповых обследованиях. В последнее время активно используется перевод О. л. на компьютерную основу с автоматизированным предъявлением и обработкой результатов. Возможность и эффективность использования О. л. как психодиагностического инструмента определяются их соответствием психометрическим требованиям надежности, валидности, репрезентативности и достоверности (см. Психодиагностика}, я также стандартизацией процедуры проведения обследования и интерпретации результатов.

ОПТИКО-ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ – иллюзии, возникающие при наблюдении некоторых графических конфигураций, предъявляемых неподвижно во фронтально-параллельной плоскости при нормальном положении тела и головы, а также в естественном режиме движений глаз наблюдателя. О.-г. и. выражаются в том, что видимые метрические отношения элементов конфигураций не совпадают с фактическими. Согласно наибо-



лее распространенному объяснению, О.-г. и. представляют собой результат работы зрительных механизмов, обеспечивающих при восприятии обычных трехмерных сцен константность видимых размеров и формы объектов. Следует отметить, однако, что большинство О.-г. и. не является строго оптическими – аналогичные иллюзии возникают и при активном осязании (галтическом восприятии).

ОПТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ –см. Афазия.

ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ОПЕРАТОРА – комплекс мероприятий по созданию наилучших условий деятельности оператора. При О. у. т. о. обеспечивается оптимальное состояние работающих систем организма человека, достигается максимальная трудоспособность, повышается надежность деятельности оператора. О. у. т. о. осуществляется на основе учета данных общей психологии, инженерной психологии, эргономики, технической эстетики, физиологии и гигиены труда.

ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛАЗА – оптический аппарат глаза; состоит из 4 преломляющих сред: роговицы, камерной влаги, хрусталика и стекловидного тела.

Для расчетов и исследований обычно используют модель О. с. г. – редуцированный глаз Вербицкого, который имеет следующие параметры: 1) преломляющая сила в диоптриях, или рефракция (58,82); 2) длина глаза (23,4 мм); 3) радиус кривизны роговицы (6,8 мм); 4) показатель преломления стекловидного тела (1,40); 5) радиус кривизны поверхности сетчатки (10,2мм).

В редуцированном глазе оптическая система состоит из одной преломляющей поверхности, разделяющей две среды – воздух и стекловидное тело. При расчетах нужно вносить поправки на изменения аккомодации, поскольку преломление хрусталика в процессе аккомодации значительно изменяется (т. н. динамическая рефракция). При нормальной О. с. г. (эммет-ропии) изображение далеких предметов, испускающих практически параллельные лучи, должно фокусироваться на сетчатке. Но нередко встречаются аномалии О. с. г.:


близорукость (миопия) и дальнозоркость (гиперметропия), когда главный глазной фокус не совпадает с сетчаткой. Такие глаза называются аметропическими. При миопии главный фокус находится перед сетчаткой, а при гиперметропии – за ней.

Реже встречаются грубые отклонения от осевой симметрии роговицы или хрусталика, приводящие к астигматизму, при котором фокусирование параллельно падающих на глаз лучей в одной точке невозможно из-за различной преломляемости в разных меридианах глаза. К оптическим несовершенствам глаза относится анизэй-кония, при которой размер изображения предмета на сетчатке одного глаза больше, чем на сетчатке другого.

ОРГАН ЧУВСТВ –распространенный разговорный и научный термин, обычно употребляемый вместо понятий «анализатор», «сенсорная система» и постепенно уступающий им место как более точным.

В работах конца прошлого – начала XX в. в силу недифференцированности понятий «анализатор» и «рецептор» термин «О. ч.» употреблялся как в том, так и в др. значении. Этот термин является также и лингвистически недостаточно точным, поскольку В'современном русском языке слово «чувство» связывается со сферой эмоций, а не ощущений.

Соответствующие понятия в др. языках (Sinnesorgan – нем.; sense organ – англ.; organe des sens – фр.), где слова Sinn, sense, sens могут в зависимости от контекста означать чувство, ощущение или смысл, подчеркивают извечную близость сферы чувств и сферы ощущений. При переводе иа русский язык указанные понятия следовало бы передавать не термином «О. ч.», а – «орган ощущений», как это иногда имеет место (С. Л. Рубинштейн).

Согласно традиционному употреблению выделяют пять О. ч., соответствующих пяти «чувствам», т. е. модальностям ощущения: глаз (зрение), ухо (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). Такое деление устарело: теперь принято выделять большее число морфологически и функционально относительно независимых сенсорных систем.



ОРИЕНТАЦИЯ (у животных) – определение животными своего местонахождения и направления движения во времени и пространстве. О. осуществляется по определенным внешним ориентирам (термическим, оптическим, акустическим, электрическим и др. градиентам) на врожденной эндогенной основе (см. Биологические часы). Направляющими механизмами являются таксисы. В пространственной О. различают первичную О., обеспечивающую сохранение нормального положения тела, и вторичную, служащую для определения собственного местонахождения, локализации источников пищи, избегания опасности и т. п. У высокоорганизованных животных в процессах О. наряду с врожденным есть также индивидуально приобретенные компоненты: разыскивая определенные предметы, животное руководствуется ориентирами, зафиксированными в его памяти, что имеет большое значение для нахождения убежища и др. объектов на своей территории, выслеживания добычи и т. д. Врожденные компоненты О. играют определенную роль в миграциях животных, когда навигация осуществляется по наземным (географическим) или небесным ориентирам (поляризованное освещение небосвода, положение Солнца, Луны и т. д.), а иногда также по магнитному полю Земли.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач.

Различные виды О. д. в своей развитой форме представляют собой складывающиеся прижизненно сложные функциональные системы. На первом этапе развития О. д. путем обследования условий задачи и использования прошлого опыта у субъекта формируется образ ситуации и тех условий, которые должны быть в ней выполнены для достижения поставленных результатов. В дальнейшем функция О. д. заключается в ориентации и регуляции поведения на основе сложившегося образа.

Начало психологическому изучению О. д положили работы, показавшие роль исследовательских реакций в образовании навыков и при интеллектуальном поведе-


нии животных. В дальнейшем изучение О. д. у человека (Я. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) позволило установить существенную зависимость формирования двигательных навыков, сенсорных процессов, запоминания материала, усвоения понятий от особенностей ориентировки испытуемых (взрослых и детей) в условиях задания. Были выделены различные типы ориентировки (П. Я. Гальперин), в зависимости от которых изменяется эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений. При первом типе ориентировка осуществляется на случайные признаки, в результате чего обучение идет медленно, путем ошибок и проб и дает низкие результаты. Для второго типа характерна ориентировка на признаки и отношения, которые подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания. Процесс обучения идет в этом случае значительно организованнее и быстрее, чем в первом, однако результаты получаются ограниченными, т. к. перенос сформированных знаний и умений возможен лишь в пределах узкой зоны предъявляемых заданий. Третий тип отличается ориентировкой на существенные свойства и отношения, которые специально выделяются путем анализа внутренней структуры данного объекта и его положения среди др. объектов того же рода. При третьем типе ориентировки не только повышаются темпы обучения, но усваиваемые знания и умения легко переносятся в новые, измененные условия.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС – компоненты реакции организма человека и животных, вызываемые новизной раздражителя. Поэтому О. р. называют также исследовательским рефлексом. В комплекс компонентов реакции О. р. входят: движение головы и глаз в направлении источника раздражения, расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического сопротивления кожи, возрастание тонуса мышц, а также повышение физиологической активности коры больших полушарий головного мозга, проявляющееся в форме уменьшения амплитуды альфа-ритма, т. н. депрессии электроэнцефалограммы



(ЭЭГ). Сенсорным компонентом реакции О. р. является повышение чувствительности анализаторов и возрастание критической частоты слияния ощущений.

Реакция О. р. возникает на новизну раздражителя. Вначале при предъявлении нового раздражителя проявляются все компоненты О. р., образуя т. н. генерализованный О. р. При этом депрессия альфа-ритма ЭЭГ регистрируется во многих участках коры больших полушарий головного мозга. Через 15 – 20 предъявлений нового раздражителя часть компонентов реакции О. р. угасает. Депрессия альфа-ритма ЭЭГ регистрируется только в корковой проекции соответствующего анализатора. Это явление называется локальным О. р. При дальнейшем предъявлении раздражителя происходит угасание локального О. р.; раздражитель, перестав быть новым для организма, уже не вызывает появления компонентов внешней реакции О. р. Однако действие раздражителя на Ц. н. с. проявляется в виде т. н. вызванных потенциалов коры больших полушарий головного мозга; нервные импульсы, вызванные действием раздражителя, достигают коры и после угасания О. р. Отличительная особенность угасания О. р. – селективность по отношению к раздражителю. Изменение характеристики стимула после достигнутого угасания приводит к появлению ориентировочной реакции как ответа на новизну. Изменяя разные параметры стимула, можно показать, что избирательность угасания О. р. проявляется в интенсивности, качестве, продолжительности действия раздражителя и используемых интервалов. В каждом случае О. р. является результатом сигналов рассогласованности, возникающих при несовпадении стимула и его нервной модели, которая сформировалась в ходе многократных повторений раздражителя, используемого при угасании. После предъявления нового раздражителя временно восстанавливается О. р. на привычный раздражитель: происходит растормаживание О. р. Сходство угасания О. р. с угасанием условного рефлекса дало основание И. П. Павлову считать, что оба процесса связаны с развитием внутреннего торможения. Рассматривая угасание О. р. как выработку тормозных условнорефлек-торных связей, можно заключить, что оно является негативным научением.


Изучение нейронных механизмов О. р. показало, что с ним связаны нейроны, расположенные вне основных сенсорных путей в ретикулярной формации и гиппокам-пе. В отличие от специфических афферентных нейронов, характеризующихся устойчивыми реакциями даже на протяжении многочасовой стимуляции, нейроны, связанные с О. р., являются своеобразными детекторами новизны. Это мультисенсор-ные нейроны, отвечающие только на новые раздражители. Угасание реакций детекторов новизны повторяет на нейронном уровне основные закономерности О. р. и характеризуется высокой степенью избирательности.

ОРУДИЙНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЖИВОТНЫХ – специфическая форма обращения с предметами, при которой животные одним предметом («орудием») воздействуют на др. В отличие от О. д. ж. в подлинно орудийных действиях человека за орудием закреплена его функция, являющаяся выражением определенных трудовых операций. При О. д. ж. предмет используется лишь как подручное средство для установления физической связи между животным и целью его действия. О. д. ж. служат для добывания пищи, но могут выполнять также комфортную, коммуникационную или агрессивную функцию. О. д. ж. отмечены у немногих видов животных (некоторых насекомых, птиц, млекопитающих). Наиболее сложны О. д. ж. у обезьян; они послужили одной из предпосылок зарождения трудовой деятельности древнейших людей (см. Антропогенез).

ОСВЕЩЕННОСТЬ – световой поток, падающий на единицу освещаемой поверхности. О. измеряется люксметром. Основные единицы О. – люкс и фот. О. поверхности зависит от ее расстояния до источника света и наклона поверхности по отношению к перпендикулярному направлению лучей света.

ОСНОВНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ЗАКОН – см. Закон Фехнера, Закон Стивенса.

ОСТРОТА СЛУХА (абсолютная слуховая чувствительность) – величина, обратная абсолютному порогу слуха, т. е. наименьшей воспринимаемой на данной частоте силе звука.



ОСЯЗАНИЕ (или гаптическое восприятие, от греч. hapts – касаюсь) – один из видов механорецепции. О. – филогенетически древний механизм; его прообраз существует уже у некоторых растений, реагирующих на соприкосновение с твердым телом изгибанием органов, напр, усиков (гаптотропизм). На уровне беспозвоночных появляются специальные рецепторы О. – осязательные волоски. В жизни многих высших животных важную роль играют вибриссы – пучки длинных осязательных волос, расположенных на лапах (у многих сумчатых), на верхних и нижних челюстях (напр., у кошки). У некоторых обезьян (коат, ревунов и пр.) О. является одной из функций хвоста, часть которого свободна от шерсти и покрыта «дактилоскопическим узором», а также, естественно, конечностей, особенно передних. Человек способен осязать всей кожей, однако пороги О. у различных участков варьируют в широких пределах. Так, пороги ощущения прикосновения составляют для кончика языка – 2, кончиков пальцев – 3, тыльной стороны ладони – 5, поясницы – 48, подошвы – 250 г/мм.

Несмотря на более высокую чувствительность кончика языка, у человека особо важным органом О. является рУка. Сенсорная система, обеспечивающая формирование осязательного образа, включает кожный (тактильный, температурный) и кинестезический анализаторы. В процессе О. ощупывающие движения рук воспроизводят форму (контур) предмета, как бы «снимая» его «слепок». О. играет важную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. О. является одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Особого развития О. достигает у слепых, в значительной степени компенсируя утрату зрения.

Различают пассивное и активное, мономануальное и бимануальное, непосредственное инструментальное О.

Активное О. – процесс формирования осязательного образа предмета в ходе его ощупывания. Рука (руки) выступает как своеобразная координатная система, обеспечивающая восприятие пространственных взаимоотношений частей (элементов) ощупываемого предмета и его фактуры.


Для О. активного характерно разделение функций рук и пальцев. Важнейшую роль при этом играет кинестезический анализатор. При пассивном О. осязательный образ контура предмета формируется в условиях его последовательного перемещения относительно покоящейся руки (пальцев). В этих условиях образ формируется на основе только тактильных сигналов.

Мономануальное О. (от лат. mono – один и manus – рука) – пространственно-тактильное различение, осуществляемое одной рукой. Восприятие достигается в ходе активного ощупывания, когда движения руки уподобляются форме предмета. Ощупывание представляет собой дискретный ряд движений и пауз. Выделяют две основные стадии обследования предмета. На первой, ориентировочной стадии с помощью мелких (амплитуда – 2 – 3 мм) движений происходит выделение наиболее информативных частей контура фигуры, на второй – после размашистых, «обзорных» движений руки возникает тактильный образ предмета.

Бимануальное О. (от лат. bis –дважды и manus – рука) – осязание'двумя руками. Обладает рядом преимуществ: больший объем осязательного поля, бблыдая скорость ощупывания, большее разнообразие сопряженных ощупывающих движений, позволяющее оптимизировать стратегию восприятия, расширить возможности восприятия пространственных отношений между предметами. Для О. бимануального характерно разделение функций рук: одна из них выполняет функцию опоры или начала отсчета –- собственно ощупывания, при этом циклически происходит смена рук, что обеспечивает взаимный контроль и коррекцию осязательных сигналов. Если разделение функций рук искусственно снимается (обе руки синхронно выполняют одну и ту же функцию – ощупывание), то целостный осязательный образ ощупываемого предмета не формируется. При восприятии предметов (или их элементов), расположенных симметрично относительно сагиттальной плоскости тела, ощупывающие движения обеих рук синхронны; при восприятии предметов (или их элементов), расположенных асимметрично, – асинхронны. Чередование синхронных и асинхронных сопряжен-



ных ощупывающих движений – необходимое условие различения и сравнения объектов восприятия (и их элементов). О. бинуальное необходимо при формировании пространственных представлений, в особенности таких, как представление о симметрии.

Инструментальное О. осуществляется с помощью какого-либо вспомогательного орудия и достигает большой точности, даже когда ощупываемый предмет скрыт от зрения. Получило исключительное развитие в трудовой деятельности человека.

Тактильные сигналы, играющие значительную роль в О., возникают от соприкосновения руки с орудием, последовательно воспроизводя кинестезические сигналы.

ОТКАЗ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА – невыполнение человеком-оператором предписанных действий или такое снижение качества их выполнения, которое делает невозможным достижение цели деятельности.

ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ – субъективный познавательный процесс (а равно результат этого процесса), в котором объект познания выступает в чувственной форме, т. е. в форме ощущений, восприятий, представлений. У человека О. ч. – психическая деятельность, направленная на образование адекватного объекту образа. Последний является результатом и формой О. ч. Специфика человеческого О. ч. проявляется в сознательном характере чувственных образов.

ОЩУЩЕНИЕ – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств (см. Органы чувств, Анализатор).

Первоначально учение об О. возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Согласно сложившейся традиции, в философии термин «О.» трактуется широко, охватывая все явления чувственного отражения, включая и восприятие. Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали О. в качестве источника человеческого познания. В XVIII в. О. становится центральной темой дискуссий пред-


ставителей эмпирической философии. Механистическое понимание О. как элементарных «кирпичиков» психического получило особое распространение в ассоциативной психологии. Так, В. Вундт различал О. и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных О.

В работах отечественных психологов утвердилось представление об активной действенной природе процессов отражения даже отдельных свойств предметов. В ходе этих процессов происходит «уподобление» динамики движения органов чувств свойствам воспринимаемых предметов (см. Перцептивные действия). Большое значение для преодоления наивно-ассоциативных взглядов на О. имели работы представителей гештальтпсихологии, справедливо отвергавших существование изолированных О., из которых в результате ассоциации строится восприятие. Исследования гештальтпсихологов, в частности, показали несостоятельность постулата константности, т. е. допущения неизменности связи между проксимальным раздражителем и соответствующим О. В настоящее время проблематика О. интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах психологии.

Многообразие О. отображает качественное многообразие окружающего мира. Классификация О. может осуществляться по разным основаниям. Широко распространено разделение О. по модальности, в связи с которым выделяют зрительные, слуховые, осязательные и др. О. Внутри отдельных модальностей возможна более подробная классификация на качества или субмодальности, напр, пространственные и цветовые зрительные О. Известные трудности для подобной классификации представляет существование интермодальных О., или синестезий. Английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1906) была предложена классификация О. на основе анатомического положения рецепторов и выполняемой ими функции. Он выделил три основных класса О.: 1) экстерорецептив-ные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2) про-приорецептивные (кинестезические), отражающие движение и относительное поло-



жение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках; 3) интерорецеп-тивные (органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. В свою очередь, экстерорецептивные О. делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные О. занимают промежуточное положение между этими подклассами эксте-рорецепции. Данная классификация не учитывает известную независимость функции О. от морфологической локализации рецепторов. В частности, зрительные О. могут нести важную проприорецептивную функцию (Я. А. Бернштейн, Дж. Гибсон). Попытку создания генетической классификации О. предпринял английский невролог X. Хэд (1918), выделивший более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.

О. возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от О. животных О. человека опосредствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу исторического понимания О. как «продукта развития всей всемирной истории» (К. Маркс) говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности. В качестве источника знаний человека об окружающем мире О. входят в целостный процесс познания, образуя чувственную ткань человеческого сознания.

ОЩУЩЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИЕ возникают вследствие сдвигов, происходящих во внутренней среде организма, и являются следствием первичных (органических) потребностей. Обычно к О. о. относят чувство голода, жажды и насыщения, а также болевые ощущения (см.) и половое чувство.

Чувство голода появляется при возбуждении пищевого центра–нервных клеток,


расположенных в венгро-медиальной части среднего отдела гипоталамуса, вследствие изменения состава омывающей их крови (концентрации некоторых продуктов углеводного, жирового, белкового обмена). Электрическое раздражение (с помощью вживленных электродов) этой области гипоталамуса вызывает у животного стремление к непрерывному приему пищи, а разрушение–к отказу от нее и гибели от истощения. Пищевой центр контролируют др. мозговые формации, в первую очередь миндалины, некоторые отделы новой коры, а также расположенный в дорзолате-ральной части среднего отдела гипоталамуса центр насыщения, с которым пищевой центр связан реципрокными отношениями (см. Реципрокная координация). При электрическом раздражении клеток центра насыщения животное отказывается от еды, а при разрушении – испытывает неутолимый голод и непрерывное стремление поглощать пищу (булимия). Центр насыщения также находится под контролем высших отделов Ц. и. с. Периферический компонент чувства голода – особые ощущения в подложечной области, связанные с голодными движениями желудка.

Чувство жажды обусловлено возбужденным состоянием питьевого центра – нервных клеток, расположенных в основании септальной области мозга и в примыкающих участках передней гипоталамиче-ской области.

Появление О. о. стимулирует активность в поведении, направленную на удовлетворение потребности в восстановлении энергетических и вещественных ресурсов организма, в сохранении гомеостаза. О. о. могут носить избирательный характер и вызывать у животного аппетит к пище, содержащей вещества, в которых оно испытывает недостаток.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: