double arrow

ОПЕРАТОРА МЫШЛЕНИЕ -


процесс решения оператором задач, возникающих при дистанционном оперативном управлении производственными процессами. О. м. является основой регулирующей деятельности оператора больших систем. Рационализация О. м. связана с созданием комплексных центральных щитов управления, отображающих динамику состояний управляемых объектов и помогающих оператору устанавливать отношения между элементами системы.

ОПЕРАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ– действия, переведенные во внутренний план, ставшие обратимыми благодаря координации с другими умственными действиями в одной и той же структуре группы, подчиняющейся определенным общим законам целого. Термин предложен Ж. Пиаже, О. и. не могут возникнуть без формирования внутреннего плана действия. Когда действия становятся умственными, они могут быть перестроены. Только в уме можно представить себе одновременно прямое и обратное действия и т. о. компенсировать изменения объекта. В реальной жизни обратимость отсутствует, а в представлении можно вернуться к исходному состоянию объекта.

Критерий появления операционных систем – конструкция инвариантов или понятий сохранения (см. Сохранение). Существует четыре стадииформирования операций: сенсомоторный период(от 0 до 2 лет), дооперашювалыюе мышление(от 2 до 7 лет), стадия конкретных операций






(от 7 до 11 лет), стадия формальных или пропозициональных операций(от 11 –

12 до 14–15 лет).

Пиаже различает операции логические или логико-математические (классификация и сериация изолированных объектов) и операции инфралогические или пространственно-временные (анализ и синтез самого объекта).

ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ –одна из форм неопозитивистской методологии науки, развитая известным английско-американским физиком П. Бриджменом (Нобелевская премия по физике, 1946). Бридж-мен недооценивал роль абстракции и абстрактного мышления и переоценивал роль опыта. Он считал, что научные понятия надо определять не через другие абстракции, а операционально, через определенную систему физических и измерительных операций, которые совершает ученый в процессе исследований. Так, Бриджмен отождествлял понятие длины с операциями измерения длины. Позже Бриджмен расширил круг допустимых операций, включив умственные операции (вербальные операции и манипуляции с символами). При этом неопределенным остается само понятие операций, а также принцип их отбора и применения в той или иной области знания. Тем самым понятия, являющиеся по своей сущности формами обобщенного отражения объективной реальности, превращаются в производное собственной деятельности исследователя. О. оказал значительное влияние на зарубежных, особенно американских, бихевиористски ориентированных психологов (Э. Толмен, Б. Скиннер и др.). Начиная с 40-х гг. влияние О ослабевает.



ОПЕРАЦИЯ(в психологии) – одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными условиями достижения целей, т. е. с задачей. А. Н. Леонтьев определял О. как способы осуществления действия. Одна и та же цель, соотносимая с действием (см.), может быть достигнута в разных условиях, поэтому одно действие может быть реализовано разными О. Вместе с тем одна и та же О. может входить в разные действия.

Формирование О. лежит на пути преобразования действия, при его выполнении. При этом действие, меняя свою на-


правленность, становится условием осуществления другого действия, обеспечивающим достижение новой цели. Большинство О. является результатом обучения, овладения общественно выработанными способами действий, часто закрепленными в орудиях действия. Сознательная О. первоначально формируется в качестве сознательного целенаправленного действия (это справедливо как для двигательных, так и для умственных О.), однако не всякая О. является сознательной.

Согласно взглядам Ж. Пиаже, О. – это интериоризованные обратимые и скоординированные в связные структуры действия, выступающие как психологические механизмы мышления. Развитие операторных структур подчиняется действию закона саморегуляции. Сами структуры подчиняются при этом закону целостности. Ж. Пиаже описаны общие условия образования О. при формировании у ребенка понятий движения, скорости, времени и пространства, геометрических представлений, понятий числа и т. д.







Сейчас читают про: