Возникая из ролевой неоднородности людей, власть сводится к системе преимуществ, представляющих дополнительные степени свободы и дающие право одним влиять на самоутверждение других. Операционали-зируют власть позитивные (стимулирующие добровольное подчинение) и негативные (осуществляющие принуждение) санкции, которые усиливают асимметрию субъекта и объекта власти. Вообще говоря, наличие подобной асимметрии — стандартное место в ситуации власти, между тем обнаруживается нюанс, упускать из виду который недопустимо. Вес упирается в предел полномочий властных функций, переступать который
^Перестройка и нравственность // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 7. 'Герцен Л. И. Собр. соч. М„ 1975. Т. 2. С. 57.
Власть
нежелательно, опасно: там, где баланс кардинальных целей и средств поддержания власти подрывается, власть вырождается.
Цель власти состоит в том, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения: а) противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовать напряжение, конфликты; б) стремиться к максимуму стабильности общественного целого, способствовать его совершенствованию, упрочению, прогрессу. Средство власти — богатый арсенал тактики — от безобидных вольтфасов, патронажа до администрирования, устрашения, применения силы. Поскольку небезболезненные механизмы власти сосредоточиваются у отдельных лиц, реализующих основные цели власти в соответствии с законом ее укрепления, возможно противоречие между субъектом власти — властедержателями и ее объектом — народными массами.
|
|
Развращаясь властью, субъект власти обнаруживает заинтересованность в наращивании и продлении господства, тогда как объект власти — народ, жаждущий увеличения свободы и благосостояния, стремится к независимости, достоинству, достатку. Настает момент, когда массы перестают санкционировать власть; последняя утрачивает почву для своего существования. Понимание зависимости силы власти от поддержки народа определяет необходимость балансировки оппозиции субъекта и объекта власти: искусство власти — в умении гибко и быстро реагировать на запросы масс, что, собственно, позволяет предотвращать политические катаклизмы. Взаимодействие власти и масс (в идеале) должно быть легальным и легитимным. Лишь в этом случае народ живет, а не прозябает, власть правит, а не насилует.
Кто может претендовать на высокий, ответственный, ко многому обязывающий пост властителя? Если держаться поверхности, субъект власти — представитель духовного производства, к которому причисляются по функционально-ролевому признаку. Подобный ход наводит на западноевропейское толкование интеллигенции как частичного социального слоя. Откуда следует: всякий властитель — интеллигент. Данная интерпретация расходится с российской традицией, связывающей интеллигентность не с ролевым (включенность в надстроечную деятельность по профессиональному признаку), а с духовно-этическим началом (интеллигент — воплощение гуманитарных констант, носитель и выразитель морально-нравственных абсолютов). Так как режим отправления власти предполагает учет требований эксперирующих регулятивов, что в персональном плане соотвегственно типажу гуманитарно уравновешенной, толерантной личности, обнаруживается преимущество именно российской традиции толкования интеллигенции
|
|
!
133 Раздел IV
как потенциальной социальной почвы власти. Последнее также хорошо согласуется с некоей исходной убежденностью, что не всякому образованному (западноевропейская ролевая трактовка интеллигенции) дано властвовать.
Как растить достойных людей, формировать властный корпус? Поиск ответа на вопрос дает такую схему рассуждения. В чем-то следует отказаться от идеализирующей российской трактовки интеллигенции. Взять саму нашу реальность, — история свидетельствует о наличии на Руси двоякой драмы: с Петра I, противопоставившего «индустриализм» Запада святости Руси, наметился и ныне непреодоленный раскол интеллигенции с народом: с Никона, А. Радищева, Н. Новикова, П. Чаадаева до петрашевцев и разночинцев интеллигенция, выступающая от имени Отечества и стяжающая право воплощать совесть общества, традиционно в оппозиции к правительству. Таким образом, в России налицо конфликт интеллигенции и власти. Русское дворянство расслоено — мелкопоместное малоинтеллигентно: в молодости — это служилые люди, по отставке — прожигатели жизни, самодуры; высшее — в большинстве лишние люди, фрондеры, не находившие применения и задавленные двумя массами — темным самодержавием и темным народом. Те же, кто из дворянства оказывался верноподданным, утрачивают вольнодумство, проходят как реакционеры, гонители свободы и культуры — от С. Уварова и К. Победоносцева до Д. А. Толстого и С. Витте (т. е. подтачивают исходно высокий образ интеллигента).
Следовательно, в теории имеется концептуальный типаж, но он не работоспособен при проекции его на действительность (отсюда и крайне негативный проект неполитической российской государственности). Еще Платон обращал внимание на возможность внутреннего перерождения, деформации власти вследствие развала у должностных лиц чувства сопричастности властному этосу (коррупция, непотизм, протекционизм и т. п.). Власть и интеллигенция совместимы в случае особого рода интеллигентной власти, которая обеспечивается: а) формированием властных элит (с отменой наследуемого права на власть); б) достижением внутренней (моральной и материальной) независимости политических деятелей; в) введением жесткого контроля нравственных качеств парламентариев (комиссии по этике); г) учреждением правового контроля деятельности представителей властного корпуса (декларации о доходах, запрет на предпринимательство и т. д.); д) демократизацией властных структур (ротация, борьба с лоббизмом, клановостью); е) введением режима гласности — фронтальная подотчетность и подконтрольность.
Власть
4.3. ПРИНЦИПЫ ВЛАСТИ
Одно дело — стяжать власть, другое — ею распоряжаться. Последнее предполагает искусство встраиваться во всегда высокий темп жизненных изменений и формировать инструменты их контроля, осуществляя прямую и косвенную регуляцию взаимодействий людей и поддерживая оптимальный ритм общественного существования. Чтобы нетерпение не обгоняло возможность, чтобы доминирование не обращалось в мелочную борьбу и месть, чтобы личность, обретя бразды правления, сохраняла «вертикальное положение», не погрязая в страстишках, полезно придерживаться неких исконно существенных принципов власти. Переходя к описанию этих принципов, подчеркнем лишь то, что данные нормативные основоположения, как и все и всякие «общие места», разумеется, утрачивают черты истины, однако, допуская изъятия и нюансы, оказываются капитальными, если брать их вместе, проводя применительно к различным контекстам соответствующие спецификации. Итак, среди основных принципов власти выделим следующие.
|
|
3 Принцип сохранения. Отношение к власти как преимущественной, едва ли не единственно подлинной ценности. Аналогично традиционным законам сохранения, фиксирующим инвариантность численных значений некоторых величин относительно функции времени, данный принцип выражает требование стабильности, воспроизводимости, пролонгируемое™ власти, ее независимости, неколебимости, незыблемости ко всякого рода перипетиям (перестройки, возмущения, изменения) текущей жизни. Главное здесь — удержание и умножение власти всевозможными способами. С властью собственноручно, добровольно не расстаются — за власть борются. До конца. Акцентируя это, Т. Гоббс вводил постулат максимизации собственной власти (жажда власти как логическое резюме внутренних сознательных стремлений), характеризующий имманентный строй homo politicus (человек политический). Принцип сохранения власти, поддерживаемый интенцией усиления влияния, по определению — силовой показатель. Во многом, если не во всем, он предопределяет конъюнктурность, имморальность, т. е., по гамбургскому счету, криминальность феномена власти.
Принцип действенности. Властитель не склоняется, не пасует перед обстоятельствами, он справляется с ними. Говоря образно, ему не может прийти в голову перестать сеять хлеб из-за угрозы сорняков. Созерцательность, нерешительность, анемичность — не амплуа властедержателя, соответствующее его основополагающим сценическим данным, характеру социальной роли. Властитель — существо инициативное: ему нужно дело, а не разговоры о нем.
|
|
135Повторения в истории, как известно, бывают в виде трагедий, фарсов и трагифарсов. Удерживая в мысли знакомые примеры этого, подчеркнем, что исторические циклы, реставрации оказываются не событийными, а модельными. К примеру, крах абсолютизма (царского) в 1917 г. и крах абсолютизма (партийного) в 1991 г.; разгул митинговой демократии как рычаг просвещения масс в том же 1917 г. и соответствующие события в 1991 г. Множество гомологических черт у лидера буржуазных демократов образца 1917 г. А. Керенского и лидера перестройки образца 1991 г.: оба в народе именовались главноуговаривающими. Аналогии на том не кончаются.
Центральное правительство, декларировавшее в апреле 1985 г. перестройку и так и не приступившее к ней, как и буржуазно-демократическое февральское правительство, низложено. Из этого представительного факта следует: непростительнейший изъян власти — умозрительность, велеречивость. Кто уклоняется от игры, тот ее проигрывает, — говорил А. Ришелье. Власть не может заниматься эгобеллетристикой, впадая в сервилизм перед сообществом. Напротив, она должна быть решительной, дееспособной, иначе она перестает быть властью.
ι Λ Принцип легитимности. Обеспечивающая выполнение принципа сохранения беспредельная тактика не должна оборачиваться тактикой беспредела, от которой отскакивают гуманитарные общие места. В этом отношении, понятно, власть не есть нечто, что не сковывает себя обязательствами. В развитии данного сюжета выскажем такое соображение. Политик-властитель не обходится без исторического самоотчета. Поскольку действия его обращены к людям, а говорят всему человечеству, исходят из эпохи, а являются достоянием вечности, политик-властитель должен представлять, как войти в историю и как достойно в ней удержаться. Так как во властной деятельности «вечностью заполнен миг», субъекты ее обязаны сохранять самообладание, направленное в первую очередь на исключение гуманитарно сомнительных, неполноценных акций. По необходимости же предпринимая последние и памятуя, что не принадлежат себе, властители должны иметь вариант самооправдания. (Когда спросят в последующее время сыны ваши отцов своих: «что значат эти камни?» — во избежание драматических переосмыслений нужно иметь заблаговременный удовлетворительный ответ.) Из сказанного вытекает: работающий на больших массах властитель (в идеале) воздерживается от криминала и в словах, и в помыслах, и в действиях: во всем он стремится вырабатывать правовой, конституционный подход.
Оптимальное средство удерживать власть — опора на закон, законотворчество. Закон всегда сильнее власти. Об этом стоит помнить властителю, для которого при рассогласовании деятельности с законом конфликт снимается
Власть
отставкой, либо трансформацией норм, либо их попранием. Первый путь — путь «хорошей мины при плохой игре» — плод самонадеянности, недальновидности, следствие переоценки собственных возможностей (он охватывает и редкий случай отстаивания идеалов, когда властитель надевает маску жертвы: «Блаженны изгнанные правды ради»). Второй путь, с точки зрения пролонгации власти, наиболее предпочтительный. Возмущающие воздействия неблагоприятных условий блокируются здесь ad hoc (по случаю) акциями. В согласии с максимой не власть обслуживает нормы, а нормы — власть, по необходимости проводится конъюнктурная подгонка норм под нужды власти (изменение, упразднение, пополнение законодательства). Третий путь — крайне опасный, для стратегических перспектив власти сомнительный. Связанный с подрывом доверия к субъекту власти со стороны ее объекта, он реализуется в ситуациях цивильно недоразвитых форм, попустительствующих само- и единодержавию.
< Иринами скрытности. Имеет несколько редакций. Первая — недопущение разоблачений. Подобно тому, как собаки боятся орла, когда видят его тень, властитель, соблюдая канву легитимности, закулисно должен уметь играть на устрашение, остерегаясь при этом всякого рода самораскрытий. Именно это позволяет ему политически блефовать, компенсировать слабость собственных карт ставками на противоречия мощных партнеров. Вторая — дистанцированиисть от массы. Властитель, способный на внешний смех и тайный плач, остается для публики, как за семью печатями, за хорошо поставленной плотной ширмой. Величие человека измеряется величием тайн, которые его занимают или перед которыми он останавливается. Во избежание дискредитации вход в самостный мир властителя заказан. Поэтому властитель отстранен от массы; она не может быть свидетелем открытости его мыслей и действий. В pendant утверждаемому уместно вспомнить случай с де Голлем, которого ледяной ветер государственных интересов заставил добровольно принять на себя роль затворника: самоотшельничество, разрыв непосредственных живых связей с иными людьми сообщили ему дополнительную свободу, возможность не быть искренним ввиду невозможности ни отвечать на искренность, ни рассчитывать на нее. Третья — наращивание тактического арсенала. «Опасайтесь этого человека! Он говорит то, что думает», — предупреждал Б. Диз-раэли. И вполне справедливо: подобный стиль утверждения властителю не подходит. Поскольку политические перемены происходят, когда преодолеваются силы сопротивления, а, как правило, они имплицитны, властитель стремится располагать дополнительными механизмами ослабления, уничтожения соперников-интриганов. Борьба же с тайными силами по определению — тайная. Четвертая — проявление самоволия «казнить —
137 Раздел IV
так казнить, миловать — так миловать». Зачастую лишенный санкционированных инструментов оплаты по векселям, долговым обязательствам в виде политических и личностных камбио и рекамбио, властитель может и должен отправлять функции оперативного ареопага. Предпринимая соответствующие квалифицирующие действия, однако, нелишне руководствоваться определенными максимами, говорящими, что выше закона — любовь, выше права — милость, выше справедливости — прощение. Пятая — лишь плохая власть не знает иного пути, кроме прямого. Власть располагает значительным запасом неявных, латентных средств (тайная дипломатия, секретная переписка, закрытые встречи, конгрессы, форумы, слушания и т. п.), нацеленных даже не столько на охрану государственных, политических или партийных секретов, хотя и это немаловажно, сколько на соблюдение правила: самое опасное для власти — говорить правду раньше времени. Должен, вероятно, существовать оптимальный режим предания гласности, предполагающий с определенной периодичностью рассекречивание документов. Последнее необходимо для тщательной аналитической работы: монументальной, связной, содержательной оценки прошлой реальности, ставящей перед собой как сверхзадачу создание достоверной летописи эпохи, страны, судьбы — подлинной, неотретуши-рованной истории народа, его правителей. Посул отказаться от тайной дипломатии, секретности в политике — бьющая на сиюминутность пропагандистская уловка, к которой, помнится, охотно прибегали рвущиеся к власти большевики, — тотчас был, однако, ими предан забвению после захвата власти. В России всё тайна и ничто не секрет. Тот же закрытый разоблачительный доклад Н. Хрущева на XX съезде КПСС — это сокрытие информации. Но не от пострадавших, а от народа. Причины? Они очевидны: не допустить неконтролируемых социально-политических процессов, потенциально опасных для власти. Отсюда — общее положение: временной интервал рассекречивания должен быть оптимальным, — доступ общественности к святая святых власти — ее тайнам, архивам — санкционируется не слишком рано (во избежание ненужных обострений) и не слишком поздно (ввиду дезактуализации элементов прошлого). Особенно важно сказанное применительно к России, народ которой оживляется лишь тогда, когда приходится хоронить кого-либо (наблюдение В. Розанова). У всякого человека, властителя — своя тень, и ее надо знать. У всякого народа— своя судьба, своя история, и ее надо писать. Вовремя.
Принцип «антифортиссимо». Сила власти не равнозначна власти силы. Это тот случай, где от перестановки слагаемых сумма меняется. Наилучший тип вершения власти, как отмечалось, — правозаконный (принцип легитимности). В этом отношении справедливо, что пушки — последний
Власть
довод королей. Последний в прямом и переносном смысле. В прямом, так как сила — крайнее средство удержания власти, к которому прибегают, когда все способы испробованы. В переносном, так как сила — худший или, как минимум, наименее желательный способ сохранения власти, ибо связанная с многочисленными материальными и гуманитарными издержками хирургическая политика всегда обоюдоостра, рискованна.
Рычагами отправления власти (в идеале) выступают законодательно санкционированные социальные действия. В случае исчерпания конституционно признанных легальных преобразовательных инициатив соответствующий норме период жизни прерывается. Наступает пора беззаконного безвременья, где, не заботясь о благопристойности, власть проявляет себя инструментом «играния злокозненной игры», для личности и народа индицирующей опасность «оскорбления окончательного исчезновения» (И. Тургенев). Это пора не правовых, законных, а принудительных преобразований в диапазоне от революции, путча до радикальных встрясок — реформации в условиях чрезвычайщины. Плохих программ у властителей-политиков, вообще говоря, не бывает. Слова «всем хорошо» известны; они уже давно сказаны. Punctum quaestionis (суть вопроса) в том, какими акциями они обеспечиваются, подкрепляются. Здесь важен выбор ценностей, расстановка приоритетов. Не входя в детали и не нарушая подробностями смысловой интенсивности разбора, оценим крайности.
Левый фланг — местечковый (классово-групповой) подход, навевающий долг «заставить быть счастливым». Насильственный ход в светлое незнаемое, естественно, связан с издержками, которые определяются произвольно. Касательно одних допускается нейтрализация, доходчиво намеченная, к примеру, И. Бабелем: «Вы слюнтяй, и нам суждено терпеть вас, слюнтяев... мы чистим для вас ядро от скорлупы. Пройдет немного времени, вы увидите очищенное это ядро, выймете тогда палец из носу и воспоете новую жизнь... а пока сидите тихо, слюнтяй, и не скулите нам под руку»5. Касательно других принимается ликвидация, отрабатываемая практически уже в наши дни леваками-коммунистами (маоисты, полпотов-цы) во впечатляющих сценариях мирового пожара: «Если во время войны погибнет половина человечества, — это не имеет значения. Не страшно, если останется и треть населения... Если действительно разразится атомная война — не так уж плохо, в итоге погибнет капитализм и на Земле воцарится вечный мир. Хотя мир будет лежать в развалинах, но эти развалины будут уже социалистическими» (спрашивается: кому и зачем нужны
ь Бабель И. Соч. М„ 1990. Т. 2. С. 78.
139 Раздел IV
хотя бы и социалистические развалины?). Недалеко ушли и ястребы из иного лагеря, во времена конфронтации и холодной войны утверждавшие значимость вопросов более важных, нежели вопросы самоистребления. В отмеченных случаях тем не менее трудно избавиться от шигалевского парадокса фактических властедействий: почему, исходя из абсолютной свободы, приходишь к абсолютному рабству? Вопрос, не снятый и поныне социоконструкторами-преобразователями.
Правый фланг — обращение к положительным началам, универсальным, абсолютным святыням. К недостаткам данной, очень возможной линии относятся два: семантическая недоопределенность трактовки идеала и полный одиозности политический путь реального насаждения идеала, которого при отсутствии монополии на него каких-либо лиц и инстанций кто-нибудь, где-нибудь, когда-нибудь да не примет.
Самое интересное и ценное в человеке — его идеалы, верования; это же приложимо и к нациям, и к историческим эпохам, — подмечал У. Джемс. Вторая часть утверждения своей очевидной правотой не столько дополняет, сколько уточняет первую. Уточняет в плане политизации, этнизации и одновременно — что бесконечно важно — релятивизации. Оказывается, у людей разные абсолюты. Что может претендовать на титул вечных ценностей?
Гуманизм? Но еще М. Лютер, критикуя Эразма Роттердамского, недоумевал, как человеческое может значить больше божеского.
Свобода? Но тот же Сент-Экзюпери язвительно вопрошал: «Если в пустыне освободить человека, который никуда не стремится, чего будет стоить его свобода?»
Филантропия? Но разве не разрушают эту мысль Ж. Бодена сопровождающие цивилизацию геноцид, апартеид, апатрид?
Независтливость? Но ведь сказал О. Генри, что каждый шиллинг в чужом кармане — собственное оскорбление.
Мир? Но изрек Христос: «Не думайте, что я пришел принести мир на Землю; не мир пришел я принести, но меч».
Так что, прямо по А. Чехову, получается: «...умно, благородно, но неталантливо; благородно, талантливо, но не умно; или, наконец, талантливо, умно, но неблагородно». Проблема универсальности человеческого идеала не решена, и, пока жизнедействует человечество, вряд ли она будет решена исчерпывающе и досконально.
Следующий момент — политическое конституирование идеала в системе властедействий. Какое время на дворе — таков и мессия. Утверждением этого подрывается обреченность на адекватность державной тактики, почти исключительно зависящей от складывающихся условий. Коль
Власть
скоро ситуация отмечена печатью неопределенности, очертим пространство принципиальных вШможностей, характеризующих тип отправления соответствующих властных функций. С позиции обеспечения идеала властедей-ствиями обосабливаются следующие варианты оперативного интервала: возможно либо отбирать, либо насаждать мечту. Первый вариант на примере обстоятельств Акакия Акакиевича разобрал Н. Гоголь: человек не в состоянии пережить утрату мечты, ибо жизнь его незамедлительно обессмысливается. Второй вариант на образе самурая, который жил мечтой о бататовой каше, рассмотрел Акутагава: добившись идеала, человек сознаёт его несопоставимость ни с собой, ни со своей жизнью, что провоцирует выход из состояния самообмана с полной утратой жизненных опор. Кризис мечты и погружение в мечту — два типа экзистенциальных программ, соответствующих нехватке или избытку идеала. Между этими границами — жизнь, самоутверждение человека. Что ему дано? И много ль ему надо? На эти вопросы в практической плоскости отвечает не властитель, а каждая личность самостоятельно. Задача властителя в этой связи — не деформировать перспектив ни народных, ни личностных идеалов, силой огненных мечей не отбирать правду ни у человека, ни у бога. Прямая обязанность властителя потому — не быть революционером: не ликвидировать и не инспирировать мечту, «из вечных истин строя казематы». Стремящаяся к долголетию власть должна быть жизнетворной, долготерпимой, умеющей избегать надрывно-сти: обструкция и насилие как таковые, по общечеловеческим масштабам, неоправданны: они не несут в себе и через себя ни процветания, ни свободы. Отсюда — здоровый, навеваемый опытом гуманитарного строительства оппортунизм, отдающий предпочтение постепенности, эволюционное™, самоорганизованности общественного развития.
Принцип внутренней несвободы. Властитель не действует ad libitum (произвольно): он не принадлежит себе; свобода воли его ограничена. Собственная свобода и власть — извечные антагонисты: свобода исключает власть, власть — свободу. С принципиальной точки зрения, свобода воли сродни произволу, реализуется в сфере, где власти нет, — в духовном творчестве. В природе и обществе нет подлинной свободы, ибо есть власть в виде давления обстоятельств — неволи, подневолия. Власть и несвобода неразрывны, соподчинительны. Одно существует лишь благодаря тому, что существует другое. Власть и подчинение, принуждение, «завязанные» на толпу, принадлежат друг flpyiy Представитель власти — раб толпы, представитель толпы — раб власти. В своей неспонтанейности, несвободе власть и толпа координированы, единосущны: власть — питательная нива толпы, толпа — питательная нива власти. В последнем и проявляется их взаимосогласованный modus vivendi (условия существования). Раздел IV
Имеющий власть — не то что бог, всего не может и не имеет. Возвышаясь, возносясь над простыми смертными, властитель не приближается, а удаляется от всемогущего бога. Бог свободен, неподсуден; повелевая, он творит. Властитель зависим, подсуден; царствуя, он правит.
Принцип внутренней несвободы властителя характеризует наличие в нем развитого верхнего сознания, сообщающего понимание немыслимо-сти, неприемлемости, неприменимости необеспеченных вмешательств в шествие истории, ток жизни. Свободна ли рыба, идущая на нерест? Свободен ли предводитель Отечества, памятующий об евангельском «горе вам, слепые поводыри» и не желающий самочинно стелить постель варварству?
Вступающему во владение и реализующему права на него, которые «есть отчасти непосредственный физический захват, отчасти формирование, отчасти просто обозначение»6, следует представлять, что мудрость правления не в совершенстве, а в совершенствовании. Достигнувшего высот что удерживает от своеволия? Близлежащий ответ — «царствие небесное, внутри нас пребывающее», — на фоне неисчислимых драм истории выглядит нереалистичным. Обоснованней принять: от самочинных действий власти тела удерживает отлаженный механизм сдержек и противовесов, а также — со стороны духовной образующей — гуманитарная ответственность за судьбы вверенных ему стран и людей. Такого рода ответственность — тяжкое бремя, ибо властитель — последний авторитет: не существует иных отстоящих авторитетов, на которых при случае можно перелагать ответственность.
Принцип внутренней несвободы, следовательно, принцип разумной сдержанности: на путеводительском месте не пристало делать больше, чем понимаешь, что делаешь. На постижение того, что «как» во властедействиях в итоге гораздо важнее, чем «что» работают следующие обстоятельства:
1. Жизненной сфере недопустимо навязывать философско-политиче-ские мерки. Изменять мир программами невозможно. «Я решительно убеждаюсь, что на службе можно приносить только две пользы: 1) отрицательную, т. е. не брать взятки; 2) частную, только тогда, когда позволишь себе нарушать закон», — признавался И. Аксаков. Нарушать закон... В широком смысле сие означает выходить за заранее установленные (административно-бюрократические) рамки. У жизни и политики — разные, как правило, нестыкуемые измерения. Жизнь стоит над политической историей; у нее свой строй, свой лад. Первоисточные ценности жизни — особые lebensformen (жизненные формы) — под политические курсы, линии не
6 Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 111.
Власть
1Щ
подводимы. Глупо, жутко жизнь свою сочетать с политическими кампаниями («борьба с вредителями», «покаяние» и т. д.). Ведь ты, чудак-человек, сосешь сиську, видишь солнце, поешь песни, любишь жену, играешь в карты, ешь хлеб, знаешь стыд, угрызения совести, муки творчества, напряжение мысли — вся существенная жизнь с тобою случается, и не так суть важно, в какую историческую эпоху, в какой стране и «формации» она течет7.
Жизнь личности абсолютна. Течение политической истории относительно. Жизнь сопротивляется готовым решениям, откуда бы они ни исходили. В жизни нет никакой априорно задаваемой метрики. Метрику жизни, проходя мировые линии, человек устанавливает себе сам. Разумеется, он ломает дрова, куролесит, блуждает в потемках, ориентируясь тем не менее на высокие образцы, ценности с универсальной пропиской — такие, как Вера, Надежда, Любовь, Красота, Польза. Не политические, а гуманитарные программы заставляют следить за собой человека, не ронять достоинства. Не власть, но логика высокого в жизни удерживает нас от превращения в «беспастушье стадо»..
2. Во властных, по природе конъюнктурных действиях нет истины, а есть интересы. Истина (естина) — то, что есть. Интересы же — область желаемого. Организуема ли жизнь но интересу? Имея в виду здравомыс-ленную платформу существования — скорее всего нет. К тому же политическая—частичная—властесфера не способна предложить универсального интереса.
В чем смысл жизни? Опыт вершения истории подводит к тому, что нет у жизни особого трансцендентного смысла. Любить жизнь и не искать смысла — вот мудрость; тогда по ходу дела и жизненный смысл обозначается, проступает.
Для властителя, координирующего хаотические устремления нолей, сбивающего их в единое, такая модель не подходит. Социальный функционер — властитель — пытается привносить в жизнь групповой смысл, интегрировать «я» в «мы» и эксплуатировать его в своих целях. Тонкость, однако, в том, что ниоткуда не вытекает, будто в «мы» больше смысла, чем в «я». Почему, к примеру, «человек-ненавистник— это плохо, а класс-ненавистник — это хорошо?»8
Смысл жизни — в нашей свободе, в автономных акгах утверждения своего «я». Отношение «власть — человек» таково же, как и отношение «чернь (чиновничество) — поэт». «Чернь требует от поэта служения тому же, чему
7См.: Гачев Т. Д. Русская Дума. М, 1991. С. 111. «Там же. С. 68.
143 Раздел IV
служит она:... внешнему миру; она требует от него «пользы»... чиновники... собираются направлять поэзию по каким-то собственным руслам, посягая на ее тайную свободу и препятствуя ей выполнять ее таинственное назначение» (А. Блок).