моральную.
Относительно большая самостоятельность, общественная динамичность, мобильность интеллигенции как социальной силы в тех же США достигаются за счет ее материальной и духовной самодостаточности. Так, средний доход интеллектуала здесь приблизительно в 2 раза больше дохода рабочего обрабатывающей промышленности. Однако много важнее то, что в Америке, где не гоняются за процентами, квотами и прочей препятствующей делу мишурой, интеллигенция играет подобающую ей роль основной культуро-деятельной политической силы, о чем свидетельствует привлечение — на уровне стратегических аналитиков, разработчиков-интеллектуалов — к формированию большой политики (до 40% интеллектуальной элиты, составленной из цвета университетской (!) профессуры). Примечательно: не интеллектуал внимает политику, а политик — интеллектуалу. Судя по советской истории, у нас, к сожалению, наоборот. Пока мы не искореним административно-приказное, анкетное политическое назначенчество, мы не
|
|
155 Раздел IV
№..
добьемся свободного, интеллигентного, т. е. в полном смысле слова культу-рообразного, политического труда. И требовать его до тех пор нет смысла.
Принцип меры. «Скорее взыщешь милость, если соблюдешь меру свою и не взыскуешь высшего, чем надлежит тебе» (Б. Клервосский). Вопрос меры — центральный в практике власти в отношении и цели, и средств, и персонального обеспечения. Фактор цели: народ стремится к свободе, властитель — к победе. Равнодействующая этих разновекторных характеристик находится на линии соблюдения вышеупомянутых ограничительных принципов — легитимности, «антифортиссимо», реальности, предусмотрительности, толерантности, приставки «со», самокритичности, культурности. Фактор средств: вопреки Н. Макиавелли, поощрявшему вседозволенность, в силу тех же ограничительных принципов следует проявлять щепетильность, разборчивость в выборе средств реализации властных целей. Фактор персонального обеспечения: властитель не схимник, не аскет, ничто человеческое ему не чуждо, однако он — лицо умеренное, избегает излишеств, пресыщения, владеет собой, противодействует губительной зависимости от собственных аффектов и страстей. Властитель, следовательно, имеет меру во всем, кроме служения обществу.
Принцип позитивности. Сила власти состоит в способности возделывать — сохранять, передавать, умножать. Последнее обеспечивается жизнестойкостью положительной программы. Властитель, конечно, обязан иметь рефлективную позицию относительно прошлого, однако не может замыкаться в нем, ибо усилия его поглощены настоящим. Отсюда всегда плохо, когда позитивная программа уступает критической: допускающий такое властитель уподобляется безрассудному, строящему свой дом на песке (сравните ситуацию с основанной на химерах прошлого — социалистический выбор, нерушимое единство партии и народа, великий могучий Советский Союз и т. п. — политикой перестройки, зачинатели которой словно забыли, что политика представляет ценность, исходя из того, что она дает, а не сулит).
|
|
Принцип ответственности. По закону Паркинсона, всякая власть стремится к самовоспроизводству, расширению, в связи с чем возникает крайне опасная тенденция установления безграничной власти. Опасность этой тенденции, помимо прочего, заключается в принимаемых властью на себя обязательствах. Ведь в силу правила «большая власть влечет большую ответственность» неограниченной, беспредельной власти приходится отвечать за всё. Последнее предполагает всестороннюю механизацию, автоматизацию, централизацию общественных явлений, абсолютную контролируемость управляемых, ликвидацию в их действиях свободы инициативы. Любые потуги достижения подобного мироустройства, однако, порождают
Власть
сильнейшую оппозиционную реакцию, сметающую власть. По этой причине уважающему себя и народ властителю следует избегать режима неограниченной власти.
Принцип самоорганизации. Существует два типа утопий: в духе Ф. Рабле, допускающих свободу инициативы (на вратах Телемской обители — лозунг «Делай, что хочешь!»), и в духе Т. Кампанеллы, крепящихся на жестком контроле деятельности. Опыт жизни демонстрирует несбыточность обоих подходов: первого — в силу того, что какая-то регуляция поведения в рамках сложных общественных систем быть должна; второго — по причине невозможности трансформации общества в казарму. Правда заключается в оптимальном воплощении двух начал — свободы инициативы и административного регулирования. Объективная недостижимость, недопустимость, неосуществимость в чистоте ни анархических, ни тоталитаристских форм (не беря вырожденные случаи) наводят на мысль о социальной значимости теоремы Геделя о неполноте: имеет место принципиальная неполнота и свободы реализации (хаотическое начало), и тотального регулирования (планово-организующее начало).
Таким образом, речь идет об оптимальном сочетании автономии и социальной опеки. Вариант полнейшей узурпации инициатив на принятие решений обнаруживается на большевистской фазе российской истории. Идеологическим обеспечением патернализма здесь оказывались следующие незамысловатые диспозиции.
Какова непосредственная пружина власти в СССР? «Кто осуществляет власть рабочего класса?» — вопрошал Г. Зиновьев. И отвечал: «Компартия». В этом смысле у нас диктатура партии, которая есть функция диктатуры пролетариата. Поскольку партия — непроницаемый для непосвященных, закрытый для влияний орден меченосцев, направляемый магистрами-вождями, волю партийной диктатуры проводят и воплощают вожди. Так, в основе советского государственного строя — диктатура класса, в основе диктатуры класса — диктатура партии, в основе диктатуры партии — диктатура вождя. Единоличная, единодержавная, самочинная форма правления, как и всякая сверхцентрализованная власть, исключающая самоорганизацию.
Самоорганизации общественных структур, следовательно, наше отечество не знало. В дореволюционное время этому препятствовал царизм, в послереволюционное — большевизм.
Былое пророчествует, опуская занавес жалости над сценой зарегулированное™ общественной жизни, где подорвано исключительно дальновидное плодотворное начало отпущенных вожжей. Чем осмотрительнее власть, чем выше ее положение, тем меньше у нее компетенций входить в круг
|
|
157 Раздел IV
частностей. Властвование в стиле мелочной опеки нетерпимо. Дальновидная власть должна быть размеренной, удержимой, сознательно сдерживающей экспансивность. «Громадная разница, — резонно отмечал Г. Гегель,— заключается в том, направлено ли стремление государственной власти на то, чтобы держать в своих руках все, на что она может рассчитывать, — именно поэтому ей тогда больше рассчитывать не на что, — или же она может, помимо находящегося в ее руках, рассчитывать и на свободную приверженность своих подданных, на их чувство собственного достоинства и желание служить опорой государству — на могучий неодолимый дух, изгнанный в иерархическом государстве и присутствующий только там, где верховная власть представляет все, что только можно, в непосредственное ведение своих подданных»".
Поэтому оптимальный вариант — использовать эффекты самоорганизации нетривиальных систем на базе не управленчески элементарного (линейного) администрирования сверху, а достаточно сложных нелинейных, неаддитивных, неголономных процессов кристаллизации порядка из хаоса снизу.
Принцип внутреннего величия. Если справедливо, что жизнь писателя — литературное произведение, то справедливо и то, что жизнь властителя — великое произведение. Властитель, требования души которого всегда превосходят требования тела, минуя соблазн и распад, поставляет пример великого.
Чем значительнее хочет стать человек, тем дольше он должен взрослеть, дабы представлять, как в погоне за званиями, чинами, рангами, знаками отличия не потерять имени. Если химеры завладевают людьми, — они убивают. В политике это выражается в эрозии, тривиализации имени. «Широкая публика, — отмечает Ф. Нитти, — всегда является выражением посредственности, она живет в посредственности, но она при этом посредственность не любит». Аналогично высказывается и А. Бенуа: «Народ не хочет, чтобы им правили «самые обыкновенные» люди, подобные всем остальным. Он желает уважать своих правителей и восхищаться ими. Вопреки широко распространенному мнению, обычный избиратель отнюдь не стремится к тому, чтобы его избранник был как можно более похож на него. Обычный человек любит величие, и он способен его распознать».
|
|
Не то что вульгарные, а простые, человеческие слабости властителю непростительны. Не рано, так поздно за допущенным срывом, сбоем последуют расплата, осуждение. В этом отношении история не только хитра, но и жестока. Драма власти — в пропасти намерений и смысле деятельности. Чем, скажем, в память народа вошел Хрущев? Скоморошьими
Власть
11 Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. М., 1978. С. 87.
кампаниями с кукурузой, разносами деятелей культуры, башмаком в ООН. Человек — это стиль; стиль — человек. Властитель не обычный человек, а герой, демон, и поступки его должны быть героико-демонически-ми. Власть и карлики, мелкотравчатые невзрачные гномы несовместимы. Представитель власти — представитель истории, гуманитарный гигант, предводитель, боец, борец... Во власти не столь ужасно зло, сколь отсутствие величия. Верно: благоговение растет с расстоянием (К. Тацит). Нельзя быть великим в своем времени, ибо величие апеллирует к потомкам (М. Бахтин). Но, как бы там ни было, ясно; убожество и власть взаимо- нетерпимы.
Обозревая отечественную историю периода социализма, ловишь себя на мысли, что корень национальной трагедии в люмпенизации верхов, в том, что верхушечные люди составляют ансамбль дрессированных хищников, мастеров коммунальных квартир (Э. Неизвестный), не годных на большее, чем гадить в чужой карман. И наблюдения над властным корпусом новейших перестроечных и постперестроечных эпох не избавляют от этой грустной мысли.
«Назначение России есть всесторонность и универсальность», — подчеркивал В. Белинский; так что требует она на службу себе подходящих людей.
Принцип подстановки. Умелая власть придерживается тактики теневого владычества. Избегая довластных аксессуаров (манерничанье, позерство, рекламность и т. д.), она действует невидимо, скрытно. Мощь власти — не в публичности, а в прочности связей, умении выжидать, уходить от ответа, владеть секретами, больно И расчетливо жалить. В целях самосохранения властитель окружает себя защитным поясом из всевозможных приближенных и доверенных лиц, уполномоченных на прелиминарии; они амортизируют его отношения с социумом. Всякий человек самоценен, незаменим сам по себе, но не для властителя. Будучи вечным должником своего народа и удерживаясь на плаву очередным обещанием воды из камня, в порядке самообороны, отведения огня, выпуска пара, властитель жертвует членами своей команды. Поэтому люди властителя — тасуемая колода карт, часть которых, точно камикадзе, обречена на заклание.
Принцип твердости. Власть почитаема за логичность, последовательность, несгибаемость, связность действий, за готовность по необходимости идти на последние и крайние выводы. Следовательно, власть как социальная функция — для сознательно идущих на риск, «только для не боящихся головокружений» (Л. Шестов). Не притязающий на многое, не выступающий от «неотвратимости», вечно блефующий властитель сплетает матовую сеть самому себе. Взять политическую пару М. Горбачев — М. Тэтчер. Одному — вечному искателю невозможных компромиссов, призывающему
159 Раздел IV
совсем в духе Ф. Рабле в медицине становиться на нейтральные позиции, а в философии — на срединные, — уготован титул дряблого, бездарного флюгера. Другой — мастерице под маской светской благопристойности провозить контрабандой угодный ей курс (вспомним стоическое жестокосердие, повлекшее гибель от голодовки политических оппонентов) — отведена аттическая роль «железной леди».
Принцип твердости, оконтуриваемый принципом ответственности, нацеливает на калькулирование собственных возможностей, раскрепощает волю, устраняет нерешительность, стимулирует восстановление «Я-кон-цепции», способствует самовозвышению властителя.
Принцип локальности, фигура «руководство на месте» со стороны босса — из области пропагандистской трескотни. Перефразируя евангелиста Матфея: «идущий за мною сильнее меня», можно сказать: «специалист на своем месте сильнее меня». Утрачивать далевые связи, стрелять из пушек по воробьям, подменять профессионалов низших звеньев — тенденция, близорукость которой очевидна. Когда власть централизуется, указывая, что каждому во всякий момент надлежит делать, человек становится бесплодным механическим придатком, способным разве на «чего изволите».
Россией правят не императоры, а столоначальники. Это находит объяснение в теории управления, допускающей обособление локального интервала эффективности, на котором обеспечивается оптимум руководства обозримой группой. Преимущественность малых и средних подвластных коллективов по сравнению с большими — явная. В силу отсутствия громоздкой системы наемных управленческих опосредовании, блокирующих механизм обратных связей, здесь соблюдено чувство хозяина, не утрачено внимание к экологии, восстановлению ресурсов, выражена заинтересованность, непроявляем эффект отчуждения, отчетлива конкурентоспособность. Жизнестойкость современных стран и народов не в вооружениях, а в общей адаптированно сти людей, их гражданской и экзистенциальной инициативности. Индикатор национальной безопасности не арсенал, а внутренняя мобильность, интегрированность населения, проистекающая из децентрализованности, тактичных, согласованных но времени, месту, цели вмешательств власти в автогенные общественные процессы.
Принцип компетентности. Как в негосударственных, так и в государственных формах правления кухаркам можно найти место (не поднимая глубоких вопросов гражданской, сословной представительности). Это потому, что фундаментальный параметр власти — стабильность — гарантируется пониманием не истины, а конъюнктуры. За истину не борются:
I
Власть
преодоление сопротивления темных голов в науке идет побудительным, просветительным образом с использованием универсальных фигур доказательства. За конъюнктуру борются: преодоление сопротивления горячих голов в политике идет принудительным (силовым) образом \ — схваткой за сферы влияния.
Работа политика в предконфронтационный период чем-то напоминает работу прорицателя. В чем преимущества научных космологии перед библейскими: первые непонятны, мутны, тогда как вторые просты, ясны? В чем преимущества науки перед легендой? В образе жизни? Но он индивидуален. В концентрации разумности? Только как толковать разумность? Обходя трясину смысловой многогранности вопроса, уточним, что политическая разумность сродни сократовской способности добывать в объективно неопределенных ситуациях перспективные смыслы. Компетентность властителя, следовательно, — в практицистском провидчестве (коим чаще всего и обладают кухарки). Попробуем объясниться.
Распространено мнение о практической нацеленности занятий наукой: обслуживая запросы жизни и производства, наука-де является органом конструирования действительности. С данным мнением мы позволим себе решительно не согласиться. Практика и ученого дистанцирует несхожий тип социально значимых упражнений: ученый занят духовной деятельностью (в просторечии именуемой «плетением словес») по оценке изменений потенциального бытия; практик занят предметно-преобразовательной деятельностью по изменению реального бытия. Непосредственным образом идеально-созерцательная и орудийно-производственная сферы не совмещаются, не совпадают. Объединение их требует опосредования в виде технико-технологической привязки идеально-научных проектов к материально-фактическим условиям их реализации. Лишь в результате технико-технологически опосредованного наложения одного на другое наука воплощается в жизнь, жизнь онаучивается.
Скажем: в теории (в сфере чистого разума) улететь легко. Умственно, метафизически человечество начало летать, вероятно, со времени мифа о Дедале и Икаре. Весь вопрос, однако, в том, как улететь на деле, физически. Искомую концептуальную платформу воздухоплавания поставила известная теорема Н. Жуковского, приведшая к оформлению идеальной аэродинамики. Соответственно проведенные на ее основе расчеты крыла задали логико-теоретическую схему летательного аппарата. После этого, пройдя технико-технологическую проработку (материалы, топливо, производственные операции), отрешенный замысел стал натуральной машиной. Обозрение всего трансформационного цикла перевода идеи (мифологемы)
11 Зак. 3993
161 Раздел IV
в реальность дезавуирует понятие прямой конструируемое™, управляемости действительности наукой.
Говоря односложно, ученый (теоретик) движется в долженствователь-ной (алетической), но не побудительной (деонтической) плоскости; он исследует мир абстрактных постановок, но не действий.
В наше смутное время задай социальному теоретику вопрос: что надлежит делать, чтобы обустроить Россию? и он ответит. Программа реформации Отечества в теории предельно ясна: следует (!) перейти к многоукладное™, осуществить диверсификации собственности, внедрить в производство олигополистические конкурентные начала, перестать кредитовать в массе убыточные предприятия, провести модернизацию морально устаревшего машинного парка, переквалифицировать рабочую силу, взять под контроль эмиссию, ввести (на первых порах) ограничения на пользование денежными вкладами, обеспечить стимулирующие налоги на прибыль, умело распорядиться займами, провести денежную реформу и т. д. в том же характерном залоге глаголов. (В скобках заметим, что аналогичные меры — при гарантии оккупационных войск — в разрушенной войной Европе и Японии дали ожидаемый результат спустя полтора-два года.)
Итак, в теории план есть — эффективный, краткосрочный. Можно ли его запускать в практику? Ответ на этот крайне важный вопрос не терпит торопливости.
Мог ли Н. Жуковский сразу после формулировки своей теоремы требовать практических полетов? Никоим образом. Ибо для того, чтобы летать, нужна идея вкупе с ее технико-технологическим обсчетом. В противном случае идея останется идеей, а реальность — реальностью; не будет привода для их стыковки в человеческой деятельности. Такова же канва рефлексии и поставленного вопроса. Откликаясь на социальный заказ, обществознание может поставить программу. Но не действий, а некоей стереоскопии реальности. Для принятия же судьбоносных решений требуется ее проведение через опосредствующий фильтр социальной техники— политики. Обладающему здравым смыслом, пониманием конъюнктуры, представлением возможностей народа (все это может быть за семью печатями для непосвященного в секреты и премудрости вершения государственных дел социального теоретика) политику многие пункты программы обществоведа могут показаться дикими.
К примеру, прекращение кредитования убыточных предприятий. Что оно означает: свертывание производства (при нашем масштабе убыточности)? сознательный переход к повальной безработице? провоцирование
Власть
социального взрыва? На что тогда ориентирована реформационная программа — на стабилизацию или дестабилизацию общества?
Отправляясь от прецедентов и используя поучительный опыт многократно предпринимавшихся у нас «научно обоснованных» катастроек действительности, теперь, по достижении зрелости, важно освободиться от тлетворного синдрома Пигмалиона. Человеческая жизнь созидается исключительно жизнью. Никогда, ни при каких раскладах непосредственно она не может воплощать предначертаний-предустановлений теории. Сверхзадача и сверхцель честного деятеля науки и этой связи не конструирование, не управление жизнью (всегда оканчивающихся насилием), а выработка максимально полных, объемных, достоверных пониманий таящихся в ней — жизни — возможностей. Пускай реформация не будет скорой, но следует допускать лишь те инновации, какие санкционирует народ. Насколько же народ созрел, чтобы принять намечаемую рациональным потенциалом теории схему, решает уже не ученый, а политик. Ученый, движущийся в модальности de dicto (долженствованья), оценивает ситуацию в «чистом», идеализированном виде: действуя последовательно дискурсивно, он не может предусмотреть и просчитать эффекты привходящих, осложняющих обстоятельств. Учет последних — искусство политика, пребывающего в модальности de re (фактическая) и способного принять волевое — в идеале легитимное — ответственное решение об обстоянии дел in natura (в действительности).
Принцип диффере/щиации. Это принцип координации, уравновешивания, самокорректировки действий власти. Три вещи способны подчинить себе всё: насилие, хитрость, лицемерие. Предотвращению перерождения власти во всевластие и самовластие способствует учреждение продуманной системы контроля. От произвола власть удерживает не источник (скажем, большинство голосующих), а ограничения.
Поиск приемлемого регламента слаженного, согласованного взаимодействия властей начинается с древности, где исподволь, постепенно кристаллизуются две значимых идеи: идея права как властного фактора благодаря поддержке права публичной властью и идея правовой государственной власти благодаря признанию публично-властной силой обязательных правовых норм. Именно эти две идеи заложили фундамент конструкции совершенно организованной власти, обеспечивающей свободу личности в условиях правовой государственности. «Свобода людей, находящихся под властью правительства, — указывал Д. Локк, — заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это —
163 Раздел IV
свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека»12.
Дополнительный момент в представлении о разделении властей привнес Ш. Монтескье, выступивший с концепцией взаимного сдерживания законодательной, исполнительной и судебной властей: «Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую... Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы... С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган... станет осуществлять все три вида власти»13.
Смысл разделения властей — в гарантиях от неправовых форм применения силы. Поскольку факт законотворчества сам по себе не влечет наличия или исполнения закона, порукой от произвола и бесправия является сила контроля суда и общественного мнения.
Деятельность аппарата (законодательного и исполнительного) в отечественной истории, к сожалению, не была введена в четкие государственно-правовые и процессуальные 1раницы; она не достигала высот правовой государственности.
Львиная доля правомочий судебных властей, обеспечивающих функции разделения властей и правоохранения, состоит в проведении конституционно-правового контроля за нормотворческой деятельностью законодательных и исполнительных инстанций. Содержание и цель такого контроля — защита права от всевозможного его нормативного нарушения: от противоправных действий до противоправных норм. Для достижения независимости суда требуется соблюдение условий в виде отлаженной организации как самого суда, так и судебной иерархии в целом. Ничего подобного в России, надо сказать, не было.
Независимость суда формально декларировалась Екатериной II, выдвинувшей формулу «государев наместник не есть судья». По сути же губернаторы назначали выборных судей для дворян, возбуждали и приостанавливали дела, утверждали решения. По авторитетному свидетельству И. Тхоржевского, «не многие даже из русских людей знают и четко сознают, что справедливо прославленный на весь мир русский суд, свободный и независимый, созданный судебными уставами Александра III, на
"ЛоккДж. Избр. филос. произв. М., I960. Т. II. С. 16—17. "Монтескье Ш. Л. О духе законов. Спб., 1900. С. 156
Власть
крестьян, т. е. на девять десятых русского населения, не распространялся. В самом важном для них, в делах земельно-имущественных, крестьяне ведались волостными судами, т. е. своими односельчанами, подвластными земским начальникам, т. е. администрации»14.
Фактическая зависимость судов от наместников сохранилась и в советское время, подразумевая беспардонное партийно-государственное вмешательство в судопроизводство в рамках приказных норм административно-командной системы.
Явное и скрытое администрирование не обошло стороной и прессу, о которой совсем недавно еще говорили: будь у французов наша пресса, никто бы не знал о Ватерлоо. Верным было и остается утверждение: четыре газеты могут сделать больше, чем стотысячная армия (Наполеон). Сила средств массовой коммуникации — в мобилизации общественного мнения, оперативном непосредственном воздействии на широкие круги населения. Помимо прочего у представителей четвертой, информационной, власти предельно обострены гражданские чувства: они играют ответственную роль выразителей совести, души народа. Оттого их искренние порывы традиционно ненавистны официозу, действующему в духе римского лозунга «Щадить покорных и добивать гордых». Не потому ли, по Герцену, «история нашей литературы — это или мартиролог, или реестр каторги». Аналогичное находим у В. Короленко: русского писателя у врат рая ожидает вопрос: сколько лет отсидел за правду?
В текущий момент мы переживаем стадию модернизации политической системы, чего ей, однако, не хватает пока, так это более оперативной и четкой дифференциации политических ролей. «Мы наблюдаем, например, как наша оппозиция не может удержаться в роли критиков правительства, обижаясь, что ее «не слушаются», а правительство сбивается на роль критиков, разоблачая, обличая то, за что должно отвечать. Законодатели не могут удержаться от постоянных вмешательств в действия исполнительных органов. А эти последние тайком переделывают законы с помощью инструкций. И все вместе дружно испытывают неодолимую тягу к прекрасной, но, увы, не принадлежащей им роли пророков, духовных вождей»15.
Одна из неотложных задач поэтому — дополнение преобразования политической системы преобразованием, а во многом образованием, политической культуры, где «мания деструктивного участия» уравновешивается пассивностью, доверием, способностью к подчинению авторитетам,
14 Тхоржевскип И. Последний Петербург //Нева. 1991. № 5. С. 192. "Наумова И. Переходный период // Коммунист. 1990. N» 8. С. 8.
165 Раздел IV
сдержанностью, умеренностью и самоконтролем, что не должно, однако, мешать отстаивать свои интересы и добиваться их учета.
Принцип интеграции. В отличие от предыдущего принципа расчленения (разведения) данный принцип выражает момент сочленения (соединения), синхронического действия институтов власти. Restitutio in integrum (восстановление в целостности) есть идея системного и динамического строя власти.
Пафос принципа дифференциации — в предотвращении злоупотреблений посредством взаимного сдерживания. Пафос принципа интеграции в инспирации слаженного взаимодополнительного функционирования. Нарушение резонанса частот собственных колебаний элементов структуры власти влечет дестабилизацию общественной обстановки: от волокиты, рипостов до конфронтации и кризисов. По этой причине с позиций поддержания социального целого обнаружение разнофазовости режимов ветвей власти требует незамедлительного поиска фазокомпенсатора, устраняющего сдвиг фаз между властями и достигающего согласованности. Говоря кратко, en gros (в общем) дискорданность сегментов власти способствует высвобождению значительных запасов отрицательной энергии всех dramatis personae (персонам) театра власти, что чревато непоправимыми потерями и невосполнимыми утратами. Потому-то совершенен собственно правовой, индивидуально-правовой и институционально-правовой мутуализм, укрепляющий взаимокорректный, но взаимозаинтересованный тип взаимоотношений между всеми ветвями власти.
Направим резюмирующие замечания на то, чтобы подчеркнуть: во вла-■ сти, как и во всем человеческом, — ordo est clevis omnia rerum (порядок правит миром). Порядок власти, выстраивающийся из оптимального устройства социальной жизни и руководства ею, нацеливает на конструктивное использование властителем своих полномочий. В основе этого —■ уважение к выбору и воле народа, наполняющее реализмом модусы властедействий. В совокупности фиксируемых императивов охарактеризованные принципы, вместе взятые, задают нормативную теорию пользования, владения и распоряжения властью. Они представляют, таким образом, некую регулятивную схему властной деятельности, какой в идеале она должна быть на практике. Воздействие подобной схемы на реального носителя власти осуществляется опосредованно — как ценностная ориентация поискового процесса в политике.
Нормативная теория власти не поставщик верных ответов на все случаи жизни, а именно схема — модельный типаж адекватной и притом вполне конкретной властной линии. Поэтому эта теория есть высокая идейная практическая культура, функционирующая на фоне обобщения истории