Сущность и функция невербальных техник психологического консультирования.
Контакт глаз. Использование голосовых характеристик. Роль мимики и пантомимики. Паузы.
Техника психологического консультирования – это средство влияния консультанта на клиента; это средство изменения психологического мира клиента.
- невербальные
- вербальные
Невербальные техники психологического консультирования. Позволяют создавать контакты и атмосферу консультирования. Они менее заметны для клиента, но очень важны.
1)визуальный контакт- контакт глаз
2) использование мимики
3) использование пантомимики(движение тела и жесты)
4) Проксемические средства – использование расстояния м\у клиентом и консультантом и взаимного расположения.
5) Паралингвистические средства (использование громкости, голоса, интонации, полосовой регист, скорость речи, паузы в речи)
6) временные влияния
7) внешний вид
Паузы молчания
молчание:
- увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента;
|
|
- предоставляет возможность клиенту "погрузиться" в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение;
- позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах.
Смыслы молчания:
1). в начале беседы могут выражать тревогу клиента, плохое самочувствие, растерянность из-за самого факта консультирования.
2). Во время пауз молчания клиент может искать нужные слова для продолжения своего повествования, взвешивать то, о чем шла речь перед этим, пытаться оценить возникшие во время беседы догадки
3). Молчание может означать, что и клиент, и консультант надеются на продолжение беседы со стороны друг друга.
4). Пауза молчания, если она субъективно неприятна как клиенту, так и консультанту, может означать, что оба участника беседы и вся беседа оказались в тупике и происходит поиск выхода из создавшейся ситуации, поиск нового направления беседы.
5). Молчание в некоторых случаях выражает сопротивление клиента процессу консультирования, а иногда и агрессию.
6). Иногда паузы молчания возникают, когда беседа протекает на поверхностном уровне и избегается обсуждение наиболее важных и значительных вопросов, которые увеличивают тревогу клиента.
7). Молчание иногда подразумевает глубокое обобщение без слов.
Когда клиент умолкает и молчание длится долго, уместно замечание консультанта. Вместе с тем не следует забывать, что клиент сам отвечает за прекращение молчания.