(Проблемы нравственно-социального характера)
292. О благе. Судьба человека — следствие его дсл. Веды не обязательны как нравственное руководство.
293. Вариант той же темы с более выраженным критическим отношением к Ведам. Кармический причинно-следственный ряд непреложен, и раскаяние не устраняет плода дурного поступка.
294. Ортодоксальная вставка. Человек сам для себя опора. Судьбу свою он создает Строжайшим выполнением указания Вед, которые являются нравственным критерием.
295. Ортодоксальное изложение кастовых обязанностей.
296. Ортодоксальное объяснение социального зла в духе шиваизма. Асуры развратили добродетельных людей древности, отчего началось социальное разложение. Шива одной стрелой (йоги) разрушил три города- асуров (гнев, жалость, вожделение) и вернул людей к добродетели, но семена зла остались, особенно у раджей, и с этим надо бороться (браминский аспект борьбы варн).
297. Изложение законов подвижничества. Сила подвига (тапаса). Согласно закону о ступенях жизни состояние домохозяина есть центральное.
|
|
298. Либерализм в понимании варн: люди всех варн, исполняющие долг своей варны, достойны уважения и небесной награды, даже шудры.
299. Социальная нравственность опирается на семью. Необходимость почитания родителей и гуру. Правила ведения битвы с нравственной точки зрения. Различные виды смерти праведных и неправедных.
300. Нравственность, как высшая истина заключается в отрешении от самости. Самостный человек никому не может помочь. Человек должен силой йоги вытащить себя из самсары.
ТЕКСТ РАННЕЙ ТЕИСТИЧЕСКОЙ (ВИШНУИТСКОЙ) САНКХЬИ
301. Беседы Хансы и садхьев об Освобождении — оно заключается в праведности, отрешенности, мудрости. Ханса — символ Атмана.
302. Цель йоги — слияние с Нараяной, но в работе над собой йогин опирается на силу, а не на помощь Нараяны, поэтому слабый, взявшийся за йогу, подлежит осуждению. Смысл йоги—полная тнтраверсия в самадхи. Средство размышление (пренебрежение психофизическими приемами; нет упоминания даже о прамаяме). Существует много йогических традиций.
303. Учение об Освобождении. Соединение двух разнородных текстов: буддийского и вишнуятского. Пессимистическая картина мира, как океана страдания, из которого нужно выбраться, причем вопрос о сохранении сознания после Освобождения остается открытым. Текст обрывается и заканчивается вишнуитской концепцией йоги и Санкхьи, владыка которых — Вишну-Нараяна.