Песнь парашары

(Проблемы нравственно-социального характера)

292. О благе. Судьба человека — следствие его дсл. Веды не обязательны как нравственное руководство.

293. Вариант той же темы с более выраженным критическим отношением к Ве­дам. Кармический причинно-следственный ряд непреложен, и раскаяние не устраняет плода дурного поступка.

294. Ортодоксальная вставка. Человек сам для себя опора. Судьбу свою он создает Строжайшим выполнением указания Вед, которые являются нрав­ственным критерием.

295. Ортодоксальное изложение кастовых обязанностей.

296. Ортодоксальное объяснение социального зла в духе шиваизма. Асуры развратили добродетельных людей древности, отчего началось социальное разложение. Шива одной стрелой (йоги) разрушил три города- асуров (гнев, жалость, вожделение) и вернул людей к добродетели, но семена зла оста­лись, особенно у раджей, и с этим надо бороться (браминский аспект борьбы варн).

297. Изложение законов подвижничества. Сила подвига (тапаса). Согласно зако­ну о ступенях жизни состояние домохозяина есть центральное.

298. Либерализм в понимании варн: люди всех варн, исполняющие долг своей варны, достойны уважения и небесной награды, даже шудры.

299. Социальная нравственность опирается на семью. Необходимость почитания родителей и гуру. Правила ведения битвы с нравственной точки зрения. Различные виды смерти праведных и неправедных.

300. Нравственность, как высшая истина заключается в отрешении от самости. Самостный человек никому не может помочь. Человек должен силой йоги вытащить себя из самсары.

ТЕКСТ РАННЕЙ ТЕИСТИЧЕСКОЙ (ВИШНУИТСКОЙ) САНКХЬИ

301. Беседы Хансы и садхьев об Освобождении — оно заключается в правед­ности, отрешенности, мудрости. Ханса — символ Атмана.

302. Цель йоги — слияние с Нараяной, но в работе над собой йогин опирается на силу, а не на помощь Нараяны, поэтому слабый, взявшийся за йогу, подле­жит осуждению. Смысл йоги—полная тнтраверсия в самадхи. Средство размышление (пренебрежение психофизическими приемами; нет упоминания даже о прамаяме). Существует много йогических традиций.

303. Учение об Освобождении. Соединение двух разнородных текстов: буддий­ского и вишнуятского. Пессимистическая картина мира, как океана стра­дания, из которого нужно выбраться, причем вопрос о сохранении сознания после Освобождения остается открытым. Текст обрывается и заканчивается вишнуитской концепцией йоги и Санкхьи, владыка которых — Вишну-Нараяна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: