(Критика Вед и ведических обрядов)
269. Капила, проходя мимо места, где совершались кровавые жертвоприношения, воскликнул: «О, эти Веды!» Брамин Сыомарашми, вселившись в корову, затевает с Капилой спор, выступая как защитник ведических ритуалов.
270. Разворачивается философская дискуссия. Капила утверждает, что жрецы не понимают Веду. Сущность Освобождения не в ритуализме, а в самообладании и отрешенности. В результате сложного диалога Сьюмарашми признает себя побежденным и просит Капилу научить его правильному пониманию Писания и сущности Освобождения.
271. Капила описывает поведение древних мудрецов. Веды охватываются одним словом «Отрешенность», второе слово—«Удовлетворенность» ведет к третьему — «Освобождение».
ВЫПАД ПРОТИВ БРАМИНОВ
(Фольклор)
272. Кундадхара, дух облака, поучает жадного брамина.
273. Жадный брамин, соблазнившись апсарами в райских видениях, решил принести кровавую жертву. Дхарма его останавливает и поучает.
274. О зле, дхарме, отвращении от мира, Освобождении. Иогический текст в духе джайнизма.
275. Описание йогического поведения. Основа.Освобождения — аскетическая обособленность Брахмо» определяется как отрицательная нирвана, а не как соединение с Атманом.
БЕСЕДА НАРАДЫ И АСИТЫ
(Своеобразный вариант системы Санкхьи)
276. Система таттв, отличающаяся • от общепринятой.
ОТДЕЛЬНЫЕ МЕЛКИЕ ТЕКСТЫ БЕСЕДА МАНДАВЬИ И ДЖАНАКИ
(Кшатрий поучает брамина)
277. Брамин Мандавья спрашивает раджу Джанаку об освобождении от жажды жизни. Джанака поучает, что Освобождение достигается отказом от внешней и внутренней собственности (вариант эпизода из «Анугиты», вып. IV этой серии, гл. 32, с. 345).
278. Повторение главы 175 (в переводе опущена).
279. Песнь Хариты: наставление паривраджаке (страннику-санньясину).
280. Песнь Вритры о сохранении спокойствия в беде (вариант беседы Бали и Индры).
ТЕОЛОГИЯ ВИШНУ
281. Текст «Песни Вритры» обрывается на первой шлоке, и следует вставка, написанная иным размером. Санаткумара излагает теологию Вишну. Учение о перевоплощении дживы и о соответственном изменении. Прохождение лживы через все царства природы. Вритра, выслушав поучение, сливается с Атманом.