304. Теистическая Санкхья с системой двадцати пяти таттв; двадцать пятая таттва — Вишну.
305. Деятельность человека направлена на него самого; все, что он ни делает, он делает для себя. Связь Пуруши и Пракрита воображаема. Пуруша свободен и не подвержен греху.
306. Продолжение рассуждений, начатых в предыдущей главе.
307. Новый мотив в космологии Санкхьи, зачаток религиозного сексуализма в в вишнуизме. Джанака (кшатрий) выдвигает теорию отношения действительного и недействительного, как отношение супругов, обменивающихся качествами. Васиштха (брамин) отвергает этот взгляд и настаивает на антагонистическом отношении: недействительное (связь с пракрити) выше системы таттв пракрити, в которую входит и двадцать пятая таттва. Над этим — действительное (двадцать шестая таттва?), а еще.выше — вечное Брахмо, не подлежащее определению.
308. Полное изложение йоги и Санкхьи. О дхарме и ее выполнении. Своеобразная концепция Санкхьи: 8 основ (Махан, аханкара, буддхи, 5 плотных сутей) и 16 изменений (10 индрий, манас, 5 особых качеств). Двадцать пятая таттва— Пуруша воздействует па Пракрити (действительная, а не мнимая связь).
|
|
309. Иная концепция двадцать пятой таттвы. По существу это не таттва, а запредельное двадцати четырем настоящим таттвам, их соотношение не действительное, но лишь кажущееся. Когда двадцать пятый (Пуруша) осознает мнимость этой связи, он освобождается. Суть Санкхьи и Йоги одна — учение об Освобождении.
310. О соотношении таттв. Двадцать шестая таттва — Брахмо; Пуруша — двадцать пятая таттва, а остальные двадцать четыре таттвы — Пракрити. Три состояния сознания: у пробужденного, пробуждающегося и непробуж-денного. Традиция Санкхьи: Хираньягарбха (Капила) — Васиштха — Нарада — Бхишма (Кришна-Двайпаяна не включен).
НАСТАВЛЕНИЕ ДЖАНАКЕ
311. Определение блага как йогического отказа от желаний.