(Мифологический шиваитский текст)
257. Беседа Праджапати (Брамы) и- смерти. Брама гневается по поводу перепроизводства существ, огонь его гнева опалил мир.
258. Шива заступается за людей. Брама вбирает в себя гнев и порождает смерть (Мритью). Мритью не хочет выполнять приказа Брамы губить живое из боязни нарушить закон невреждения и уходит совершать умерщвление плоти.
259. Миллионы лет аскезы Мритью. Брама дарует ей милость не нарушать закона невреждения, так как предшествующие- болезни изматывают существа, и смерть для них становится желанной, она освобождает от уз заблуждения.
ТЕКСТ О ДХАРМЕ
260. Признаки дхармы. Максима: «Не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе».
261. Признаки дхармы. Диалектическое противоречие между безусловным требованием закона и несовершенством его исполнителей.
БЕСЕДА ТУЛАДХАРЫ И ДЖАЛАЛИ
(Вайшья поучает брамина; вариант повести
«Беседа брамина и охотника» из «Беседы Маркандеи»)
262. Аскеза Джалали, его самомнение и самодовольство. Голос советует брамину поучиться у купца Туладхары.
|
|
263. Туладхара разъясняет брамину, что сущность дхармы есть невреждение. Отрицание ведических кровавых жертвоприношений как преступления. Осуждение торговли мясом и земледелия. Отрицание рабства как жестокости (джайнистско-буддийские мотивы).
264. Кровавые жертвы должны заменяться бескровными (принцип вишнуизма). Идея символической жертвы (садханы) правдой и самообузданием.
265. Бесполезность нечистой жертвы без нравственной работы над собой. Сила жертвы не в ритуале, а в благоговейной любви (мотив вишнуитской бхакти).
266. Песнь Вичакхьи.
НЕВРЕЖДЕНИЕ
(Продолжение противоведического текста)
ПОВЕСТЬ О МЕДЛИТЕЛЕ
(Фольклорный мотив)
267. Разгневанный брамин велит сыну убить свою мать, а сам удаляется совершать аскезу. Одумавшись, он раскаивается в сделанном и, трепеща, возвращается домой. Сын в это время все обдумывал приказ отца; как Медлитель не спешил выполнить его. Поучение: невреждение выше долга сыновьего повиновения.
268. Беседа Сатьявана и Бьюматсены о допустимости смертной казни. Сатьяван против смертной казни и защищает мысль: раджа, чтобы управлять народом, должен научиться управлять самим собой.