Миф о смерти

(Мифологический шиваитский текст)

257. Беседа Праджапати (Брамы) и- смерти. Брама гневается по поводу пере­производства существ, огонь его гнева опалил мир.

258. Шива заступается за людей. Брама вбирает в себя гнев и порождает смерть (Мритью). Мритью не хочет выполнять приказа Брамы губить живое из боязни нарушить закон невреждения и уходит совершать умерщвление плоти.

259. Миллионы лет аскезы Мритью. Брама дарует ей милость не нарушать за­кона невреждения, так как предшествующие- болезни изматывают существа, и смерть для них становится желанной, она освобождает от уз заблуждения.

ТЕКСТ О ДХАРМЕ

260. Признаки дхармы. Максима: «Не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе».

261. Признаки дхармы. Диалектическое противоречие между безусловным тре­бованием закона и несовершенством его исполнителей.

БЕСЕДА ТУЛАДХАРЫ И ДЖАЛАЛИ

(Вайшья поучает брамина; вариант повести

«Беседа брамина и охотника» из «Беседы Маркандеи»)

262. Аскеза Джалали, его самомнение и самодовольство. Голос советует бра­мину поучиться у купца Туладхары.

263. Туладхара разъясняет брамину, что сущность дхармы есть невреждение. Отрицание ведических кровавых жертвоприношений как преступления. Осуждение торговли мясом и земледелия. Отрицание рабства как жесто­кости (джайнистско-буддийские мотивы).

264. Кровавые жертвы должны заменяться бескровными (принцип вишнуизма). Идея символической жертвы (садханы) правдой и самообузданием.

265. Бесполезность нечистой жертвы без нравственной работы над собой. Сила жертвы не в ритуале, а в благоговейной любви (мотив вишнуитской бхакти).

266. Песнь Вичакхьи.

НЕВРЕЖДЕНИЕ

(Продолжение противоведического текста)

ПОВЕСТЬ О МЕДЛИТЕЛЕ

(Фольклорный мотив)

267. Разгневанный брамин велит сыну убить свою мать, а сам удаляется совер­шать аскезу. Одумавшись, он раскаивается в сделанном и, трепеща, возвра­щается домой. Сын в это время все обдумывал приказ отца; как Медлитель не спешил выполнить его. Поучение: невреждение выше долга сыновьего по­виновения.

268. Беседа Сатьявана и Бьюматсены о допустимости смертной казни. Сатьяван против смертной казни и защищает мысль: раджа, чтобы управлять народом, должен научиться управлять самим собой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: