(6950—6967)
Бхарадваджа сказал:
1. Каким образом (человек) становится брамином
или кшатрием, дваждырожденный,
Или вайшьей, шудрой, это скажи, певец-риши, из говорящих лучший.
Бхригу сказал:
2. Кто обрядами рожденья и прочими (таинствами) освящен, очищен,
Предан изучению Вед, в шести (повседневных) делах утвердился,
3. Кто стоит в чистоте, благонравии, только остатками
(жертв) питаясь, кем учитель доволен,
Кто постоянен в обетах, почитает за высшее Правду, тот зовётся брамином.
4. Правду, благожелательность, щедрость, совестливость,
сострадательность, верность,
Подвижничество кто проявляет, тот брамин — таково преданье.
5. Кто привычен к делу, порождающему разрушенье, изучению Вед причастен,
Кто радуется раздаче и получению даров\, тот кшатрий.
6. Кто радуется торговле, скотоводству, земледелию, чистый,
Причастен к изучению Вед, тот познается как вайшья.
7. Кто рад всякой пище, всегда выполняет любую работу, нечистый,
Покинувший Веды и благонравие, тот считается шудрой.
8. Это признаки шудры, их у дваждырождённых не видно,
|
|
Иначе ведь шудра не был бы шудрой, а брамин — брамином.
9. Всяческими способами соблюдение себя от жадности, гнева,
Также самообуздание — вот знающих очищенье;
10. Нужно всем существом устранять тех обоих, для
разрушения блага возникших;
Счастье нужно всегда охранять от гнева, от самости — подвиг (тапас);
11. От возвеличенья и презрения — знанье; себя же — от заблужденья;
Чьи все начинанья\ не связаны надеждами, дваждырождённый,
12. Для кого отрешенность — жертва, тот (воистину) отрешен и разумен;
Не вредя ничему живому, да следует он дорогой дружбы.
13. Полностью влеченья покинув, разумом (манасом) да победит он чувства.
Так он достигнет беспечального состояния здесь и безопасности в ином мире.
14. Постоянный в подвиге, сдержанный, самообузданный муни,
Непобедимое стремящийся победить, среди привязанностей
непривязанным оставаться должен.
15. Всё, что воспринимается чувствами, (относится)
к проявленному; так, достоверно;
Непроявленное превосходит чувства и в подобиях (линга)
постигается; (так) знать подобает.
16. Беспокойству\ нельзя предаваться, нужно держать
в спокойствии разум (манас),
Манас нужно удерживать в пране\, прану — удерживать в Брахмо.
17. Через равнодушие к миру (нирведа) нужно познавать
нирвану, (отбросив) всякие заботы;
Через равнодушие к миру брамин достигает Брахмо как счастья\.
18. Всегда чистоте сопричастный, благонравия полный,
Он существам сострадает; таков облик\ брамина.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 189 глава — Беседа Бхригу и Бхарадваджи