(6898—6929)
Бхригу сказал:
1. Ни джива, ни данное, ни сделанное не погибают;
Живой переходит в иное тело, и только плоть погибает.
2. С гибелью тела не гибнет в нем пребывавший джива:
Он подобен огню после того, как дрова догорели.
Бхарадваджа сказал:
3. Если (принять, что) подобно огню и того (дживы)
не происходит уничтоженья,
То (все же) после сгорания дров получить огня не удается.
4. Гибнет без дров огонь погасший, так мыслю,
Раз его путь, становище и доказательства существованья не познаются,
Бхригу сказал:
5. Как не воспринимается огонь после того, как дрова сгорели
Вследствие его перехода в состояние акаши\, он неуловим и без места.
6. Так и джива, покинув тело, в состоянии акаши пребывает
И не воспринимается вследствие своей тонкости; это достоверно.
7. Ведь огонь поддерживает праны\ (тела), чтоб поддержать дживу;
И (этот) огонь, поддерживающий ветер, погибает
вследствие задержки дыханья.
8. Когда погибает огонь плоти, тогда теряет сознание тело\,
Никнет и превращается в прах, ибо его путь — земная обитель\,
|
|
9. Ибо ото всего подвижного и неподвижного мира
Переходит в акашу ветер, огонь же за ним идет следом.
10. Вследствие единства этой троицы двоица в земле пребывает:
Воздух там, где полость; огонь там, где ветер.
11. Нет у них образа, следует знать,
(Хотя) воплощенному и придают они образ.
Бхарадваджа сказал:
12. Если (явны).в телах огонь, воздух, вода, пространство,
То какой же здесь признак дживы, разъясни это мне, безупречный.
13. В пятиричном, довольном пятью, пять познающем,
сознательном, живом теле
Хотел бы я знать, что подобно (этим пяти совершает) джива?
14. Соединение мяса, крови, жира, костей, жил скрепление —
Так познаётся тело; но дживы в нём не заметить.
15. (Говорят): если без дживы тело, составленное из пяти сутей,
Кто же (тогда) воспринимает телесные и сердечные страданья?
16. Говорят: джива слышит, но разве не ушами слышат,
Даже когда ум (манас) отвлечен?
Поэтому бесполезен джива, о, великий риши!
17. Всё подобное себе\ видит глаз, с манасом сочетаясь,
А если ум отвлечен, то глаз, смотря, не видит\.
18. Также не видит, не обоняет, не говорит, прикосновенья
Не чувствует, вкуса не распознает в область сна ушедший.
19. Кто же здесь возбуждается, кто печалится, радуется, (кто) размышляет,
(Кто) говорит, (кто) вожделеет, гневается и ненавидит?
Бхригу сказал:
20. (Состоящее) из сочетания пяти (сутей) тело здесь ничто,
руководит единственно внутренний Атман:
Он познает запах и вкус, звук, касание, образ и другие свойства.
21. В пятисоставном (теле) пять свойств прозревает во все
члены проникающий внутренний Атман;
Он знает радость и горе, и если он отрешится от тела,
|
|
то оно (само) ничего познавать неспособно.
22. Когда в огне нет ни образа, ни теплоты, ни касанья,
Тогда угасает телесный огонь, но, покинув тело, не погибает\.
23. Из вод (образовался) мир\, вода есть прообраз воплощенных;
Там, во всех существах, Атман, Манаса, Брама — творец вселенной.
24. Атман, соединившийся с Гунами Пракрита, называется познающим поле\,
А Запредельным Атманом\ называется от них свободный.
25. Атмана того познай, определяемого\ как благо всего мира,
Он проникает в это тело, подобно капле, (проникающей) в лотос.
26. И познающего поле познай, всегда определяемого как
вечно благостный для мира,
Тамас, раджас и саттву знай — те свойства (гуны) дживы\.
27. Сознательным\ называют дживу, (связанного) с Гунами;
двигаясь, он все приводит в движенье,
(Но) здесь Запредельным называют вращающего семь
миров\ Знатока поля.
28. При распаде тела нет гибели дживы; «Он мёртв», —
говорят неразумные, но это — пустое:
Находящийся внутри тела джива уходит при разрушении
тела, состоящего из полудесятка (сутей).
29. Он странствует тайно во всех существах, облаченный (в тело),
Видимый лишь острой мыслью тех, кто в тонкости
прозревает сущность\.
30. Ему постоянно рано и поздно ночами\ приобщается (йогою) мудрый;
Постник, очистясь, Атмана в себе прозревает.
31. Успокоив сознанье (читту) и тем от хорошей
и нехорошей деятельности отрешась,
Бодрствуя\, сам себя успокоив, он блаженную Вечность вкушает.
32. Разума свет в телах — так мыслится джива;
Определив как внутреннее «я» существ, его произвел Праджапати.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 187 глава — Беседа Бхригу и Бхарадваджи