ГЛАВА 252
(9088—9100)
Вьяса сказал:
1. Ради знания и освобождения исследующий
противоречие (мирских) целей и закона
Должен сперва, как ученик, быть наставлен хорошим
учителем в таком деле.
2. Пространство, ветер, огонь, вода, земля — пятерица,
Существование — несуществование и время (находятся)
во всех пяти сутях (бхутах).
3. Внутри (тела) есть пространство (акаша), из него — чувство слуха.
Свойство (пространства) — звук, его знают знатоки писаний о теле.
4. Органы движения — от ветра, от него же прана, апана;
Следует знать: осязание — (его) чувство, из него же — касанье.
5. Жар, переваривание, свет, огонь, и пятое — зренье,
Следует знать — (это свойство огня); его качество —
образ: светлый, тёмный, красный\.
6. Вода определяется так: влажность, текучесть, клейкость;
Нужно знать: её природы кровь\, мозг и всё, что клейко.
7. Их Атман сутей (бхутатма), нестареющий.
Земляные (предметы обладают) сутью (дхату) крепости,
таковы: кости, зубы, ногти,
8. Борода, волосы на голове и теле, сухожилья, жилы, кожа.
|
|
Известно, что чувство обоняния земельно; (орган его) называется носом.
9. Предмет чувства обоняния, называемого земляным, есть запах.
Чем выше (развиты) существа, тем и свойства (гуны) их выше.
10. Мудрые знают распространение\ объединённых пяти сутей.
Манас из них\ девятый, а буддхи считается десятой.
11. Одиннадцатый\ же — бесконечный Атман, он их всех превыше.
Сущность разума (буддхи) — решительность,
сущность ума (манаса) — распознавать\,
12. Следует знать: через согласие\ с деятельностью
познаётся джива, именуемый так по (своему) полю.
Этим сутям присуще всепроникающее время;
13. Кто видит, что они его не загрязняют, тот (уже) не обращается
ни к деятельности, ни к заблужденью,
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 252 глава — Вопросы Шуки.
Вернуться к оглавлению