(9116—9130)
Вьяса сказал:
1. В сердце есть многоцветное дерево вожделения,
выросшее из ярости, заблужденья.
Его могучие ветви — гнев и гордыня; его окропляют мечтанья.
2. Его почва — незнание; полив — неразумие, нерадивость;
Ропот — его разветвления, древние злодейства — сердцевина;
3. Суетность, самообман — развилки, скорби — сучья, страх — отростки;
Безумной жаждой (вожделений), словно лианами, оно обвито,
4. Почитают то великое дерево его плодов желающие жадно.
Вожделея плодов, они попадают в путы (собственных) усилий.
5. Кто дерево искоренит, подчинив (своей) воле те узы,
Тот достигнет конца двух зол (страданья, страсти) и может покинуть их оба.
6. Но всегда выращивает это дерево худоумный,
И тогда оно его убивает, как чумный веред больного.
7. Подготовленный Умиротворением йоги подсекает мечом равновесья,
Превосходным, могучим, того коренастого расползающиеся корни.
8. Кто так умеет устранять вожделения и самость,
Превозмогает страдания, узы и рабство Каме.
9. Кремлём называют тело, его владычицей считается буддхи,
|
|
О целях разума, направленного на сути, заботится находящийся в теле манас.
10. Чувства, подчиненные манасу, — горожане; именно
он заботится об их конечных целях.
В том (городе) есть два тяжких порока: тьмой и страстью они зовутся.
11. Ради тех\ целей горожане и градоправители живут совместно.
И ради того же оба порока там безвыходно\ проживают.
12. Там же трудноукротимая буддхи на уровень манаса нисходит,
А перед манасом горожане трясутся, так что их положение шатко.
13. Какую бы цель ни преследовала буддхи, всякая кончается неудачей;
Если же буддхи обособленно стремится к цели, то манас лишается силы.
14. Если манас обособится от буддхи, он становится одиноким.
Тогда им, неподдерживаемым, одиноким, овладевает раджас.
15. Примкнув к раджасу, став его другом, манас
Захватывает городской народ и выдаёт его раджасу (с головою).
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 254 глава — Вопросы Шуки.
Вернуться к оглавлению