(9811—9830)
Юдхиштхира сказал:
1. Великие жертвы, умерщвление плоти (тапас) творят
ради одной цели\, Прадед,
Но как предпринимать жертвоприношение ради дхармы, а не ради счастья?
Бхишма сказал:
2. Об этом сообщу тебе то, что возвестил Нарада,
О том, что некогда произошло с брамином,
который оставленными колосьями\ питался.
Нарада сказал:
3. В превосходном, выдающемся благочестием царстве,
в Видарбхе, жил дваждырождённый,
Риши, живущий оставленными колосьями; он как-то собрался принести жертву.
4. Питался он шьямакой, сурья-парной, суварчалой и
другими горькими и отвратительными корнями;
Они становились сладкими в силу (его) тапаса (самоистязанья).
5. Невреждением всем существам он в лесу достиг совершенства;
Он приносил в жертву плоды, корни ради достижения неба, врагов крушитель.
6. Его чистую, изнурённую обетами супругу звали Пушкарадхарини,
Сатья её увёл с собою в лес, чтобы она была жертвовательницей-супругой\.
7. Боясь его проклятья, (Пушкарадхарини) следовала его образу жизни;
|
|
Она украшала свою одежду оброненными\ перьями павлинов,
8. Насильно творила там обряд по велению хотара\.
По велению Шукры некий праведник, познавший дхарму\,
9. Живший поблизости в том лесу, обернулся ланью.
(Человеческим) словом он молвил Сатье: «То, что ты сделал, сделано плохо,
10. Раз твоя жертва без мантр и (подобающих) действий;
Слушай\, распростри меня, как жертву «хотра»,
тогда ты на небо взойдешь, безупречный!»
11. Затем в (пламени) жертвы Савитри ему воочию
явилась и заговорила (о том же);
На её указания Сатья ответил: «Я не убиваю соседа!»
12. После этих слов она повернулась и вошла в жертвенный пламень;
«Как при жертвоприношении может быть плохим такое дело!» —
это сказав, она увидеть преисподнюю пожелала.
13. Стоя позади Сатью, молитвенно сложившего руки, лань его вновь умоляла;
Но Сатья обнял её и повелел: «Уходить тебе нужно!»
14. Тогда та лань, отойдя шагов восемь, вернулась:
«Соверши благое врежденье, Сатья, ведь по благому пути я пойду после смерти!
15. Посмотри на тех дивных апсар — я даю тебе зренье —
На живописные чертоги махатм, гандхарвов!»
16. Он очень долго с вожделением смотрел, не отрывая взора.
Затем, взглянув на лань, он пожелал убийством достичь небесной жизни.
17. Тогда лань, прожившая много лет в лесу, обернулась богом Дхармой,
Который, утверждая спасенье (брамина, молвил):
«Не так нужно приносить жертвы!»
18. И вот то намерение повредить лани уничтожило его великую заслугу
Умерщвления плоти; поэтому нельзя совершать убийства для жертвы.
19. Затем владыка Дхарма сам научил (брамина праведно) приносить жертвы.
И взаимного согласья с женой (Сатья) достиг дальнейшим умерщвлением плоти.
20. Знать надлежит: в невреждении весь Закон, а врежденье есть беззаконье.
Воистину я тебе возвещу, каков долг (дхарма) говорящих правду.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 273 глава — Порицание (кровавой) жертвы.