(11543—11568)
Юдхиштхира сказал:
1. Что вполне свободно от праведности — неправедности,
свободно ото всех сомнений,
Свободно от рождения и смерти, от чистого — нечистого свободно?
2. Что такое вечное благо, что неизменно, постоянно, вечно и безопасно?
Что всегда чисто, неутомимо? Да благоволит об этом сказать владыка.
Бхишма-сказал:
3. Древнюю быль я тебе расскажу об этом:
О беседе Яджнавалкьи\ с Джанакой, Бхарата:
4. Потомок Дэварати, многославный риши Джанака,
Вопросил разрешителя (всех) вопросов Яджнавалкью,
превосходного риши.
Джанака сказал:
5. Сколько есть индрий, певец-риши, сколько
производящих сил природы (пракрита)?
Что есть непроявленное, что — запредельное Брахмо?
Выше его есть ли что-либо?
6. Что такое возникновение, прекращение, что есть времён исчисленье?
Благоволи сказать твоей милости ждущему, о, певцов владыка.
7. Тебя, океан знания, по незнанию вопрошаю:
Досконально обо всём этом я желаю слышать.
Яджнавалкья сказал:
8. Слушай, царь земли, то, о чём ты вопрошаешь:
|
|
Высшее учение Санкхьи и Йоги, также об их различье\.
9. Хотя тебе всё известно, но ты пожелал знать (ещё) и от меня, владыка;
На вопрос полагается отвечать, это — закон непреложный.
10. Считается восемь творческих сил\, их изменений — шестнадцать;
Размышляющий о внутреннем атмане так говорит о внутренних силах:
11. От непроявленной (пракрити) Махан и аханкара (происходят),
Затем — земля, ветер, пространство, вода, свет — пятый —
12. Это восемь производительных\ (сил); узнай от меня
(теперь) об их измененьях\:
Ухо, кожа, глаз, язык, нос — (вот) пятое (измененье);
13. (Также) речь, руки, ноги, органы опорожненья и деторожденья.
14. Это особые качества\ (вишеши) пяти великих сутей (махабхутов),
о, владыка раджей,
Это органы чувств (индрий) со своими особыми качествами, Михтилиец.
15. Манас называют шестнадцатым\ (изменением) те,
что о пути внутреннего атмана размышляют:
Ты и другие ученые, постигшие основу Знанья.
16. Царь, Махан Атма (Великая Душа) от непроявленной
(природы.) возникает;
Мудрые называют его первым произрождением Прадханы (Основы);
17. От Махана возникла основа личности (аханкара), владыка народа;
Это считается вторым\ произрождением, возникшим от сути буддхи;
18. От основы личности возникает манас; его определяют\ особые силы\;
Это третье произрожденье, происходящим от основы
личности (аханкары) его считают;
19. От манаса\ возникли великие сути, царь народа,
Знай, что четвёртое произрождение от манаса, так мыслю.
20. Звук, касание, образ,вкус, запах — пятый
Произведены от (великих) сутей; так говорят размышляющие о сутях,
21. Ухо, кожа, глаз, язык, нос — пятый,
|
|
Это — шестое произрожденье; считается, что оно
приносит множество ощущений\.
22. От уха и прочих (воспринимающих) индрий возникает
множество исполнительных индрий, о, царь народа,
Это седьмое произрождение (познавательные) индрий определяют.
23. Так возникают течения: восходящее и нисходящее, царь народа;
Это — восьмое произрождение, так говорят: оно считается важным\,
24. От поперечного течения возникает течение нисходящее, царь народа;
Это относящееся к прямоте течение мудрые называют
девятым произрожденьем.
25. Таковы девять произрождений и двадцать четыре таттвы (сути),
Объясненные согласно учению Шрути, царь народа.
26. Теперь далее о времяисчислении этого ряда гун\, великий раджа,
Досконально возвещенные Махатмами, от меня постигни.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 312 глава — Беседа Яджнавалкьи и Джанаки.