Когда группа учредителей наберет 20 волонтеров, можно приступать к подготовительным курсам.
Подготовительные курсы имеют детально разработанную программу. Руководство по ней высылается координатору группы учредителей из Центральной службы BI в подходящий период развития центра.
Совместно с BI или национальной ассоциацией, каждый центр решает самостоятельно, как организовать эти курсы, рассчитанные приблизительно на 24 учебных часа. Обычно выбирается один из следующих методов:
► освоить всю программу в течение 4-х выходных дней (субботы, воскресенья каждой из двух недель);
► освоить программу в ходе еженедельных занятий (это занимает примерно 8 недель);
► освоить программу, сочетая оба приведенных варианта.
Опыт показывает, что первый и последний из них являются наиболее приемлемыми для набора и подготовки волонтеров. Причины заключаются в следующем: (а) короткие курсы позволяют пригласить преподавателей, не связанных с центром; (б) в начале работы центра требуется ускоренное прохождение программы.
|
|
По завершении подготовительных курсов (или на последнем занятии) организуется второе собеседование двух членов группы учредителей с потенциальным волонтером. Оно проводится для определения соответствия волонтера работе в центре, а также позволяет группе учредителей оценить результаты отбора и подготовительных курсов. После второго собеседования, если имеется 20 волонтеров, координатор организует общее собрание группы учредителей и волонтеров, целью которого являются выборы директора центра.
Административная структура. На начальной стадии работы центра, проходящего испытательный срок, следует рассчитывать на наличие хотя бы ядра его структуры.
I этап (20 волонтеров)
Директор. Директор, избранный на общем собрании, остается в должности один год, но может быть избран повторно на более продолжительный срок. Обычно его директорский срок не превышает трех лет, но в ряде центров бывает пять и более лет.
Директор должен:
► уделять достаточно времени и внимания и быть преданным работе в центре;
► обладать необходимыми качествами для руководства волонтерами;
► иметь административный опыт;
► уделять внимание переписке и уметь выступать перед аудиторией;
► умело и эффективно руководить деятельностью центра.
После избрания на должность директор подбирает команду людей, которые станут супервизорами.
Основные функции директора. Ему приходится выполнять различные задачи, но прямую ответственность он несет за:
► представительские функции (анонимность на него не распространяется);
|
|
► отбор и обучение волонтеров;
► составление графика дежурств волонтеров и адекватную расстановку людей;
► обеспечение условий для текущего обучения;
► избрание заместителей директора (без передачи своих полномочий);
► избрание супервизоров (без передачи им своих полномочий);
► обучение супервизоров;
► организацию собраний супервизоров под своим председательством;
► организацию собраний административного комитета под своим председательством;
► представление ежегодного отчета на ежегодном общем собрании под своим председательством;
► подписание финансовых отчетов, которые ведутся ответственными по изысканию материальных средств;
► ответы на корреспонденцию;
► организацию рекламы нового центра;
► заботу о волонтерах;
► представление регулярных отчетов о развитии центра в центральную службу BI, в национальную ассоциацию и региональному представителю;
► информирование регионального представителя о текущей деятельности и затруднениях.
Директора поддерживает команда, состоящая из его заместителей, супервизоров и административного комитета.
Супервизоры. В деятельности центра система суперви-зии, по-видимому, работает лучше любой другой, поскольку дружеская помощь становится более эффективной. Часто, если волонтер общается с абонентом в состоянии сильного горя, требуется еще один опытный человек для поддержки и объективной оценки беседы. Это — работа супервизора.
Волонтер не принимает решений в одиночку. Это слишком большая ответственность, если речь идет о жизни и смерти. Волонтеры являются членами команды, и предполагается, что у одного супервизора во время дежурства есть возможность обратиться за советом к другому.
От супервизора требуется:
► находиться в центре или быть доступным по другому телефонному номеру на протяжении 12—24 часов в неделю;
► хорошо знать сильные и слабые стороны волонтеров и распределять обязанности так, чтобы в центре был еще кто-то, с кем волонтер мог бы поделиться трудностями в работе;
► помогать координатору центра, делясь с другими супервизорами важной для благополучия абонента информацией;
► быть уверенным, что волонтеры знают о порядках, установленных для абонентов;
► передавать любую важную для абонента информацию и другие нужные сведения от одного дежурного волонтера другому и проверять это;
► быть доступным для немедленной консультации во время своего дежурства, поощрять волонтеров делиться волнениями, затруднениями, вопросами и обсуждать их;
► всегда интересоваться у волонтера, с чем обратился абонент и как чувствовал себя в конце беседы;
► проверять, отмечены ли чувства абонента и проведена ли оценка результатов беседы по прошествии времени;
► следить, чтобы абоненты, внесенные в «кризисный» список, оставались в нем лишь на время их кризисного состояния;
► проверять сведения и записи, касающиеся всех абонентов, особенно тех, кому угрожает непосредственная опасность;
► посещать собрания супервизоров, передавая высказанные замечания и просьбы волонтерам;
► контактировать с новыми волонтерами, поступившими в центр, организовывать их обучение, следить за работой во время испытательного периода и быть уверенным, что они полностью адаптировались в системе;
► разделять с директором и другими супервизорами административные обязанности.
Таким образом, супервизор отвечает за все решения, записи и дежурных волонтеров в тот период, когда он (она) является дежурным. Никакая другая работа в центре не должна им выполняться, если она мешает его основной деятельности. Основная задача супервизора — задавать вопросы, например: «Как вы помогли абоненту? Склонен ли он к самоубийству? Как Вы думаете, позвонит ли он еще раз? Что Вы чувствуете в отношении абонента?»
|
|
Стадия 5. Открытие центра, проходящего испытательный срок
Группа учредителей к этому времени создала почву для открытия центра: имеются подготовленные волонтеры, помещение, директор и супервизоры, реклама достаточно осветила создаваемую службу и дату начала работы.
Планируя открытие, следует оценить:
► предполагаемое время пика обращений абонентов в центр;
► имеющееся в распоряжении число волонтеров, учитывая их отпуска, обучение и возможное отсутствие по болезни.
Лучше обеспечить эффективную работу в течение нескольких часов в неделю, чем более продолжительную, но плохую, во время которой волонтеры переутомляются и подвергаются стрессу.
На открытие центра следует пригласить местных официальных лиц и спонсоров. Его следует осветить в объявлениях, и этот день должен действительно стать волнующим и интересным для всех волонтеров, принимавших участие в осуществлении этого проекта. Это их день и их успех.
В заключение стоит отметить, что работа в международном движении BI требует затрат времени, нервов и энергии, которые необходимы людям, находящимся в беде, однако волонтеры всех стран утверждают, что они, несомненно, отдают меньше, чем получают от сознания выполненного долга, самовыражения и полного раскрытия своих возможностей.
Приложение 2. Этическая хартия международной федерации служб неотложной телефонной помощи (ifotes)
(Принята Генеральной ассамблеей IFOTES, Израиль, июль 1994 г.)
I. ПРЕАМБУЛА
Степень и скорость перемен в современном обществе приводят к тому, что отдельные люди поглощаются толпой и это угрожает их основной ценности как индивидуумов. Даже будучи окруженными множеством людей, они часто чувствуют себя изолированными и испытывают эмоциональные страдания.
Межличностное общение часто является настолько недостаточным, что некоторым людям становится трудно найти кого-нибудь, с кем можно побеседовать и искренно обменяться мнениями.
|
|
Усовершенствование технологии общения само по себе не привело к улучшению значимых человеческих контактов.
Если кто-то хочет побеседовать, то необходимо, чтобы был другой человек — тот, кто слушает. Становится все более трудно найти слушателя.
Вследствие этого группа людей, обладающих интуицией, солидарностью и социальной изобретательностью, организовала службы телефонной помощи в форме неправительственных организаций.
Эти службы предлагают временную, но мгновенно доступную поддержку любому, кто одинок, отчаялся, переживает стресс или близок к самоубийству.
Слушающие стремятся помочь звонящим прояснить их опыт и увеличить осознание собственных ресурсов для продолжения жизни.
Эти службы созданы и продолжают действовать на основе ценностей, содержащихся в Международной Декларации прав человека Организации Объединенных Наций. В частности, службы подтверждают:
► достоинство всех людей;
► право на уважение своих мыслей, желаний, того, ради чего человек живет;
► право выражать себя своими собственными словами.
II. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ УСТАВ (КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ)