1. Составить конспект статьи Н.Соколова «Методика описания»
2. Ответить на вопросы:
· Выделите методы для работы над описанием.
· В чем заключается «искусство описывать»? Соколов приводит цитату из работы А.Альбаля. К какому типу текстов относят обычно подобные слова?
3. Методист В.П. Смирновский утверждал в 1883 г., что «для образования сочинения нужны четыре условия: 1) избрание темы, 2) развитие темы, 3) приведение мыслей в известный порядок, 4) выражение мыслей словами. Выполнение каждого из этих четырех условий оставляет свой след, и потому в каждом сочинении мы видим четыре стихии: 1) тему, 2) содержание, обусловленное большим или меньшим развитием темы, 3) план, 4) изложение. Соответственно этим четырем стихиям мы и определяем сочинение так: Сочинением называется стройное (3) изложение (4) мыслей (2) о каком-нибудь предмете (1). Тема, содержание и план составляют внутреннюю сторону сочинения, изложение же – внешнюю. Сочинения могут рассматриваться как с внутренне, так и с внешней стороны».
|
|
· Насколько верно выделены условия «для образования сочинения»? Как вы представляете себе такие, к примеру, условия, как «развитие темы» и «приведение мыслей в известный порядок»?
· Могли бы вы добавить к четырем изложенным условиям свои, которые также необходимы, по вашему мнению, для написания сочинений? Если да, то в чем они заключаются?
· В чем заключается методический смысл разделения на внутреннюю и внешнюю стороны сочинения?
4. У писателя Марка Розовского есть пародия под названием «Школьное сочинение», «тема которого, - как он отмечает, - чрезвычайно обычна: «Образ бабы Яги – передовой бабы прошедшего времени». Приведем его план:
«I. Вступление. Историческая обстановка в те еще годы.
II. Главная часть. Показ бабы Яги – яркой представительницы темных сил.
Черты бабыЯги:
1. положительные:
а) смелость
б) мудрость
в) связь с народом
2. отрицательные:
а) трусость
б) тупость
в) индивидуализм и эгоизм
г) костяная нога.
III. Заключение. Бабизм-ягизм в наши дни».
· Прокомментируйте предложенный план сочинения. Какие недостатки плана школьного сочинения пародируются? Насколько справедливо высмеивание именно этих сторон плана?
· Есть ли в предлагаемом плане что-либо рациональное, то, что можно использовать в школьной практике написания сочинений?
· Напишите свой пародийный план школьного сочинения не тему: Иванушка-дурачок - типичный представитель героя своего времени» или «Кощей Бессмертный – типичный представитель класса угнетателей».
Литература
1. Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум / Автор-составитель Б.Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.
2. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 400 с.