double arrow

Приобретение в результате объединения компаний см. Учебное пособие по МСФО (IFRS) 3)

Если нематериальный актив приобретается при объединении компаний, он учитывается по справедливой стоимости на дату покупки.

Решение о том, может ли справедливая стоимость нематериального актива быть достаточно достоверно оценена для целей раздельного признания, должно приниматься на основе оценочного суждения.

Наиболее надежную оценку справедливой стоимости обеспечивает текущая рыночная цена на активном рынке.

Основу оценки справедливой стоимости может также составить цена по недавно совершенной аналогичной сделке при наличии активного рынка.

Если не существует активного рынка для нематериального актива, его справедливая стоимость равна сумме, которую компания заплатила бы за актив на дату приобретения, при совершении коммерческой операции между независимыми и хорошо информированными участниками на основании самой лучшей имеющейся информации.

Определяя данную сумму компания принимает во внимание результат последних операций с аналогичными активами.

Компании, регулярно участвующие в приобретении и продаже уникальных объектов нематериальных активов, обычно используют альтернативные методы оценки справедливой стоимости нематериальных активов. Они оценивают справедливую стоимость на основе дисконтированной выручки, доли рынка, операционной прибыли и т.д.

Для признания идентифицируемых нематериальных активов и обязательств при покупке:

(i) покупатель признает нематериальный актив, который отвечает критериям признания;

(ii) если стоимость материального актива не может быть достоверно оценена, то этот актив не признается отдельно, а включается в гудвилл.

Если не существует активного рынка для нематериальных активов, приобретенных при слиянии, МСФО (IFRS) 3 ограничивает стоимость первоначально учтенного актива суммой, которая не создает и не увеличивает отрицательный гудвилл, возникающий на дату приобретения.

ПРИМЕР – Расчет справедливой стоимости Предприятие Б управляет национальной розничной сетью магазинов модной одежды. В течение 2006 г. оно приобрело предприятие С, которое управляет конкурентной розничной сетью магазинов модной одежды. Большинство магазинов предприятия С находятся в тех местах, где у предприятия Б нет магазинов. Руководство предприятия Б приняло решение заменить фирменную марку предприятия С в течение двухлетнего периода, и во время этого времени заменить вывески с названием магазинов на вывески с названием своей фирменной марки. Справедливая стоимость фирменной марки С и замены вывесок была оценена независимыми специалистами-оценщиками в размере 40 млн евро и 10 млн евро соответственно. Справедливая стоимость фирменной марки представляет собой стоимость, которую будет готова заплатить третья сторона при совершении сделки между независимыми сторонами. Справедливая стоимость замены вывесок была рассчитана на основе восстановительной стоимости за вычетом износа в соответствии с МСФО (IFRS) 3. В своем учете приобретения, в соответствии с МСФО (IFRS) 3, руководство предприятия Б предлагает признать фирменную марку предприятия С и вывески всего за 4 млн евро и 1 млн евро соответственно, поскольку оно планирует вывести из употребления фирменную марку С и заменить вывески в течение следующих двух лет. Руководство планирует включить оставшуюся стоимость в гудвилл, поскольку выгоды, которые предприятие Б получит от приобретения, будут происходить, в основном, из синергетических выгод от дополнительного территориального распределения магазинов С. Приемлем ли предлагаемый порядок учета? Нет. МСФО (IFRS) 3 требует, что приобретаемые активы и обязательства признавались покупателем по справедливой стоимости. Справедливая стоимость не должна отражать намерений покупателя по использованию приобретенных активов. Соответственно, предприятие Б должно признать фирменную марку предприятия С в качестве нематериального актива стоимостью 40 млн евро, а вывески в качестве основных средств стоимостью 10 млн евро. Активы необходимо амортизировать и обесценивать до их остаточной (ликвидационной) стоимости в течение ожидаемого срока их полезной службы в соответствии с МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы», и МСФО (IAS) 16 «Основные средства», соответственно. Замена вывесок будет закончена в течение двух лет. По мере замены каждой вывески, необходимо капитализировать стоимость каждой новой вывески и списывать любую неамортизированную балансовую стоимость замененной вывески.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: