Диагностика АКБ и генератора при помощи средств диагностики автомобиля

Для проверки АКБ и генератора предназначено испытание Электрика ®Генератор

Для диагностики необходимо подключить кабель ШС4-2М, подключенный ко входу «IN4», с помощью переходников «ШП-КГ» подключить к аккумулятору автомобиля – маркированный кольцом конец - к клейме «+», второй – к клейме «-». Иногда для более подробной диагностики неисправностей генератора полезно подключать красный разъем типа «крокодил» («+») не к плюсовой клемме аккумулятора, а к клемме питания генератора. В этом случае оценивается также качество провода и соединений.

Для показа оборотов и возможности просмотра осциллограммы с угловой разверткой необходимо подключить индуктивные или емкостные клещи ко вторичным цепям зажигания или подключиться к клемме «-» катушки зажигания (с помощью кабеля ШС4-1М подключенного ко входу «IN2» и переходника «ШП-КГ»). Для измерения тока зарядки можно подключить токовые клещи КТ-4Н ко входу EXT.

Испытание генератора проводится в несколько этапов.

1. Калибровка «0» токовых клещей. Напряжение на клеммах АКБ при выключенных потребителях энергии должно быть в пределах 12,6…13,6 В.

2. На 20-30 секунд включается ближний свет для проверки заряженности АКБ.

Напряжение не должно упасть ниже порогового уровня (зоны допусков показаны на шкалах в виде бирюзовых прямоугольников). Примерная зависимость между напряжением АКБ и степенью разряженности приведена в таблице:

Напряжение АКБ, В 12,6 и > 12,0 11,6 11,3 10,5
Степень разряженности, %          

3. На заведенном двигателе, на холостом ходу проверяется напряжение на клеммах аккумулятора. Напряжение и пульсации должны укладываться в допуски (напряжение батареи должно быть в пределах 12,8..14,2 В).

4. Проверяется напряжение на оборотах 2000±200 об/мин. Напряжение и пульсации должны укладываться в допуска (напряжение батареи должно быть в пределах 13,8..14,2 В). Включить фары (дальний свет). Напряжение батареи должно находиться в тех же пределах.

Если напряжение батареи увеличивается с ростом частоты вращения двигателя и падает при включении нагрузки (фар), то неисправен регулятор напряжения.

Если напряжение батареи, ниже нормы и при включении фар (частота вращения 2000±200 об/мин) уменьшается, причиной может быть слабое натяжение ремня привода генератора, неисправность генератора или неисправность регулятора напряжения.

Если напряжение батареи ниже нормы и при включении фар (частота вращения 2000±200 об/мин) остается практически неизменным, то причиной является неисправность регулятора напряжения.

Если напряжение батареи выше нормативного значения, то возможны следующие причины:

- плохой контакт регулятора напряжения с “массой” автомобиля;

- повышенное переходное сопротивление в цепи возбуждения генератора;

- плохое соединение “массы” между двигателем и кузовом автомобиля;

- неисправность регулятора напряжения.

На рисунке представлена осциллограмма правильной работы генератора.

При просмотре в режиме градусной развертки в моменты срабатывания системы зажигания на осциллограмме будут видны всплески (на 4-х цилиндровом двигателе в районе 180 град.). Это не является признаком дефекта системы зарядки.

При наличии каких-либо дефектов (обрыв обмотки генератора, пробой диодов), осциллограмма сигнала резко изменится.

Постоянный повышенный уровень пульсаций может быть из-за плохого контакта генератора с аккумулятором.

Если отсутствует зарядный ток с генератора (неисправен реле-регулятор, контактные кольца, щетки или обмотки ротора), то пульсации отсутствуют, а напряжение при заведенном двигателе не достигает минимально допустимого.

При выходе из строя отрицательного диода (пробой) осциллограмма пульсаций примет следующий вид:

Если неисправен положительный диод (обрыв), то осциллограмма примет следующий вид:

При пробое положительного диода осциллограмма работы генератора примет следующий вид:

При обрыве обмотки статора осциллограмма работы генератора примет такой вид:

Полученные результаты занести в таблицу:

№ п/п Время заряда t, мин Напряжение заряда U, В Ток заряда I, А Температура T, 0С
1.        

Контрольные вопросы:

1. Из каких основных частей состоит аккумулятор? Каково их на­значение?

2. Какой химический состав активной массы положительных и отрицательных пластин?

3. Какие химические реакции проходят на положительной пла­стине, отрицательной пластине при разряде аккумулятора?

4. Какие химические реакции проходят на пластинах при заряде аккумулятора?

5. Из какого материала изготавливаются несущие части пластин аккумуляторов?

6. Каково назначение сепараторов в аккумуляторной батарее? Почему размеры сепараторов превышают размеры электродов?

7. С какой целью в сплав для решеток электродов свинцового ак­кумулятора добавляется сурьма?

8. Какие основные недостатки имеют аккумуляторные батареи, решетки электродов которых изготовляются из сплава свинца с содержа­нием более 4,5 % сурьмы?

9. Какие существуют способы соединения аккумуляторов в бата­рее? Укажите их преимущества и недостатки.

10. Какие параметры аккумулятора считаются основными?

11. При каких условиях определяется номинальная емкость акку­муляторной батареи?

12. Что такое номинальные напряжение, ток, емкость автомобиль­ных аккумуляторов?

13. От чего зависит ЭДС аккумуляторной батареи? Чем отличается напряжение батареи от ЭДС?

14. Как изменяется емкость аккумуляторной батареи с ростом раз­рядного тока и понижением температуры электролита? Почему?

15. Что представляет собой вольтамперная характеристика акку­муляторной батареи? Каким образом по ней можно определить внутреннее сопротивление?

16. Что такое резервная емкость малообслуживаемых и необслу­живаемых батарей? Что характеризует этот показатель?

17. Что представляет собой электролит аккумулятора и какова его плотность?

18. Как приготовляется электролит для свинцовой аккумуляторной батареи?

19. Указать причины саморазряда аккумуляторной батареи.

20. Какие существуют способы заряда аккумуляторных батарей? Указать их преимущества и недостатки.

21. Указать признаки окончания заряда автомобильной аккумуля­торной батареи.

22. Чем опасен перезаряд аккумулятора?

23. Какие штатные средства контроля заряда аккумуляторной ба­тареи применяются на автомобилях?

24. Какие причины могут вызвать выплескивание электролита из вентиляционных отверстий во время заряда аккумуляторной батареи?

25. Указать условия хранения аккумуляторов.

26. Какие причины могут вызвать быстрое понижение уровня электролита в аккумуляторной батарее?

27. Какие особенности имеют малообслуживаемые и необслужи­ваемые аккумуляторные батареи? Укажите их преимущества.

28. Какими способами можно определить полярность выводных клемм аккумуляторной батареи?

29. Как обозначаются автомобильные аккумуляторы?

30. Каково назначение генератора?

31. Как устроен генератор?

32. По каким конструктивным характеристикам различают генераторы?

33. Каково назначение (например, полюсов статора, якоря), и какую функцию этот узел (элемент) генератора выполняет?

34. Каков принцип действия генератора?

35. Каковы основные параметры генератора?

36. Каковы основные характеристики генератора?

37. Какие факторы обуславливают выбор генератора для конкретного автомобиля?

38. Как работает генераторная установка?

39. В чем преимущество генератора переменного тока с выпрямителем по сравнению с генератором постоянного тока?

40. Какие основные неисправности могут быть у генератора?

41. Как проводится техническое обслуживание генератора

Литература:

1. Ютт В.Е. Электрооборудование автомобилей. -М.: Транспорт, 2000.

2. Чижков Ю.П., Акимов А.В. Электрооборудование автомобилей. Учебник для вузов. - М.: Изд-во За рулем, 2000.

3. Диагностика электронных систем автомобиля приборами НПП «НТС». – Самара: НПП «НТС», Изд. 12-е доп. 2010. – 240 с. Электронный учебник.

4. Мотор-тестер МТ – 10. Руководство по эксплуатации.

5. Системы распределенного впрыска топлива автомобилей ВАЗ – устройство и диагностика ТИ 3100.25100.12021/ Сост. А.В.Шишков. – Тольятти: ИТЦ Автотехобслуживание, 2003. – 128 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: