double arrow

Детей раннего возраста.


Начальный этап обучения игре на гитаре

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение……………………………………………………………1

2.Маленькие тайны Сеньориты Гитары

2.1.Координация движений, посадка и постановка………………………….3

2.2.Нотная грамота или я рисую музыку……………………………………..6

2.2.Метро - ритмическая пульсация…………………………………………..7

2.4.Разные мелочи или «ветер, играющий в струнах»………………………8

3. Заключение………………………………………………………………...8

4 Список литературы …………………………………………………………10

Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще родители задумываются о раннем развитии ребенка. В этой ситуации музыкальные школы, в соответствии времени, вынуждены расширять сферу своих образовательных услуг. И если раньше в школу шли, или как считалось должны приходить только дети с музыкальными данными или проф.ориентироварные, то сегодня музыкальная школа предлагает весь спекрт эстетического развития. Все чаще в класс гитары приходят поступать дети 7-8 лет, а порой и дошкольного возраста. А ведь еще 10-15 лет назад образовательные стандарты предписывали принимать на гитару детей 10-12 лет, обосновывая тем , что из-за особенностей посадки и постановки, не все учащиеся в раннем возрасте могут справиться с этой задачей, инструменты по росту- 2/4 или 3/4 было просто не достать. Сегодня меняются методы преподавания, программы обучения и конкурсные требования, это особенно заметно по результатам последних всероссийским и международным конкурсов.




И конечно, в этом случае, как правило, стандартные схемы обучения не срабатывают. Но как определить степень обучаемости ребенка и всех ли надо принимать в музыкальную школу? На приемных экзаменах, что уже само по себе является стрессом, ребенок может просто замкнуться. А у кого - то способности не появляются по причине их не развитости. За несколько минут невозможно определить подлинную глубину возможностей данного ребенка.

Работать же с детьми в раннем возрасте очень интересно и отказываться от этого нельзя. Скрипачи и особенно пианисты, чьи школы шли менее тернистым путем развития, чем гитарная школа в России, имеют на этот счет богатый опыт и могут похвастаться наличием уже созданных и апробированных методик обучения игре на инструменте, их развития детей даже трехлетнего возраста, не говоря уже о дошкольном или младшем школьном возрасте.

Это возраст, когда ребенок не только спонтанно и свободно активен, но и важный период , проживая который, дети приобретают умения, позволяющие в дальнейшем освоить мир взрослых. В возрасте 7 – 9 лет идет активное развитие мозга. Музыка же способствует интеграции полушарий мозга, и улучшает его деятельность - например, связанных с лингвистикой, математикой творческим мышлением, так как движение кисти руки ускоряет созревание не только сенсомоторных зон головного мозга, но и центра речи. В этот период идет активное осмысление ребенком своих действий через чувства. Педагогу необходимо мыслить не стандартно, так как только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредоточить свое внимание на конкретном задании, музыкальном произведении, объекте, запомнить событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить приятное для него состояние (соприкосновение с инструментом, общение с педагогом) могут служить для него сильнейшим мотивом деятельности, стимулом к музыкальным занятиям.
Еще одним условием, говорящим «за» обучению игре на гитаре в более раннем возрасте, чем 10-12 лет, является тот показатель, что связки и мышцы ребенка наиболее мягки и податливы, несмотря на то, что к 5-6 годам костно- мышечная система уже вполне сформирована, полностью этот процесс завершается к 11-12годам и подвижность мышц снижется.
Опять хочется повториться - гитара инструмент специфический, и не смотря на кажущуюся легкость в овладении игры на инструменте, сразу же возникают и ряд проблем, особенно для детей младшего возраста. Это и невозможность охвата грифа, боль при прижатии струн, а значит и не качественный звук. Конечно, все это может вызвать нервозность у ребенка, и здесь главная задача педагога помочь преодолеть ученику трудности, чтобы первые ощущения не стали последним желанием ребенка. Многое зависит от личных качеств малыша, от уровня его музыкального восприятия, интеллектуального развития и физических данных, но разумное бережное отношение к ребенку, нефорсированный процесс обучения, творческий подход помогут педагогу полностью раскрыть личный потенциал ученика и его творческую индивидуальность.
Сегодня я не говорю о каком то определенном возрасте, мои наработки могут применяться и в раннем возрасте, и в младшем школьном, в зависимости от данных ученика, его возраста, будут меняться приемы с учетом возрастной психологии. Можно соглашаться или не соглашаться с психологами, но отмечено, что за свою жизнь человек преодолевает несколько этапов развития , и каждый новый этап обязательно начинается с кризиса. «Критические периоды» характеризуются высокой степенью восприимчивости и пластичностью мозга. Если встреча с музыкой попадает на такой период, то как яркая вспышка происходит «запечетлевание» события или «импрессинг», как назвал его российский генетик В.П.Эфроимсон. Это самое активное воздействие окружающей среды на наиболее чувствительный период развития и порой определяющее всю последующую жизнь человека. Такие периоды случаются в 1 год, далее очень мощно в 3-4 года и в 7 лет, что касается раннего детства . Попадете в этот период- ваше счастье, если нет- надо просто грамотно трудиться не смотря на импрессинг. Но это мое личное мнение.





Впервые взяв в свой класс малыша в возрасте 6,5 лет, я столкнулась с первыми трудностями. Ребенок умел читать, но привычная музыкальная терминология в этом случае просто не срабатывала. Тут в школу поступили еще два ученика 7 лет. И я стала искать новые, как мне тогда казалось, пути решения. Но как подсказывает жизнь, «Все новое, это хорошо забытое старое!». Я обратилась к литературе по ритмике, нашла очень много интересных разработок у пианистов, что-то позаимствовала из учебников сольфеджио автора Калинина, и конечно искала материал у коллег гитаристов. Оставалось самое главное – адаптировать весь материал применительно гитары. И тут хочется сказать слова гениального пианиста И.Гофмана: «Никакое правило или совет, данные одному, не могут подойти никому другому, если эти правила и советы не пройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнуться при этом таким изменениям, которые сделают их пригодными для данного случая ».

Итак, некоторые мои наработки. Хочу сразу оговориться, что творческий процесс, поиск интересных форм подачи материала еще не закончен

и думаю, что- то новое будет появляться постоянно, так как каждый ребенок несет в себе свои вопросы, проблемы и интересы.

Главное, что бы вам интересно было заниматься этим. Быстрых результатов ждать не приходиться, но удовольствия от общения с малышами, позитива от их нестандартного мышления, от общих побед и находок будет много.







Сейчас читают про: