Координация движений, посадка, постановка

Если сравнить нагрузки на детей в младшем школьном и дошкольном возрасте в настоящее время и хотя бы в прошлое десятилетие, а лучше два десятилетия назад, то сравнение будет не в пользу сегодняшнего времени. Стремление родителей развить своих детей иногда носит «трагический» характер, так как ребенок посещает сразу несколько кружков, секций и при этом еще ходит в детский сад. Конечно, в этом нет ничего плохого, но не следует перегружать детский организм сверх меры. В результате долгих занятий и отсутствия, необходимой детскому организму подвижности многие дети к 7 годам уже имеют проблемы опорно - двигательной системы, гипо или наоборот гипер тонус мышц. Да и в боле взрослом возрасте, наша жизнь, перегруженная умственными и физическими нагрузками, обычно приводит к закрепощению в области шее и плеч, и к проблемам с позвоночником.

Гитара – один из самых «неудобных» музыкальных инструментов в смысле посадки. В отличие от арфы, фортепиано, трубы, скрипки и ряда других инструментов, играя на которых исполнитель сидит прямо, и его спина находиться в симметричном положении, гитара обрекает гитариста на посадку, искривляющую верхнюю часть тела. Другой причиной напряжения является статичное положение. Соприкасаясь с нашим телом, гитара сковывает нас, гитарист как бы «обтекает» своим телом гитару, корпус наклонен вперед, что приводит к увеличению нагрузки на позвоночник. Постоянный наклон верхней части корпуса вперед, сведенные сутулые плечи – проявление плохой осанки, при этом сдавливается грудная клетка, смещается точка опоры корпуса. В результате спина находится в постоянно напряженном состоянии. Дети обычно сразу же садятся не правильно, и даже если вы постоянно делаете замечания ученику, он отреагирует на короткое время, и изменит посадку на привычную, ребенок самостоятельно в первое время не может контролировать процесс посадки, так как у него еще не развиты правильные ощущения. Следовательно, педагог должен выработать правильную посадку как жизненно необходимую и удобную для ученика

Этим вопросам большое внимание уделил в своих работах талантливый педагог, скрипач В. Мазель, например в работе «Музыкант и его руки», где можно почерпнуть много полезного.

Что бы помочь ребенку легче освоить инструмент, почувствовать свое тело, я начала так же делать с детьми некоторые упражнения на развитие свободы рук, гибкости суставов, укрепления мышц пальцев, а также снимающие напряжение с мышц спины, возникающее часто во время урока. Упражнения эти могут называться как угодно, главное, чтобы сохранилась основа игровая форма, а образ вы можете придумать сами.

Обычно любой двигательный процесс состоит из трех фаз: 1.подготовка действия (концентрация внимания на определенных группах мышц); 2.конкретное действие (сама работа мышц); 3.расслабление после действия. Считается, что последняя фаза регулируется сложнее всего. Все упражнения, проводимые с детьми, направлены на то, что бы дать возможность ребенку почувствовать напряжение и расслабление, т.е. выработать «двигательную интуицию» как называет это В. Мазель.

Сегодня приведу небольшое количество примеров упражнений, которыми занимаюсь на уроках. В реальности диапазон гораздо разнообразнее. В данный момент существует множество литературы и пополнить свой запас новыми упражнениями не трудно.

«Новая и сломанная кукла» 1. сидим как кукла на витрине (от 2-20 секунд) как на витрине с прямой спиной, затем расслабиться на 5-10 секунд. Выполнить несколько раз.

2. «кукла» раскачивается прямой напряженной спиной вперед и назад, затем завод кончился кукла остановилась - спина расслабилась.

«Робот» или «Живое дерево» - туловище расслаблено и согнуто пополам- дерево спит, но вот зашевелились маленькие листочки (работают только пальцы), затем заколыхались веточки побольше (работают кисти), далее подключает локоть, предплечье и полностью руки. Поднимаем вверх туловище – дерево проснулось и поднимая руки вверх делаем, полные круговые движения, при этом правильно дышим. Вверх - вдох, вниз - выдох. Когда «дерево» засыпает поделываем все в обратном порядке», «Робот»- аналогично «дереву», по настроению. Мальчики больше любят делать упражнение про робота, а девочка про волшебное дерево. Ребенок воспринимает свою руку всю целиком от кисти до плеча, это упражнение дает ему возможность понять и почувствовать все отделы руки по отдельности. Сначала бывает трудно, но постепенно приходят навыки.

«Бокс» - полной рукой от плеча наносим удары по воздуху.

«Птицы»- полной рукой изображаем размах крыльев.

Теперь упражнения на развитие двигательных способностей пальцев. Рука музыканта-это творец, орудие выражения творческой мысли. Но рука, область кисти- пальцев является самой не защищенной в системе рук и более всего подвержена перенапряжению. Педагогу, работающими с маленькими детьми, особое внимание стоит уделять организации действий кисти и пальцев, так как именно эта часть руки формирует наиболее тонкие и точные движения, выполняя огромный объем работы по извлечению звука.

«Щенок»(«Котенок») - мягкими движениями круглой кистью изображаем как щенок закапывает косточку. Очень часто, во время игры ребенок не контролирует постановку руки, точнее кисти, чаще всего происходит зажим мышц. Я сразу же напоминаю какая мягкая лапка у котенка, реакция незамедлительна - положение кисти исправляется, так как эмоциональный фон близок ребенку.

«БИНОКЛЬ» или «Очки» - каждый пальчик по очереди наступает подушечкой на большой палец. Можно сказать, что это бинокль удаляет картинку по степени перехода пальчиков от указательного к мизинцу, и приближает в переходе от мизинца к указательному.

«Дудочка»- как «Очки» только одновременно играя двумя руками как бы на дудке. Оба упражнения опять же помогают при постановки кисти правой руки.

«Осминожек» - сначала он учится ходить каждой ножкой (пальчиком по очереди), маршируют, затем попарно. Варианты могут разнообразные, от простого к сложному: 1-2, 2-3, 3-4. 4-5; 1-4, 2-3; 1-3, 2-4.Упражнение очень трудное, сразу не получается, и не нужно требовать его точного исполнение, со временем будет лучше и лучше.

«Вешалка» - ребенок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением что повесил на них руки. Теперь можно свободно покачать локтями. Сравните: вешалка-рука, пальцы – крючок.

В период без нотного обучения еще практикую такие упражнения:

- при игре на открытых струнах при аппликатуре p-i-m-a, произнося слова исполняемой песенки, соединяем поочередно пальцы правой и левой руки, как будто они здороваются.

-тоже самое можно делать и при игре на открытых струнах при аппликатуре

p-i-m-a-m-i. Тем самым мы концентрируем внимание ребенка на очередности игры пальца. Главное, стихи должны быть не сложными, хорошо запоминающимися, интересные ребенку и подходящие под размер пьески, то есть две или три четверти.

К счастью сборников для занятий по этой теме сейчас выпускают достаточно много. Попробовав в обучении многие упражнения, отбираю приемлемые для себя. Недавно мне попался наиболее, на мой взгляд, удобный в применении - «Музыкальная гимнастика для пальчиков» Санкт - Петербург, 2008.Спасибо составителям за полезный и интересный учебный материал.

Нотная грамота или Я рисую музыку.

Я использую в своей практике магнитную доску. Изоляционной лентой

изображаю нотный стан. Нотами служат разноцветные магниты. Знакомимся со струнами и каждая струна у нас своего цвета. Сначала я предоставляла каждому ребенку изобразить свою струну своим цветом, но потом убедилась, что удобнее помогать с его выбором. Выбирая определенный цвет, мы сразу оговариваем и высоту звучания струны. Так первая струна «ми» желтая - яркая как солнышко, которое выше всех и нотки на ней самые высокие. Вторая струна «си» - это синее небо, где сияет солнышко. Третья струна «соль»- зеленая трава, она ниже солнца и неба. Струна «ре» - рыжая лисичка, «ля» - это фиолетовая или белая лужа из которой пьет лиса и все это находится на черной земле, ноте «ми» - шестой струне, которая ниже всех. И конечно, рисуем рисунок на эту тему. Рисуем мы в начальный этап вообще много. Все впечатления, новые понятия, пьесы переносим из пока еще неясного музыкального мира в более понятный мир рисунка.

В первое время, в донотный период те же цветные магнитики помогут исполнить самые простые мелодии при освоении басовых - 4, 5, 6, струн. Например, берем всем известную детскую песенку «Едет, едет паровоз», ребенок играет бас (ритм или пульс), выкладываем последовательность ударов по струнам цветными магнитами, а учитель играет мелодию. Отрабатывая, не скучно между прочим, удар пальцем «р» по струнам. Песенки лучше всего исполнять в Ля - мажоре, так как основные функции T, D, S, выпадают на открытые струны гитары. В песенке много куплетов и ребенок сыграет ее несколько раз, в каждом куплете создается образ разных животных, которые едут на паровозе – зайки который без билета, смелого машиниста щенка, утят. Так в песню включен не только игровой момент, но первое знакомство с темпом, характером и динамикой, исполняемой музыки. В это время ещё рано требовать от ученика фразировки, гибких нюансов, но общий характер он может выразить если не игрой, то привычным для него способом - голосом. Важно, что он сам выбирает, как ему исполнять музыку и это его художественный замысел. Как то мне в нотном магазине попался авторский сборник Веры Донских «Я рисую музыку» и «Нарисуй музыку картинкой», где также применялась система цветных нот. Это избавило меня от работы переписывать ноты в тетрадь учеников. Сборники оказались интересными, яркими и понятными детям. Теперь мы берем для изучения пьесу, разбираем, что на какой струне играется и ребенок раскрашивает нотки в определенные цвета, на что очень хорошо реагирует во время игры. Чтобы не привыкнуть к цвету и не стать беспомощными при черно-белом написании, я использую в игре на инструменте и простые песенки из сборников, когда ноты уже выучены. Очень удобен в этом смысле авторский сборник Л.Ивановой «Пьесы для начинающих»,а также В.Калинина «юный гитарист».

Если с нотным текстом возникают какие то сложности, мы можем на доске выложить отдельный трудный элемент пьесы, наглядно ребенок усваивает информацию лучше.

Так же при первом знакомстве с гитарой, на обратной стороне доски, а они обычно двухсторонние, можно также изоляционной лентой сделать табулатуру. И пока играете на открытых струнах ставить магниты соответственно струне и ее цвету, можно сделать и табулатуру цветной.

Магнитная доска помогает в решениях многих вопросов. Изучая звукоряд, можно выкладывать его нотками двух цветов, например красный и зеленый. Вариантов определения цвета может быть много, например:

1.красный-зеленый по очереди, поем звукоряд, красные ноты поет педагог – зеленые ученик, и наоборот;

2.выкладываем звукоряд по две одинаковые нотки сразу зеленый, зеленый – красный, красный: поем по две ноты по очереди по цветам или вверх учитель поет один цвет, вниз меняются цветами;

3.строим звукоряд от «до» до «до» - пропеваем его, затем переносим одну ноту вверх поем уже от «ре» до «ре», от «ми» до «ми» и так далее.

Так же при введении в понятия высота звука, можно на доске поставить две нотки в октаву, например «до» первой октавы и рядом «до» второй октавы, поем вверх на слово «Э-хо», дотягиваясь голосом снизу вверх и на слово «У-пал» сверху - вниз. Обычно «Эхо» сверху вниз не очень получается у детей.

Вариантов будет столько, сколько подскажет вам ваша фантазия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: