История развития местного самоуправления

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единство системы Советов как органов государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось[3]. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

Источник права в материальном смысле-материальные источники формирования права, т. е. условия жизни людей и общества. Формы выражения нормативной государственной воли - это и есть внешняя форма права в юридическом значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. В качестве формы, выполняющей такие функции, выступают нормативные правовые акты – акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, применяющие или отменяющие правила общего характера. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеют юридического (общеобязательного) значения.

Источники муниципального права можно классифицировать по двум основаниям: по субъектам правотворчества и по сферам правового регулирования. В зависимости от субъектов, устанавливающих нормы муниципального права, выделяют следующие группы:

1. Международно-правовые источники;

2. Федеральное законодательство;

3. Нормативные акты субъектов РФ;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: