Система местного самоуправления, сложившаяся к середине XIX в., имела существенные недостатки. Попытки устранить эти недостатки были предпринят в Положении от 01.01.1864 г. ォО земских губернских и уездных учрежденияхサ, что обозначило начало земской реформы. Однако у новой системы земского самоуправления также имелись недостатки - наличие земских органов только на средних административных уровнях (в губернии и в уезде) и отсутствие земских учреждений в центре и в волостях. В соответствии с Положением в систему земских учреждений были включены:
1) земские избирательные съезды, которые занимались избранием каждые 3 года нового земского гласного. Земский гласный - выборный член городских собраний. В земских избирательных съездах были представлены все сословия. Каждое сословие проводило- отдельный съезд, т. е. проводилось 3 избирательных съезда - съезд уездных землевладельцев, съезд го-
родских избирателей, съезд выборных представителей от сельских обществ. Недостатком этой представительной системы был имущественный ценз, согласно которому к выборам допускалась лишь небольшая часть богатых земских жителей;
|
|
2) земские собрания - формировались на земских из бирательных съездах. Выделялись губернские и уездные земские собрания, обладавшие различной компетенцией. В ведении губернских земских собраний находились следующие вопросы:
а) разделение имущества земства на губернское и уездное;
б) открытие новых ярмарок, новых пристаней на судоходных реках либо перенесение существующих; в)представление через начальника губернии ходатайств о перенесении земских дорожных сооружений в разряд государственных. В ведении уездных земских собраний находились следующие вопросы:
- распределение внутри уезда государственны и губернских сборов;
- разрешение на открытие торгов и базаров;
3)земские управы, которые являлись исполнительными органами земских учреждений. Выделялись губернские и уездные земские управы, их личный состав определяло земское собрание. Должностные лица земских управ не считались государственными чиновниками.
В систему органов городского общественного самоуправления входили:
1) городское избирательное собрание – проводилось каждые 3 года для избрания городских гласных;
2)Городская дума (распорядительный орган) - состояла из председателя - городского головы (глава городской управы), гласных, председателя уездной земской управы и представителя духовенства. В обязанности Городской думы входило избрание состава городской управы;
3)городская управа (исполнительный орган) - в ее обязанности входили решение непосредственно городских вопросов, разработка проектов смет, взимание и распределение городских сборов. Городская управа была подконтрольна Городской думе. В соответствии с Городовым положением должностные лица городского общественного самоуправления не являлись государственными чиновниками.