double arrow

Европейская хартия местного самоуправления.


Европейская хартия местного самоуправления открыта к подписанию 15 октября 1985 г. Разработана и принята по инициативе Постоянной конференции местных и региональных органов власти в Европе. Ратифицирована РФ 11.04.98 № 55-ФЗ.

Цель Хартии – обеспечение и защита прав местных органов самоуправления как наиболее близких к гражданам и дающих им возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни. По замыслу авторов этого документа Хартия призвана наполнить реальным содержанием основные принципы Совета Европы: поддержание демократического сознания в Европе и защита прав человека в самом широком смысле слова. Основная направленность Хартии – показать, что степень автономии местных органов самоуправления является основным критерием подлинной демократии.

Хартия состоит из трех частей. В первой части изложены основные принципы местного самоуправления; здесь же определяется, что оно должно основываться на конституционной и юридической базе. В ряде статей предусмотрено право органов местного самоуправления на собственные территориальные границы и определение своих административных структур. В двух статьях ограничивается административный контроль над деятельностью органов местного самоуправления и обеспечивается выделение им достаточных финансовых средств.




Во второй части Хартии содержатся положения, касающиеся объема принятых на себя сторонами обязательств. Исходя из необходимости обеспечить равновесие между основными принципами и гибкостью в отношении юридических и организационных особенностей каждого государства-участника, в Хартии предусмотрена возможность для участников не считать себя связанными отдельными положениями Хартии.

В Хартии не предусмотрено системы контроля за ее выполнением за исключением обязательства сторон предоставлять любую информацию о законодательных актах или других мерах по применению положений Хартии.

В третьей части содержатся обычные для конвенций СЕ положения технического характера.

Присоединение к Хартии не влечет никаких финансовых расходов, поскольку в ее рамках не создано органов контроля за ее выполнением (хотя вопрос об этом и обсуждается). Главным местом, где рассматриваются проблемы местного самоуправления вообще и вопросы Хартии в частности, является Постоянная конференция местных и региональных органов самоуправления. Эта конференция является не межправительственной организацией, а представительным органом (типа Парламентской ассамблеи СЕ) и имеет в структуре СЕ уникальный характер. Пленарные заседания Конференции проводятся раз в год, в марте. (В 1992 г. в работе сессии принимали участие представители России).



Межправительственным постоянным органом в рассматриваемой области является Постоянный комитет местных и региональных органов самоуправления, который разрабатывает институционные, юридические и финансовые рамки деятельности СЕ по этим вопросам. Комитет собирается на свои заседания два раза в год.

8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ» ФЗ ォОб общих принципах организации местного самоуправления в РФサбыл принят в августе1995 г. - через 5 лет после принятия Конституции РФ,учредившей основы местного самоуправления какнеотъемлемого признака любого демократическогогосударства. Разработка проекта закона началась ещев 1994 г, С 1 сентября 1995 г. ФЗ ォОб общих принципах организации местного самоуправления в РФサвступил в силу. Приняв данный Закон, законодательизложил свою точку зрения относительно отнесенияместного самоуправления к совместному ведениюРоссийской Федерации и субъектов РФ: Россия должна устанавливать лишь общие принципы организацииместного самоуправления, остальные вопросы подле-

жат правовому регулированию на уровне субъектов РФ или муниципальных образований. Данный ФЗ содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов муниципальных отношений. Его нормами закрепляются основы деятельности и государственные гарантии местного самоуправления, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.



Основной задачей,поставленной перед законодателем при принятии ФЗ ォОб общих принципах организации местного самоуправления в РФサ, является обеспечение самостоятельности местного самоуправления, которая была гарантирована Конституцией РФ.

Это достигается через следующие правовые механизмы:

1) право на самостоятельность населения в формировании органов местного самоуправления для решения своих повседневных проблем (вопросов местного значения) и независимость этих органов от государственной структуры управления (системы органов государственной власти, т. е. органы местного самоуправления ориентируются прежде

всего на интересы населения);

2) способность органов местного самоуправления решать проблемы избравшего их населения;

3) возможность населения и органов местного самоуправления реально решать свои проблемы, т. е. наличие у местного самоуправления финансовоэкономической базы и права самостоятельно ею распоряжаться;

4) предоставление органам местного самоуправления гарантии судебной защиты и др.

ФЗ ォОб общих принципах организации местного самоуправления в РФサ не мог урегулировать абсолютно все вопросы местного самоуправления, поэтому для развития отдельных его положений, требующих детального регулирования, предполагалось принятие целого ряда других федеральных законов: ォО государственных минимальных социальных стандартахサ, ォО государственных и муниципальных земляхサ, ォО муниципальных банкахサ, ォО финансовых основах местного самоуправленияサ, ォОб особенностях организации местного самоуправления на приграничных территорияхサ и др.

Постоянное изменение социально-политической ситуации на территории РФ, широкое развитие рыночных отношений вызвало необходимость изменения ФЗ ォОб общих принципах организации местного самоуправления в РФサ.

Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных этим ФЗ, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в него.__

9. Понятие местного самоуправления.

1. Местное самоуправление – система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе конституции и законов данного государства. М.С. осуществляется населением через представительные органы власти (муниципальные собрания, советы, комитеты и т.д.) соответствующие органы управления (местную администрацию) местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения. Органы М.с, как правило не входят в систему органов государственной власти (в т.ч. РФ) согласно Конституции РФ 1993 г. (ст.131) М.с. в городских, сельских поселениях и на др. террриториях с учетом исторических и иных местных традиций, структура органов М.с. определяется населением самостоятельно. Органы М.с. могут наделяться законом отдельными гос. полномочиями, реализация которых подконтрольна государству.







Сейчас читают про: