Статья 46. Подготовка муниципальных правовых актов

1. В комментируемой части названы субъекты правотворческой инициативы, т.е. субъекты, обладающие правом вносить проекты муниципальных правовых актов на рассмотрение органов местного самоуправления. О порядке осуществления правотворческой инициативы гражданами см. комментарий к ст. 26. Установлено, что уставом муниципального образования могут быть предусмотрены иные субъекты правотворческой инициативы, помимо перечисленных в статье.

2. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов устанавливается на местном уровне самими органами местного самоуправления, полномочными принимать данные правовые акты. Очевидно, что перечень и форма прилагаемых к проектам документов будут зависеть от субъектов, вносящих проект на рассмотрение: от инициативных групп граждан обычно требуется определенное количество подписей в поддержку вносимого проекта, от органов территориального общественного самоуправления - протокол заседания данного органа и т.п.

На муниципальном уровне, как правило, регламентируется не только процедура внесения проектов муниципальных правовых актов, но и процесс их принятия.

Например, муниципальный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, вправе отклонить указанный нормативный правовой акт и в течение 10 дней направить его на доработку в представительный орган муниципального образования. Если при повторном рассмотрении принятый нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение 7 дней и обнародованию.

Решения представительного органа местного самоуправления принимаются всегда в коллегиальном прядке. Заседания коллегиальных органов подлежат обязательному протоколированию.

Протокол - организационно-распорядительный документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

Протоколы оформляются на основании черновых записей хода заседаний, стенограммы заседания или звукозаписи, а также материалов, подготовленных к заседанию (текстов докладов, выступлений, справок, проектов решений, повестки дня, списков приглашенных и др.). Если заседание стенографировалось, после заседания стенограмма расшифровывается, оформляется и прилагается к протоколу (в этом случае допустимо вести краткую форму протокола). Если ход заседания записывался на магнитофонную ленту, после составления и оформления протокола звукозапись хранится в соответствии с Основными правилами работы государственных архивов с кино-, фото-, фонодокументами.

Ответственность за подготовку протокола лежит на секретаре (ответственном секретаре) коллегиального органа. Секретарь несет ответственность за правильность записей в протоколе.

Существует два вида протоколов: полные и краткие. Полный протокол содержит запись всех выступлений на заседании, краткий - только фамилии выступивших и краткую запись выступления. Решение о том, какую форму протокола вести на заседании, принимает руководитель коллегиального органа.

Подготовка постановления или распоряжения главы муниципального образования ответственный процесс, состоящий из нескольких стадий и предусматривающий определенные требования.

Во-первых, к проекту распорядительного документа рекомендуется прилагать справку, в которой необходимо привести обоснование принятия данного документа, дать пояснения исторического плана, указать правовую основу, а также проанализировать возможные последствия его принятия. К сожалению, на практике пояснительная записка к постановлению или распоряжению главы муниципального образования прилагается крайне редко.

Во-вторых, к проекту постановления (распоряжения), имеющему ссылки на решения вышестоящих органов, необходимо прилагать их копии, что также зачастую не делается. При этом в тексте проекта следует указывать дату, номер, полное название указанных документов.

В-третьих, в проектах документов о ходе выполнения ранее принятых распорядительных документов и в случае невыполнения содержащихся в них поручений должны указываться причины срыва заданий, лица виновные в этом, предложения о принятии к ним мер в установленном порядке, а также новые сроки выполнения поручений. В этом случае к проектам документов следует прилагать справку с указанием причин невыполнения поручений и обоснованием необходимости продления сроков исполнения распорядительных документов. Не допускается принятие повторных распорядительных документов, если не выполнены ранее принятые по данному вопросу постановления, распоряжения.

В-четвертых, к каждому проекту распорядительного документа исполнитель составляет лист согласования, который печатается на оборотной стороне последнего листа проекта документа. Согласование осуществляется путем визирования: проставляются должность визирующего, личная подпись (расшифровка подписи обязательна) и указывается дата.

В-пятых, замечания и дополнения, высказанные в ходе согласований, вносятся исполнителем в проект распорядительного документа. Если замечания незначительны и не изменяют сути документа, то исполнитель аккуратно вносит их в текст проекта и визирует каждое такое исправление. При внесении в текст большого числа изменений, но не меняющих сути документа, текст проекта перепечатывается и к нему прикладывается прежний вариант с визами. В случае внесения в текст проекта изменений и дополнений, имеющих принципиальный характер и изменяющих суть документа, проводится согласование нового варианта проекта распорядительного документа. В случае появления замечаний и дополнений, с которыми не согласны авторы проекта, оформляется лист разногласий, который должен быть приложен к проекту распорядительного документа, вносимого на утверждение.

В-шестых, если к проекту распорядительного документа имеются приложения, то об этом указывается в тексте. Приложения содержат в верхнем правом углу первого листа отметку с указанием названия распорядительного документа, его даты и номера. Каждый лист приложения должен быть завизирован исполнителем.

В-седьмых, в связи с тем, что постановления и распоряжения главы муниципального образования оформляются на бланках с указанием его должности, в реквизите "подпись" может отсутствовать указание должности.

В-восьмых, все правовые акты главы муниципального образования регистрируются. При регистрации документам присваивают порядковые регистрационные номера начиная с начала года, без аббревиатур. Датой принятия указанных документов является дата их регистрации, которая, как правило, совпадает с датой подписания.

Подписанные документы тиражируются в соответствии со списком рассылки. Каждый экземпляр копии рассылаемого документа должен быть заверен простой печатью протокольного (общего) отдела (управления делами).

Руководитель местной администрации вправе внести на рассмотрение представительного органа муниципального образования проект решения. Предлагаемый к рассмотрению на заседании представительного органа муниципального образования проект решения с сопроводительным письмом направляется структурным подразделением местной администрации за подписью ее руководителя.

Представленный на рассмотрение комиссии представительного органа муниципального образования проект решения должен содержать следующие приложения:

- пояснительную записку - обоснование необходимости его принятия, а также прогнозы социально-экономических и иных последствий его действия, Законы и правовые акты, регламентирующие предлагаемый проект;

- перечень правовых актов, изменений, дополнений, принятия или отмены которых потребует данный проект;

- письменные заключения отраслевого департамента, а также других задействованных структурных подразделений местной администрации, для вопросов, реализация которых потребует дополнительного финансирования. В письменном виде представляются финансово-экономическое обоснование и заключение финансового управления;

- письменное заключение правового управления (отдела) о соответствии представленных документов действующему законодательству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: