Вопрос 53 Отзыв выборных лиц

Отзыв депутата, члена выборного органа местного само-

управления, выборного должностного лица

Отзыв - форма прямого волеизъявления граждан Российской Феде-

рации по досрочному прекращению полномочий депутата, выборного

должностного лица, осуществляемого на основе специально назначенного

голосования.

отзыв депутата,

члена выборного органа местного самоуправления, выборного должност-

ного лица местного самоуправления является одной из форм их ответст-

венности перед населением.

отзыв выборных лиц местного самоуправления инициировался в 20 субъ-

ектах Российской Федерации. В отношении депутатов представитель-

ных органов местного самоуправления отзыв инициировался в 4 субъек-

тах Российской Федерации

По отзыву депутатов

представительных органов местного самоуправления проведено 8 голо-

сований, состоялось 2 отзыва, а по отзыву глав муниципальных образо-

ваний проведено 24 голосования и состоялось 13 отзывов. После ини-

циирования отзыва 9 глав муниципальных образований сложили свои

полномочия, не дожидаясь голосования.

Вопрос 54 Статья 37. Местная администрация

1. Указание на то, что местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, обусловлено необходимостью определить в общих чертах компетенцию данного органа. Нормы настоящей статьи указывают также, что именно местные администрации могут наделяться полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, т.е. выполнять некоторые функции государственных органов. Полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий могут наделяться администрации муниципальных районов и городских округов, за исключением особых случаев, установленных федеральным законом или законом субъекта РФ. О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями см. гл. 4 комментируемого закона и комментарий к ней.

Принцип единоначалия в деятельности главы администрации предполагает, что он может непосредственно руководить органами и структурными подразделениями местной администрации либо назначает руководителей данных подразделений; издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации; (п. 6 ст. 43); определяет структуру местной администрации (хотя она и утверждается представительным органом, см. ч. 8 настоящей статьи). Вместе с тем глава администрации несет персональную ответственность за деятельность данного органа.

2. Если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, он должен избираться на муниципальных выборах. Если глава муниципального образования возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается на должность по контракту представительным органом муниципального образования по результатам конкурса на срок, установленный уставом муниципального образования. Порядок проведения такого конкурса установлен ч. 5 комментируемой статьи.

3. Контракт, предусматривающий исполнение обязанностей главы местной администрации, подлежит утверждению представительным органом муниципального образования. Такой контракт имеет все черты трудового договора и предусматривает особенности, обусловленные статусом главы администрации муниципального образования. Комментируемый закон предусматривает, что законами субъектов РФ будут устанавливаться обязательные положения контракта для глав муниципальных районов и городских округов, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.

4. Муниципальные образования, а в отношении глав муниципальных районов и городских округов - субъекты РФ могут устанавливаться дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

5. Положения настоящей части регламентируют общие условия проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Очевидно, что в муниципальном образовании, уставом которого предусмотрено назначение главы администрации, будет наблюдаться определенное преобладание представительной власти над исполнительной, поскольку порядок проведения конкурса, состав конкурсной комиссии и в конечном итоге результаты конкурса определяются представительным органом муниципального образования.

Некоторые сомнения вызывает необходимость участия в формировании конкурсной комиссии при проведении конкурса на должность главы муниципального района или городского округа представителей законодательного органа субъекта РФ, предусматриваемая комментируемым законом. Такое участие органов государственной власти субъекта РФ в осуществлении местного самоуправления обусловлено тем, что глава администрации муниципального района или городского округа должен будет отвечать и за реализацию отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. В то же время еще при обсуждении проекта комментируемого закона уже высказывалось мнение, что, учитывая часто возникающие трения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ, последние могут при проведении конкурса на вышеуказанные должности оказывать давление на представительный орган муниципального образования.

6. Как указывалось в комментарии к предыдущей части настоящей статьи, назначение конкретного лица на должность главы администрации муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования, им же утверждаются условия контракта главы администрации. Указанные решения принимаются в коллегиальном порядке, поэтому последнюю фразу о заключении контракта с главой администрации главой муниципального образования не следует воспринимать буквально - речь идет не о заключении, а скорее о подписании контракта с утвержденным представительным органом лицом.

7. О понятии юридического лица и особенностях статуса органов местного самоуправления, наделенных правами юридического лица, см. комментарий к ст. 41.

8. Под структурой местной администрации в данном случае понимается ее внутреннее подразделение на отраслевые, функциональные или территориальные органы, которые могут носить различные наименования - отделы, комиссии, комитеты, управления и т.п. Также в структуре администрации обязательно отражаются порядок назначения и полномочия руководителей таких подразделений. Понятно, что развитая структура администрации имеется в крупных муниципальных образованиях, где существует необходимая финансовая база для решения вопросов местного значения. Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными отраслями муниципального хозяйства, например здравоохранением, образованием и т.д. Под функциональными подразделениями подразумевают подразделения, отвечающие за определенные направления муниципальной деятельности, например за управление финансовыми средствами, муниципальной собственностью, решение экологических проблем. В то же время деление подразделений на отраслевые и функциональные достаточно условно, в отдельных сферах управления также осуществляются такие функции, как планирование, учет ресурсов и т.п. Территориальные органы создаются для более эффективного решения вопросов местного значения в городах, имеющих районное деление, или в поселениях, входящих в состав муниципального образования, и могут в свою очередь иметь отраслевые и функциональные отделы.

9. Указанное ограничение установлено для всех муниципальных служащих. Назначение данного ограничения обусловлено необходимостью обеспечить эффективную деятельность по исполнению полномочий главы муниципального образования и установить препятствия возможному злоупотреблению его своими полномочиями.

10. Большая часть оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, приведенных в настоящей части комментируемой статьи, вполне очевидны и не нуждаются в подробном комментарии. Имеются определенные сомнения по формулировке пункта 7, они приведены в комментарии к п. 6 ч. 6 ст. 36. В отдаленной перспективе, с развитием международного сотрудничества возможна отмена требования гражданства РФ для занятия руководящих должностей на местном уровне, в частности должности главы местной администрации, поскольку интересы местного сообщества обуславливаются в первую очередь совместным проживанием на определенной территории, и логичнее выглядит, например, требование проживания в данной местности в течение определенного времени для кандидатов на руководящие посты местного самоуправления.

11. Сторонами контракта о выполнении полномочий главы местной администрации выступают лицо, занимающее эту должность, и представительный орган муниципального образования. Одной из особенностей такого контракта является то, что определенные его условия, касающиеся выполнения отдельных государственных полномочий передаваемых органам местного самоуправления, утверждаются законом субъекта РФ, и органы государственной власти субъекта РФ выступают в качестве третьей стороны. Если контракт расторгается по соглашению сторон, его расторжение в качестве одной из сторон, по-видимому, должен подтвердить глава муниципального образования, ранее заключавший этот контракт. В случае нарушения условий контракта, имевшего место по мнению одной из сторон, последняя вправе обратиться в суд для расторжения контракта.

Вопрос 55 Статья 38. Контрольный орган муниципального образования

1. Комментируемый закон предусматривает создание в муниципальных образованиях специальных контрольных органов, осуществляющих контроль за исполнением местного бюджета, порядком его подготовки и рассмотрения и за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью. Наименование контрольного органа определяется на местном уровне. Хотя наличие таких органов не является обязательным, целесообразность их создания, особенно в крупных муниципальных образованиях, не вызывает сомнений. Поэтому в настоящее время такие органы во многих муниципальных образованиях уже созданы. Например, в соответствии со ст. 18 Устава г. Саратова городской Думой создается контрольно-счетная палата для осуществления контроля за исполнением бюджета города, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью. Она действует на основании Положения о Контрольно-счетной палате, утверждаемого городской Думой. В соответствии с указанным Положением Контрольно-счетная палата контролирует эффективность и целесообразность расходов муниципальных денежных средств, использования иных видов муниципальной собственности; определяет эффективность и целесообразность расходования муниципальных финансовых средств и использования муниципальной собственности в результате решений, принимаемых органами местного самоуправления; контролирует законность и своевременность движения городских бюджетных средств; организует и осуществляет контроль хозяйственно-финансовой деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций с точки зрения целевого и эффективного использования муниципальной собственности; организует и проводит контроль (проверки) производственно-финансовой деятельности иных экономических субъектов, получающих средства из городского бюджета либо пользующихся налоговыми и иными льготами и преимуществами, представленными органами городского самоуправления. Председатель Контрольно-счетной палаты избирается на должность из числа депутатов городской Думы и освобождается от нее решением городской Думы.

2. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено, что формирование контрольного органа осуществляется на муниципальных выборах, т.е. населением непосредственно, либо представительным органом муниципального образования. Вполне очевидно, что формированием контрольного органа не может заниматься местная администрация, поскольку контроль в первую очередь должен осуществляться именно за ее деятельностью по исполнению местного бюджета и распоряжению муниципальной собственностью.

3. Установлены гарантии гласности в деятельности контрольного органа. Порядок и сроки опубликования (обнародования) результатов проверок контрольного органа должны определяться на местном уровне представительным органом муниципального образования. Очевидно, что такой срок не может быть менее одного года.

4. Обязанность представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к компетенции данного органа, по нашему мнению, должна быть возложена не только на органы местного самоуправления и их должностных лиц, но и на организации, учреждения, предприятия независимо от форм собственности. Кроме того, такая обязанность должна быть подкреплена мерами ответственности за ее неисполнение, поэтому целесообразно принятие на федеральном или региональном уровнях нормативных правовых актов, устанавливающих такую ответственность. Субъекты РФ вправе установить административную ответственность за отказ или непредставление в установленные сроки информации или документов по запросу контрольных органов муниципальных образований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: