Введение

В нашей стране большое внимание уделяется необходимости широкого внедрения в учебный процесс практической подготовки специалистов. Такая подготовка естественно складывается из теоретического овладения предметом и овладение практическими навыками. Осуществление этой задачи является одним из главных разделов подготовки высококвалифицированных кадров врачей для системы здравоохранения.

Усвоение студентами медицинских университетов теоретических знаний и практических навыков осуществляется поэтапно и включает в себе изучение сути всего процесса медицинского обслуживания больного человека, включающего уход за больным, его лечение и систему профилактических мероприятий.

Уход за больными приобретает особое значение в работе лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В процессе ухода за больными, находящимися в ЛПУ, принимают участие врач, медицинские сестры и младшие медицинские работники (санитарки, младшие медицинские сестры). Такая система ухода за больными называется трехстепенной.

В соответствии с образованным стандартом Республики Беларусь по специальности 1 - 79 01 01 Лечебное дело (ОС РБ 1 – 79 01 01 – 2008) и типовым учебным планом № Д 79 – 005/тип (утвержден Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008) студенты лечебных факультетов медицинских ВУЗов на 2 курсе изучают предмет «Основы ухода за больными». Его изучение осуществляется еще до начала обучения студентов основополагающим клиническим дисциплинам, таким как пропедевтика внутренних болезней и общая хирургия. Обычно основы общего ухода за больными преподают на кафедре пропедевтики внутренних болезней. Пропедевтика внутренних болезней (от греч. «propaideuo» - предварительно обучаю) - это введение или вводный курс во внутренние болезни.

По сути дела основы ухода за больными – это первый этап знакомства студентов с клиникой, первая клиническая дисциплина, которую изучает студент-медик. В чем заключаются особенности клинических дисциплин?

Фундаментальные представления о морфологической сути нормальных и патологических процессов, о функционировании органов и систем органов в условиях нормы и патологии, в процессе формирования болезни, студенты получают на кафедрах биологии, нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии. Это теоретическая часть процесса изучения организма человека в норме и при патологии, очень важный и необходимый для врача раздел знаний. Но его совершенно недостаточно для того, чтобы оказать реальную практическую медицинскую помощь больному человеку. Для медицинского работника принципиально важно уметь применить теоретические знания у постели больного в целях распознавания, лечения и профилактики заболевания. Этому студенты обучаются в процессе прохождения курса клинической медицины.

В медицинских ВУЗах клиническая медицина изучается на клинических кафедрах или в клиниках (от греч. «кlinike» - врачевание).

В настоящее время клиникой называют лечебное учреждение, где помимо обычной лечебной и профилактической работы ведется медицинская подготовка, т.е. теоретическое и практическое обучение студентов и врачей, а также научно-исследовательская работа.

Клинические кафедры, обычно, расположены на базе лечебно-профилактических учреждений (больниц, поликлиник, диспансеров). Такие лечебные учреждения называются клиническими.

В процессе обучения основам ухода за больными студент должен теоретически освоить значение ухода за больными, характер работы медицинского персонала в медицинских учреждениях, типы и устройство последних, их оборудование, а также лечебные и санитарные режимы. Проводится ознакомление с работой приемного отделения, палат, стационара, функциональных и вспомогательных лечебных кабинетов. Студент должен знать права и обязанности младшего медицинского персонала, медицинской сестры, а также режим и принципы ухода за больными в терапевтическом отделении, правила соблюдения гигиены палаты и постели, распорядок дня. Большое значение придается знанию общих правил и требований медицинской этики и деонтологии.

К практическим навыкам, самостоятельно выполняемым студентами, относится проведение влажной уборки палат, приготовление дезинфицирующих растворов, проверка и содержание в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями постели и белья больного. Необходимо освоить проведение санитарной обработки больных, уход за кожей, волосами, ушами, глазами, полостью рта тяжелобольных, подмывание, подачу судна и мочеприемника. Студент должен научиться наблюдать за внешним видом и состоянием больного, подсчитывать дыхательные движения и пульс. Транспортировка и кормление больных также входят в объем практических навыков.

Большое значение имеет знание и понимание вопросов медицинской этики и деонтологии в практической деятельности медицинского работника у постели больного. Избрав путь медика, студент всегда должен иметь в виду, что это не только трудная физически, но и самая полная по ощущению удовлетворения, получаемого от успешного лечения больного человека профессия. Она требует чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: