Тема 1: «Самоуправление»

Самоуправление представляет собой такую форму социального регулирования, при которой субъект управляет собственными делами, действует на основе принципов самоорганизация, самоконтроля, самофинансирования. Понятие местного самоуправления в современной правовой науке не имеет четкого однозначно принятого всеми определения. Профессора Выдрин и Хохотов понимают под местным самоуправлением – процесс управления низовыми территориальными сообществами жителей основанный на следующих принципах: разумное сочетание представительских институтов и институтов непосредственной демократии, предоставление всем субъектам территориальных сообществ широких возможностей по заявлению, отстаиванию и проведению в жизнь собственных интересов. Профессор Бялкина полагает, что местное самоуправление – это вид публичной управленческой деятельности. Шуклина рассматривает местное самоуправление в трех аспектах: как институт гражданского общества, правового положения личности и институт публичной власти. Профессор Бондарь рассматривает местное самоуправление как деятельность населения по решению вопросов местного значения и одну из разновидностей социального управления. В соответствии со ст.3 Европейской хартией местного самоуправления под местным самоуправление понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею. Действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения.

Местное самоуправление – это одна из демократических основ система управления обществом. Важнейший элемент устройства власти в государстве, одна из форм осуществление народом принадлежащей им власти.

Местное самоуправление – децентрализованная форма управления, предполагающая самостоятельность местных органов. Эти органы выведены из структуры государственных органов. Местное самоуправление в РФ как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя РФ. В соответствии со ст. 1 ФКЗ местное самоуправление это признаваемое и гарантируемое конституцией РФ самостоятельное и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Исходя из интересов населения его исторических и иных местных традиций.

Принципы местного самоуправления – основополагающие начала, которые определяют статус местного самоуправления, его органов и должностных лиц, а так же характер и содержание их деятельности. Основополагающие начала принципы местного самоуправления вытекают из положений конституции и норм ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления» эти принципы – гарантированность местного самоуправления, многообразие организационных принципов осуществления местного самоуправления, обеспечение широкого участия в осуществлении местного самоуправления при соблюдении прав и свобод человека и гражданина, самостоятельность местного самоуправления в решениях. Взаимодействие местного самоуправления с органами государственной власти в осуществлении общегосударственных задач. Ответственность местного самоуправления перед населением, государством физическими и юридическими лицами. Экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления. Соразмерность полномочий местного самоуправления тем материальным и финансовым ресурсом, которым они располагают. Открытый публичный характер деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Выборность органов и должностных лиц местного самоуправления. Учет мнения населения, местных обычаев и традиций в организации и деятельности местного самоуправления. Организационная обособленность местного самоуправления и его органов от государства. Право муниципальных образований на создание объединений. Законности в организации и деятельности местного самоуправления. Сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления. Местное самоуправление является уровнем власти максимально приближенным к населению. Такое отношение к местному самоуправлению зафиксировано в Европейской хартии местного самоуправления, к которой и присоединилась и Россия. Тем самым ее нормы в соответствии с ч.4 ст.15 КРФ является частью российской правовой системы. Местное самоуправление обеспечивает защиту совместных интересов граждан, основанных на проживании в поселении иной обособленной территории на необходимости и неизбежности соседского взаимодействия жителей. Именно этот уровень власти является фундаментом российской системы народовластия.

Под функциями местного самоуправления понимают основные направления муниципальной деятельности. С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие его функции. 1. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. 2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. 3. Обеспечение комплексного развития территории муниципального образования. 4. Обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально культурных, коммунально бытовых и других жизненно важных социальных услугах. 5. Охрана общественного порядка. 6. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных КРФ и ФЗ.

Теория свободной общины. Была разработана немецкими учеными в начале 19 века. Цель: обоснование необходимости ограничения вмешательства государства в дела общин. Община исторически является предшественнице государства. Последняя появляется в результате объединения общин по экономическим и политическим мотивам. В до государственный период община является самостоятельной единицей в решении государственных задач. Сторонники теории стояли на позиции независимости общины от государства. Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права.

Хозяйственная и общественная теория управления. Сущность теории: самоуправление – заведование делами мирного хозяйства. Сторонники утверждали, что собственные дела общины, это дела общинного хозяйства и что таким образом самоуправление – управление делами местного хозяйства. При этом на первый план выдвигались дела хозяйственного характера. Теория равна как и теория свободной общины основывалась на противопоставлении государства обществу.

Государственная теория. Разработана Л. Штейном и Р. Нейстом. Сущность: органы местного самоуправления являются по существу органами государственного правления. Компетенция не какая либо особенная, самобытная, естественная, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Самоуправление – государственное управление. Вывод школы германских ученых. Сторонники теории государственного самоуправления доказывали, что предметы ведения, составляющие компетенцию местного самоуправления доказывали……

В современных представляет систему децентрализованной организацией местного самоуправления, сложившуюся в результате длительного преимущественного эволюционного развития. Становление централизованных государств привело к разделению публичной власти на государственную и муниципальную. В зависимости от положения местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти обычно выделяют следующие модели местного самоуправления: англосаксонскую, континентальную, смешанную. 1. Характерна для США Канады Англия и другие. Считается классической муниципальной формой. Для этого типа организации местного самоуправления характерны высокая степень ее автономности, отсутствие прямого подчинения между муниципальными органами различных уровней, отсутствие на местах уполномоченных представителей центрального правительства. Избрание населением не только представительных органов, но и отдельных муниципальных должностных лиц. Сочетание административного и судебного контроля за законностью действий муниципального органа. 2. Часть Европы, Ближний Восток, Франкоязычная Африка. Характеризуется сочетаем прямого управления на местах, жесткая система административного контроля, бюрократическая субординация между органами различных уровней управления, широкие возможности административного воздействия центральной власти, предварительный контроль в отношении решений органов местного самоуправления, возможность аннулирования принятых решений, временное приостановление и пересмотр, замещение органов местного самоуправления, их отзыв, отставка, роспуск. 3. Япония, Австрия и так далее. Объединяет в себе некоторые черты англосаксонской и континентальной модели, обладает своими собственными. Характеризуется соподчинением вышестоящих и нижестоящих муниципальных органов.

Зачатки местного самоуправления в России встречаются на ранних этапах развития российского государства и характеризуются: наличие определенных механизмов и их образование. Особое место в истории местного образования местного самоуправления занимает 16 век, когда происходит замена системы кормлений специальными органами самоуправления губными и земскими учреждениями, введенных указом Ивана 4 в 1555 году. В 17 веке местное управление бюрократизируется, устанавливается система приказно-воеводского управления на местах. Следует отметить, что развитие местного самоуправления в России дала толчок Земская и Городская реформа Александра 2, преследовавшая цель осуществить децентрализацию управления и развить начало российского местного самоуправления. Примечательно, что в российском законодательстве вплоть до законодательных актов временного правительства 1917 года термин местное самоуправление практически не употреблялся. Тем не менее местное самоуправление в общепринятом смысле этого сочетания было введено в Россию в 1864 году после крестьянской реформы 1861 года и логически сопровождало реформу, давшую гражданскую свободу в значительной части сельского населения в России.

Лекция№2 10.09.12г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: