Тема 3: «Правовые основы местного самоуправления»

1)Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления

2)Конституция РФ, ФЗ иные правовые акты федеральных органы государственной власти в системе нормативно правовых актов о местном самоуправления

3)Конституции, уставы и законы субъектов РФ о местном самоуправлении

4)Устав муниципального образования, его место в системе муниципальных нормативно-правовых актов и иные муниципальные нормативные правовые акты

5)Роль судебной практики в регламентации местного самоуправления

Под правовой системой мс понимается система нормативно-правовых актов определяющих организацию, форму осуществления и гарантии местнгого самоуправления,его задачи и функции а также комп-цию и ответ-ть органов и должн-ых лиц мс, их взаимоотн-ия с орг-ми гос-ой власти, гарвждвнами и другими органами.

Согласно 131 ФЗ правовой основовй местного самоупр-ия сост-ют: 1)общеприз-ые прин-пы и нормы междун-го права РФ; 2)к рф, фкз, фз и издаваемые в ссотв-ии с ними иные нормативные акты рф; 3)конституции уставы и иные нормативные акты субъектов рф; 4)уставы муниц-ых обр-ий, решения принятые на местных реф-мах и иные муниц-но прав-ые акты.

В развитии правовой основы местного самоуправления можно выделить 4 периода:

1)с 1990 по1993 связан с началом формирования правовой основы мс в рф,именно в этот периодпроисходит переход к новым пирнципам орг-ции местной власти принимаются законы о мс, закон сср об общих началах мс и местного хоз-ва и закон рсфср о местном самоуп-ии в рсффср;

2)с 1993 по 1995 связан с начавшимся осенью 1993 года процесса формирования сис-мы мс правовой основой реформирования мс послужили указы президента от 21.09.1993 №1400, о поэтапной конст-ой реформе в рф, от 09.10.1993 №1617, о реформа предст-ых органов власти и органов мс;

3) с 1995 по 2003 связан с приняттием фз об общих принципах орагнизации мс в рф, ст. 55 данного закона уст-ла, что нпа в рф до привед-ия их в соотв-е с данным законом присменяются в части непротив-ей ему также данный фз впервые разграничил полномочия органов гос-ой власти, фед-ых и субъектов фед-ции в области мс.

4) с 2003 по наст-ий период времени, начало данному этапу развитияя положило принятие нового закона от 06.10.2003 №131 ФЗ об общих принципах организации мс в рф, осущ-ое на его основереформирование мс представляет собой часть реализ-го федеерального плана мероприятий направленного на создание наиболее оптим-го мех-ма функ-ия публичной власти в гос-ве, направлено на четкое разгранич-ие полномочий, ресурссов ответ-ти каждого тер-гоуровння власти в гос-ве

К РФ и ФЗ занимают особое место в правовой основе мс которое опред-ся след-ми фактормаим: К РФ признает и арантирует мс как особый уровень власти в гос-ве относя при этом мс к основам констит-го строя РФ; в ссотв-ии со ст.72 К РФ установление общих принципов мс наход-ся в совместном ведении РФ и ее субъектов

К РФ закрепляет в ссот-вии с Европейсской хартией мс важнейшие исходные начала орг-ции мс к ним относ-тя: положения о признании и защите мун-ой собст-ти; положения о праве мс самост-но урав-тть мунн-ой собст-ью, уст-ть местные налоги и сборы, также К РФ уст-т важнеишие гарантии прав мс: самост-ть опред-ия структуры органов мс; необх-ть с учетом мнения населения при изм-нии границ терр-рии местного образования, это запрет на огранич-ие прав мс, а также судебная защита этих прав.

Основопол-ие начала орган-ции деят-ти мс закрп-ые в К РФ получили свое дальнейшее развитие в фз 131 который значителньо расширил регул-ие общих правовых тер-ных орг-ых и экон-их принципов в орга-ции мс. Среди других фз посвящ-ых различным аспектам орган-ции мс можно выделить фз об основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан в реф-ме рф, фз о приват-ции гос-го имущва, фз о служе в органах мс рф, фз об обеспеч-ии к прав граждан рф избирать и быть изб-ми в органы мс, фз о гос-ой регистрации уставов муниц-ых образований, кроме того слудует иметь в виду что полномоочияя оргганов мс в различных сферах общ-ой жизни содержатся во многих отраслевых закон-ых актах, в том исле, и кодиф-го хар-ра, ЗК закрепляет права мс в области земельных отношний, БК предус-т порядок деят-ти органов мс

Важное место ав системе нпа фед-ых орг-в гос-ой власти о мс занимают указы президента рф по вопросам мс. Так например от 02.11.2007.№1452 создан совет при президенте рф по развитию мс в рф. На основании к и фз прав-во рф издает пост-ия и распор-ия по вопросам мс. Например пост-ие прав-ва рф об утверждении порядка рассмотрения предложений о присвоении муниц-му обр-ию статуса наукограда рф и прекращения такого статуса.

Важную роль в формир-нии прав-ой основы мс играют суубъекты рф, к уставы субъектов рф, осонов-сь на ф заккон-ве о мс, закрепляют сосновы мс на своей тер-рии. Принципы взаимод-вия органов субъектов рф и органов мс в законах субъектв рф о мс эти положения получают свое развитие и конкретезацию, наприе з краснодарского края от 24.06.2004 № 717 КЗ о мс в краснодарском крае. В соответ-вии с фз с законами субъектов рф уст-ся: 1)наимен-ия представ-нго органана мун-го образ-ия,главы, местной админ-ции с учетовм местных и иных тардиций; 2)порядок прох-ния мун-ой службы; 3)порядок подготовки и провед-ия местного реф-ма,гарантии избритальных прав граждан при пров-нии муниц-ых выборов; 5)порядок назнач-ия под-вки, пров-ния и подведени итогов выборов и многое другое.

Также как показ-т пратика субъекты рф принимают законы о наделении органов мс гос-ми полномочиями акими как о гос-ой регистр-ции актов гражд-го состояния в области физ-ры и спорта, в области создани коммиси о делах несов-их и их прав, о соц-ой поодержке населения, в сфере архивного дела, по соверш-ию нотариа-ых действий в насел-ых пунктах, где отсут-т нотариус.

По вопросам местного значения население мун-ых обр-ний непосред-но органами и долж-ми лицами приним-ся муниц-ые правовые акты. Данные акты могут прин-ся по вопросам осущ-ия отдельных гос-ых полномочий в соотв-вии с 131 ФЗ в системумуниципальных прав входят: 1)устав муниц-го образ-ия; 2)правовые акты принятые на местном реф-ме, 3)нормативные и иные акты представ-го органа мс; 4)правовые акты главного мун-го образ-ия, пост-ия и распоряжия главы местной организации иных органов и долж-ых лиц мс, предусм-ых уставом мун-го обр-ия. Муниц-ые прав-ые акты подлежат обяз-му испол-ию на всей территории мо, они не должны противоречить к фз и ины нпа рф.

Устав мо а такж оформленные в виде правовых актов решения принятые на реф-ме явл-ся актамивысшей юрид-ой силы в системе муниципальных правовых актов. Устав мо должен содержать 1)наименование мо с указанием его границ и состава территории, возможно закрепление в уставе символики офиц-ых символоф имлем мо; 2)вопросы местного значения относ-ся к ведению мо 3)орган-ую структуру мс, стастус органов и долж-ых лиц, условия порядок организации мун слжубы,их наимен и полномоч; 4) формы порядок и гарантии непосредго участи янаселения в пвпрросах местногозначения; 5)виды ответ-ти органов и долж-ых лиц мс; 6)основания наступленяи ответ-ти и порядок решения соотв-их впросов, в том чиссле, основания и порядок выборных органов мс; 6)экон-ую основу осущ-и мс порядок формир-ия утверждения и сполнения местного бюждета; 7)порядок внесения в устав изменений и дополнений. В соответ-ии с приказом от 24.08.2005 года №139 ведется гос-ый реестр уставов мо и обеспеч-ся доступность сведений вкл-ых в него

На процесс формирования правовой основы местного самоуправления оказывают влияния постановления Конституционного Суда РФ, в которых затрагиваются вопросы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 125 К РФ, акты или их отдельные положения признаваемые Конституционным Судом РФ не конституционными утрачивают свою силу. Аналогичную роль играют правовые позиции судов субъектов РФ, в постановлении Конституционного Суда РФ от 02.05.2002 сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой органы местного самоуправления в праве обращаться в Конституционный Суд РФ за защитой своих нарушенных прав.

Лекция№4 01.10.12г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: