Заключение

Суть основных подходов к оптимизации налогообложения можно свести к следующему алгоритму:

- определение общей налоговой нагрузки компании;

- определение частной налоговой нагрузки (по отдельным налогам) компании;

- выбор направлений оптимизации налогообложения;

- выбор методов оптимизации налогообложения.

Для того чтобы запустить оптимизационные процессы в компании, необходимо постоянно собирать информацию, так или иначе связанную с ее налогообложением. Эту информацию можно получить из следующих источников:

1) учредительных, организационно-распорядительных ре­гистрационных и разрешительных документов (устава, положений о структурных и обособленных подразделениях, положений о премировании, положений о штрафах и взысканиях и т. д., лицензий, сертификатов, свидетельств и т. п.);

2) учетной политики для целей налогообложения;

3) налоговых деклараций, расчетов, оборотных ведомостей по счетам 68 и 69 (аналитическим);

4) бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отчетных форм;

5) локальных справок (например, из бухгалтерии компании) или устных сообщений об отдельных экономических показате­лях за запрашиваемый период (доходах, расходах, выручке, себестоимости и т. д.).

Для того чтобы оптимизационные процессы в компании стали эффективным инструментом финансового управления, очень важно, чтобы их реализацией занимались постоянно, а не от случая к случаю. Заниматься оптимизацией налогообложения должны не сотрудники бухгалтерии (хотя их навыки, опыт и знания использовать просто необходимо), имеющие массу дол­жностных обязанностей, а отдельная группа лиц (или один че­ловек) в финансовой службе компании. Очень важно понимать, что такой серьезный процесс, как оптимизация налогообложе­ния, не терпит совместительства. В противном случае качество данного процесса вряд ли будет высоким.

Также необходимо составлять план мероприятий по опти­мизации налогообложения компании на конкретный период. Це­лесообразно составлять такие планы на календарный год.

Во-первых, именно в календарных годах отсчитываются сроки при проведении аудиторских и налоговых проверок. Во-вторых, в течение года налогообложение на террито­рии Российской Федерации практически не изменяется (вносятся лишь изменения и дополнения в отдельные норма­тивные документы о налогах и сборах, а новые законы о на­логах, как правило, вступают в действие с 1 января следую­щего года).

В-третьих, план на календарный год достаточно легко под­дается корректировке в процессе его реализации. В-четвертых, данные о налогах, сформированные по календарным годам, удобно анализировать, отслеживая динамику.

Контроль оптимизации налогообложения заключается в:

- составлении отчетов о проведенных мероприятиях;

- составлении отчетов о полученных результатах;

- требовании соблюдения положений учетной политики для целей налогообложения всеми сотрудниками организации;

- расчете динамики отдельных показателей по сравнению с предыдущим (базовым) годом.

Общее руководство и контроль оптимизации налогообложения компании ложатся на плечи финансового директора. Оптимизацию налогообложения компании сложно предста­вить без грамотно составленной и тщательно проработанной учетной политики.

Основные нормативные документы, необходимые для фор­мирования учетной политики для целей налогообложения:

1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28,мая, 30 июня 2005 г.).

2. Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная по­литика организации» ПБУ 1/98» (с изм. от 30 декабря 1999 г.).

3. Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

4. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организа­ции» ПБУ 9/99» (с изм. от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.).

5. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н «Об утверж­дении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организа­ции» ПБУ 10/99» (с изм. от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.).

6. Указание ЦБ РФ от 14 января 2006 г. № 1372-У.

Учетная политика компании является очень важным организационно-распорядительным документом, играющим серьез­ную роль. В критических ситуациях (например, при налоговых проверках, в арбитражных судах и' т. д.) этот документ может стать «палочкой-выручалочкой» при условии, что. он написан неформально, для ежегодного представления в налоговый орган по месту регистрации, а с учетом потребностей компании. Тол­ковая учетная политика позволяет сыграть в пользу компании на противоречиях действующего законодательства, которые, согласно Налоговому кодексу РФ, трактуются в пользу налого­плательщика.

Учетная политика предприятия разрабатывается с учетом следующих допущений:

- имущественная обособленность (имущество и обязательства компании учитываются обособленно от имущества и обяза­тельств учредителей (собственников));

- непрерывность деятельности (компания намеревается про­должать свою деятельность в обозримом будущем и не планирует ее сокращать либо ликвидировать, а это значит, что его обязательства будут погашаться в установленном порядке);

- последовательность применения учетной политики (выбранная учетная политика применяется последовательно в течение ряда лет, при необходимости пополняется изменениями и дополнениями);

- временная определенность (факты хозяйственной деятель­ности компании относятся к тому отчетному периоду, в котором они возникли, независимо от фактического времени поступле­ния (выплаты) денежных средств).

Основные моменты учетной политики, существенно влияющие на налогообложение:

- момент определения выручки от реализации;

- исполнение обязательств по налогу на прибыль;

- кассовый метод или метод начисления в налоговом учете;

- учет материально-производственных запасов;

- учет основных средств и порядок начисления амортиза­ции (износа);

- учет незавершенного производства, общехозяйственных расходов, незавершенных капитальных вложений и прочего имущества;

- представительские расходы, расходы на рекламу и прочие нормируемые расходы;

- расходы на добровольное и обязательное страхование;

- учет нематериальных активов и порядок начисления, амор­тизации;

- финансовые вложения;

- валютные операции, займы, кредиты, расходы будущих периодов;

- резервы;

- расчеты с обособленными подразделениями (филиалами, представительствами).

Если все эти моменты будут четко прописаны в учетной политике и тщательно продуманы, проблем у предприятия будет меньше, а налоговое бремя ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: