Суть основных подходов к оптимизации налогообложения можно свести к следующему алгоритму:
- определение общей налоговой нагрузки компании;
- определение частной налоговой нагрузки (по отдельным налогам) компании;
- выбор направлений оптимизации налогообложения;
- выбор методов оптимизации налогообложения.
Для того чтобы запустить оптимизационные процессы в компании, необходимо постоянно собирать информацию, так или иначе связанную с ее налогообложением. Эту информацию можно получить из следующих источников:
1) учредительных, организационно-распорядительных регистрационных и разрешительных документов (устава, положений о структурных и обособленных подразделениях, положений о премировании, положений о штрафах и взысканиях и т. д., лицензий, сертификатов, свидетельств и т. п.);
2) учетной политики для целей налогообложения;
3) налоговых деклараций, расчетов, оборотных ведомостей по счетам 68 и 69 (аналитическим);
4) бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отчетных форм;
|
|
5) локальных справок (например, из бухгалтерии компании) или устных сообщений об отдельных экономических показателях за запрашиваемый период (доходах, расходах, выручке, себестоимости и т. д.).
Для того чтобы оптимизационные процессы в компании стали эффективным инструментом финансового управления, очень важно, чтобы их реализацией занимались постоянно, а не от случая к случаю. Заниматься оптимизацией налогообложения должны не сотрудники бухгалтерии (хотя их навыки, опыт и знания использовать просто необходимо), имеющие массу должностных обязанностей, а отдельная группа лиц (или один человек) в финансовой службе компании. Очень важно понимать, что такой серьезный процесс, как оптимизация налогообложения, не терпит совместительства. В противном случае качество данного процесса вряд ли будет высоким.
Также необходимо составлять план мероприятий по оптимизации налогообложения компании на конкретный период. Целесообразно составлять такие планы на календарный год.
Во-первых, именно в календарных годах отсчитываются сроки при проведении аудиторских и налоговых проверок. Во-вторых, в течение года налогообложение на территории Российской Федерации практически не изменяется (вносятся лишь изменения и дополнения в отдельные нормативные документы о налогах и сборах, а новые законы о налогах, как правило, вступают в действие с 1 января следующего года).
В-третьих, план на календарный год достаточно легко поддается корректировке в процессе его реализации. В-четвертых, данные о налогах, сформированные по календарным годам, удобно анализировать, отслеживая динамику.
|
|
Контроль оптимизации налогообложения заключается в:
- составлении отчетов о проведенных мероприятиях;
- составлении отчетов о полученных результатах;
- требовании соблюдения положений учетной политики для целей налогообложения всеми сотрудниками организации;
- расчете динамики отдельных показателей по сравнению с предыдущим (базовым) годом.
Общее руководство и контроль оптимизации налогообложения компании ложатся на плечи финансового директора. Оптимизацию налогообложения компании сложно представить без грамотно составленной и тщательно проработанной учетной политики.
Основные нормативные документы, необходимые для формирования учетной политики для целей налогообложения:
1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28,мая, 30 июня 2005 г.).
2. Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (с изм. от 30 декабря 1999 г.).
3. Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
4. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (с изм. от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.).
5. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (с изм. от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.).
6. Указание ЦБ РФ от 14 января 2006 г. № 1372-У.
Учетная политика компании является очень важным организационно-распорядительным документом, играющим серьезную роль. В критических ситуациях (например, при налоговых проверках, в арбитражных судах и' т. д.) этот документ может стать «палочкой-выручалочкой» при условии, что. он написан неформально, для ежегодного представления в налоговый орган по месту регистрации, а с учетом потребностей компании. Толковая учетная политика позволяет сыграть в пользу компании на противоречиях действующего законодательства, которые, согласно Налоговому кодексу РФ, трактуются в пользу налогоплательщика.
Учетная политика предприятия разрабатывается с учетом следующих допущений:
- имущественная обособленность (имущество и обязательства компании учитываются обособленно от имущества и обязательств учредителей (собственников));
- непрерывность деятельности (компания намеревается продолжать свою деятельность в обозримом будущем и не планирует ее сокращать либо ликвидировать, а это значит, что его обязательства будут погашаться в установленном порядке);
- последовательность применения учетной политики (выбранная учетная политика применяется последовательно в течение ряда лет, при необходимости пополняется изменениями и дополнениями);
- временная определенность (факты хозяйственной деятельности компании относятся к тому отчетному периоду, в котором они возникли, независимо от фактического времени поступления (выплаты) денежных средств).
Основные моменты учетной политики, существенно влияющие на налогообложение:
- момент определения выручки от реализации;
- исполнение обязательств по налогу на прибыль;
- кассовый метод или метод начисления в налоговом учете;
- учет материально-производственных запасов;
- учет основных средств и порядок начисления амортизации (износа);
- учет незавершенного производства, общехозяйственных расходов, незавершенных капитальных вложений и прочего имущества;
- представительские расходы, расходы на рекламу и прочие нормируемые расходы;
- расходы на добровольное и обязательное страхование;
- учет нематериальных активов и порядок начисления, амортизации;
|
|
- финансовые вложения;
- валютные операции, займы, кредиты, расходы будущих периодов;
- резервы;
- расчеты с обособленными подразделениями (филиалами, представительствами).
Если все эти моменты будут четко прописаны в учетной политике и тщательно продуманы, проблем у предприятия будет меньше, а налоговое бремя ниже.