П р и ч и н ы

В истории изучения причин заикания существовали разные точки зрения на этиологию заикания: и различное аффективное состояние и травмы головы, тяжелой болезни и подражание неправильной речи, воспитание в семье, переучивание леворукости. Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокупность различных экзогенных и эндогенных внутренних факторов в общем в указаниях на причины является замечание о том, что заикание в основном свойственно в детском возрасте и возникает, когда развитие речи еще незаконченно.

В настоящее время 2 группы причин: предрасполагающие и производящие. При чем некоторые факторы могут выступать и в 1 и во 2 роли.

1. Предрасполагающие:

- невротическая отягащенность родителей (нервные, соматические, инфекционные и другие хронические заболевания, влияющие на функции ЦНС).

- невротические особенности самого ребенка (ночные страхи, эмоциональная неустойчивость, энурез)

- наследственная отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата)

- конституциональная предрасположенность (слабость и ранимость высшей нервной деятельности)

- заболевания вегетативной НС

- поражения головного мозга в перинатальном или раннем постнатальном периоде.

Указанные причины приводят к сдвигам в соматических и психических сферах и могут быть причиной возникновения различных нарушений речи.

К предрасполагающим причинам относятся:

1. Общая физическая ослабленность.

2. Причины невротического характера: невротическая отягащенность родителей (нервные, соматические, инфекционные и другие хронические заболевания, влияющие на функции ЦНС); невротические особенности самого ребенка (ночные страхи, эмоциональная неустойчивость, энурез); наследственная отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата); конституциональная предрасположенность (слабость и ранимость высшей нервной деятельности); заболевания вегетативной НС

3. Возрастные особенности формирования мозговогой структуры (большие полушария мозга, их ассиметрия формирование в основном завершается к 5 годам и формируется речевая система, которая оказывается наиболее ранимой.

4. Ускоренное развитие речи (3-4 года) (под влиянием общения со взрослыми у ребенка усиленно развиваются коммуникативная, когнитивнорегулируемая функция речи.

5. Неблагоприятное психическое сосотояние, обусловленное ненормативными нервными и другими отношениями с окружающими.

6. Недостаточность положительных эмоций из-за трудности контактов на фоне перечисленных условий достаточно сильного раздражитель – нервного срыва.

Производственные причины:

1. Анатофизиологические.

- травмы раличного периода развития (ушибы, сотрясения мозга)

- органические нарушения мозга с повреждением подкорковых образований.

- различные заболевания, источающие нервную систему

- несовершенство речевого аппарата.

2. Психосоциальные причины.

- одномоментная психотравма

- острая тяжелая психотравма

- длительная психотравма (неадекватное воспитание (избалованность, гиперопека)

- длительные стрессовые состояния (эмоциональные переживания, психическое перенапряжение, конфликтные ситуации)

- неправильное формирование речи в детстве (быстрая речь родителей, собственная быстрая речь, речь на вдохе, нарушение звукопроизношения)

- перегрузка дошкольным сложным речевым материалом и соответственно мышлением

- многоязычие в семье, овладение несколькими языками в раннем детстве

- подражание заикающимся

- переучивание леворукости и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: