Феномен фиксированности на дефекте

Для заикающихся характерно болезненное фиксирование на своем дефекте (Селеверстов)

С этой точки зрения детей подразделяют на 3 группы:

- с нулевой степенью болезненной фиксированности (дошкольники, младшие школьники, олигофрены), т.к. дети не обращаются особого внимания на вой дефект

- дети с умеренной степенью болезненной фиксированности, которые обращают внимание на свой речевой дефект, немного переживают, но не предают особого знаничения;

- дети и подростки с выраженной степенью болезненной фиксированности. Когда кажется, что все что не делается вкоруг заикающегося связано с его дефектом (сказали, посмотрели и т.д.). Болезненная и отрицательная реакция. Последняя группа характеризуется возникновением и развитием психопаталогических черт личности.

Степень проявления.

3 степени тяжести:

1. Легкая. Судороги в речевом аппарате проявляются лишь в возбужденном состоянии. Пытается быстро высказаться, торопится захлебывается в результате чего и возникают судороги в речевом аппарате, заикания, запинки в речи. В таких случаях нормализуется за счет темпа речи, характера поведения и различных видов деятельности.

2. Средняя. Заикание не проявляется или слабо проявляется в спокойном состоянии ребенка, а также в привычной для него обстановке. В условиях повышенных эмоций начинает возникать сильное заикание, которое значительно сложнее поддается коррекции, чем при слабой степени.

3. Тяжелая. Судороги в речевом аппарате возникают постоянно в любых ситуациях, при различных речевых материалах и часто сопровождаются сопутствующими движениями, двигательными уловками и другими проявлениями.

Возникновение судорог и степень их проявления обусловлена двумя факторами: сложностью речевой деятельности и сложностью речевого поведения.

1. Сложность речевой деятельности.

Выделяют:

- степень самостоятельности (на сколько ребенок может говорить без посторонней помощи самостоятельно);

- наличие ритма в речи (стихотворная речь, ритмически организована в меньшей степени)

- структурная сложность речи (на гласных, щелевых согласных, на слогах с нетрудными звуками, простые слова и фразы запинок меньше, при усложнении проявляется заикание)

- громкость речи (чем громче речь, тем сильнее заикание – шепот меньше)

2. Сложность речевого поведения, ситуации.

Различают:

- окружающую обстановку

- окружающие люди

- форма деятельности (если фиксируется на речь, то ребенок начинает заикаться; если влечен делом, то запинок меньше)

Отнесенность заикания к той или иной степени тяжести с позиции сиптоматики является весьма условной. Если к такому делению подойти с точки зрения успешности коррекции, то может оказаться, что при слабом ситуативном проявлении заикание будет труднее коррегироваться, чем при более сильном и наоборот. Тогда возникает вопрос: правомерно ли говорить, что данное заиание более тяжелое.

Рассматривая симптоматику в целом, можно говорить об ее течении во времени, т.е. в проявлениях, в различных конкретных случаях.

Отсюда выделяют следующие типы течения заикания:

1. Постоянный. Возникшее заикание проявляется относительно постоянно, при любых ситуациях, при различных видах и формах речи;

2. Волнообразный. Заикание то усиливается, то ослабевает, но не в каком случае не исчезает.

3. Рецедирующий. Однажды устраненное заикание через некоторое время снова возникает, т.е. наступает рецедив, возврат, который обычно сильнее прежнего.

На основе симптоматики классифицируются формы заикания:

- тоническая

- кланическая

- смешанная

30. Комплексный подход к преодолению заикания, его сущность, направления, задачи, содержание и формы работы.

1. История становления комплексного подхода.

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов.

В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедура, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия.

Цель их - устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление Ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

Указания на необходимость комплексного воздействия и серьёзные попытки его применения при заикании впервые встречаются в трудах отечественных авторов - Сикорского И.А. (1889) и И.К. Хмелевского (1897). И.А. Сикорский в лечении заикания включал гимнастику речи (система упражнений дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи), психотерапевтическое лечение (создание условий, последовательное усложнение речевых занятий…), фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения).

Многоплановость лечебного воздействия по И.М. Сикорскому впервые стала комплексной системой преодоления заикания.

Опираясь на материалистическое учение отечественных физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их последователей, советские учёные, отобрав из разработанных ранее приёмов всё лучшее, рациональное, создали современный комплексный метод преодоления заикания. Развитию этого метода способствовали В.А. Гиляровский, М.В. Серебровская, Ю.А. Флоренская. Ф.A. Pay, М.Е. Хватцев, Н.А. Власова, С.С. Ляпидевский, В.С. Кочергина, В.И. Селиверстов и многие другие.

Под современным комплексным методом преодоления заикания понимают лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами.

Опыт работы с заикающимися многими авторами позволяет заключить, что весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воздействия условно можно разделить на две составные части: лечебно - оздоровительную и коррекционно-воспитательную.

При изучении существовавших ранее приемов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося - медицинского или педагогического.

1. В первом случае - это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические),

2. во втором - меры педагогические (дидактические)

3. в третьем - различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся.

1. Лечебные меры.

Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна, Меркуриалес, Кленке, Лихтингер и др.). Терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его.

Хирургический метод лечения заикания применялся с I в. н.э. до середины XIX в., пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Бонне, Диффенбах, Дионис, Пети, Фабриций, Эгинский и др.). Он появился в результате понимания заикания как следствия патологического строения органов артикуляции или недостаточной иннервации мышц языка.

Ортопедические средства.

Использование механических приспособлений с ортопедической целью восходит еще к Демосфену, который якобы успешно применял для лечения собственного заикания инородные предметы (морские камешки), держа их под языком во время речевых упражнений. И впоследствии специалисты применяли при лечении заикания различные механические приспособления: Итар - язычную вилку, Коломба - язычный нажиматель и распорку для губ, Эрве-де-Шегуан - накладки на оба ряда зубов, Кленке - деревянную пластинку в форме дуги под язык, Меркель - скобы из китового уса на нижние зубы и т.д. Ортопедические средства имели вспомогательное значение в лечении заикания.

Психотерапевтические воздействия. С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому воздействию (Бертран, Меркель, Неткачев, Фрешельс, Шультесс и др.) Сторонники психологического направления видели в заикании, прежде всего, психическое страдание, поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося учитывали влияние этих средств на психику.

Дидактические приемы. Последователи дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали системы разнообразных и постепенно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Андрее, Гимиллер, Гутцман, Денгардт, Итар, Коэн, Куссмауль, Ли).

Система лечебно-педагогических мер. Первыми попытками определить систему лечебно-педагогического воздействия на заикающихся можно считать рекомендации И.А. Сикорского (1889) и его ученика И.К. Хмелевского (1897). И.А. Сикорский в лечение заикания включал:

а) гимнастику речи (система упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи);

б) психотерапевтическое лечение (создание соответствующих условий, окружающих больного, последовательное усложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.);

в) фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения).

Весь лечебно-педагогический комплекс похарактеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно - оздоровительную и коррекционно-педагогическую.

Дальнейшем развитием комплексного подхода занимались многие десятки ученых и практиков, разрабатывая каждое из направлений комплексного подхода.

На сегодняшний день под комплексным методом преодоления заикания понимается воздействие на разные стороны речи, личности и организма заикания разными средствами и специалистами.

К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.

1. Для успешной работы по устранению заикания необходимо прежде всего создать обстановку и оздоровить его организм. Главным в этом является то, чтобы в окружающей ребенка обстановке были такие условия, при которых ребенок был окружен вниманием, исключалась фиксация на дефекте и отражение окружающих. Доброжелательность, внимание, участие, желание придти на помощь и особое значение в создании окружающей обстановки имеет речь окружающих, которая должна быть спокойной, образец подражания.

2. Немалое значение для заикающихся имеет организация режима для рационального питания с целью укрепления здоровья и соответственно нервной системы.

В составлении распорядка дня важно предусматривать достаточное время для отдыха. С этой целью для школьников необходимо облегчить учебный процесс, чаще делать перерывы при выполнении домашних заданий, не перегружать их внеклассной и домашней работой и пр.

Важное значение для детей имеет разнообразие видов деятельности, это вызывает у них интерес. Для детей возбудимых, подвижных подбираются занятия, игры спокойные, нешумные. Заторможенных нужно активизировать, развивать у них самостоятельность.

В режиме дня заикающегося ребенка-дошкольника на сон должно быть отведено не менее 10-11 часов ночью и 2 часа днем, школьников 8-9 часов ночью и 1,5-2 часа днем. Прием пищи предусматривается не позже, чем за 1,5-2 часа до сна, ибо в противном случае восстановление силы нервных клеток коры головного мозга во время сна протекает менее интенсивно. Необходимо больше внимания уделять витаминизации пищи заикающегося ребенка.

Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.

В режим дня заикающегося ребенка включаются закаливающие процедуры. Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укрепляют нервную систему, создают эмоциональный подъем. Воздушные ванны оказывают активное воздействие и на сердечнососудистую систему, нормализуют ее работу.

Важное значение для закаливания организма ребенка имеют водные процедуры: обтирание, обливание, душ и купание.

Разные виды закаливания назначаются врачом строго индивидуально в зависимости от состояния здоровья ребенка и особенностей местных условий.

Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов - легких и сердца, повышают обмен веществ. Они способствуют укреплению силы и морального духа ребенка, развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, способствуют воспитанию дисциплинированности и собранности.

Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Физические упражнения для заикающихся детей приобретают лечебное значение.

В лечебных учреждениях для заикающихся детей помимо общих физических используются и специальные корригирующие упражнения на занятиях по лечебной физкультуре (ЛФК).

2. Важное значение имеет медикоментозное лечение, чтобы нормализовать деятельность центральной и вегетативной систем, ослабить судороги, психологическое настроение и т.д.

При лечении заикания обычно используются общеукрепляющие спазматические успокаивающие и др.

С возрастом роль медикаментозного лечения увеличивается, что связано с усложнением клиники заикания (в связи с повышением роли речи в общении).

В этой связи возникают перепады настроения, аутизации, страхи, тревожность и т.д. Медикаментозное лечение является существенным компонентом комплексного изучения метода заикания и в результате дает хороший терапевтический эффект и служит базой для логопедической работы.

3. Психотерапия в комплексе лечения заикания занимает существенное место. Основная задача психотерапии - оздоровление психики заикающегося - осуществляется через

Оздоравливающее воздействие на заикающегося оказывает косвенная и прямая психотерапия. Под косвенной психотерапией понимается обстановка, окружающая природа, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игры и многое другое Прямая психотерапия - лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В современной психотерапии различают два основных вида воздействия словом:

1) рациональную (по Дюбуа), или разъяснительную (по В.М. Бехтереву) психотерапию;

2) суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).

Рациональная психотерапия состоит из индивидуальных и коллективных специальных бесед, которые представляют собой логически обоснованную систему разъяснений, убеждений и обучения заикающегося.

Цель ее в том, чтобы объяснить заикающемуся в доступной, образной и убедительной форме сущность заикания, его обратимость, роль самого ребенка в преодолении заикания, критически разобрать особенности его поведения. Разъяснение проводится в детьми школьного возраста: причины, механизм заикания. Для осознанного подхода к последующим занятиям разъясняется, что их нарушение речи – это невротическое расстройство, нервное заболевание, что ничего стыдного в этом нет и оно излечимо и во многом зависит от ребенка.

Убеждение как метод направлен на вызывание у больного необходимости занятий через убеждение в успехе и необходимости систематических регулируемых занятий.

Убеждение может осуществляться с помощью ознакомления с речью прошедшего лечения, встречами с ними или через знакомство с записью их в речи или их письма.

Внушение – метод при котором у заикающихся вызывается чувства уверенности, успеха, нормализации своей речи. Для успешного использования приема в период обследования заикающегося выявляется уровни свободной речи, ситуации в которых не проявляется заикание и на этих сохранных звеньях строится будущая работа с попутным внушением, что у ребенка все удается.

Обучение – методика прямого воздействия на выработку внимания ребенка к своей речи, к ее темпу, громкости, выразительности, демонстрации образцов правильной речи, ее использования в различных ситуациях. В работе с дошкольниками психотерапевтическое воздействие осуществляется широким использованием игровых приемов дидактических игр и т.д.

Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании разнообразных игровых приемов, красочного дидактического материала, труда, музыки, ритмики и пр. Эти формы психотерапии тесно смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной. Для старших школьников необходимо широкое использование основных приемов рациональной психотерапии.

Разъяснение проводится в детьми школьного возраста: причины, механизм заикания. Для осознанного подхода к последующим занятиям разъясняется, что их нарушение речи – это невротическое расстройство, нервное заболевание, что ничего стыдного в этом нет и оно излечимо и во многом зависит от ребенка.

Убеждение как метод направлен на вызывание у больного необходимости занятий через убеждение в успехе и необходимости систематических регулируемых занятий.

Убеждение может осуществляться с помощью ознакомления с речью прошедшего лечения, встречами с ними или через знакомство с записью их в речи или их письма.

Внушение – метод при котором у заикающихся вызывается чувства уверенности, успеха, нормализации своей речи. Для успешного использования приема в период обследования заикающегося выявляется уровни свободной речи, ситуации в которых не проявляется заикание и на этих сохранных звеньях строится будущая работа с попутным внушением, что у ребенка все удается.

Обучение – методика прямого воздействия на выработку внимания ребенка к своей речи, к ее темпу, громкости, выразительности, демонстрации образцов правильной речи, ее использования в различных ситуациях. В работе с дошкольниками психотерапевтическое воздействие осуществляется широким использованием игровых приемов дидактических игр и т.д.

Суггестивная используется в работе с подростками и взрослыми.

Внушение (суггестия) - специальный метод психотерапии. Различают внушение со стороны другого лица (гетеросуггестия) и самовнушение (аутосуггестия).

В лечении заикания используются методы внушения в бодрственном состоянии (К.М. Дубровский) и в состоянии гипнотического сна. Эти психотерапевтические методы используются в комплексе с другими медико-педагогическими средствами воздействия на заикающихся подростков и взрослых.

Одним из видов аутосуггестии является метод аутогенной тренировки. Он применяете, при лечении различных неврозов. Путем самовнушения по определенной формуле вызывается состояние покоя и мышечного расслабления (релаксация). В дальнейшем проводятся целенаправленные сеансы самовнушения по регуляции тех или иных нарушенных функций организма. В этом плане оно оказывается полезным и при заикании, заикающийся овладевает способностью вызывать расслабление мышц, особенно лица, шеи, плечевого пояса, и регулировать ритм дыхания, что ослабляет интенсивность судорожных спазмов.

Использование аутогенной тренировки в комплексной работе с заикающимися находит свое отражение в методиках, предлагаемых А.И. Лубенской, С.М. Любинской, В.М. Шкловским, Ю.Б. Некрасовой, А.А. Мажбиц, М.И. Мерлис и др.

Все виды психотерапии заикания направляются на устранение психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживаний в связи с этим и пр.) и на перестройку у заикающегося измененного под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающими; на формирование умений владеть собой и своей речью, на перестройку своих личностных качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: