Заикание

Общее представление о заикании как сложноречевом направлении.

1. механизмы

2. причины

3. симптоматика

4. степени проявления и типы течения.

Нарушение темпоритмической организации речи, обсловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

К нач.20 века в понимании механизмов заикания определились 3 точки зрения.

Заикание как спастический невроз координации, возникающий из-за слабости речевых центров. Заикание связывалось с врожденной слабостью управляющего аппарата связанного с управление слоговой координации.

Нач.20века. Три точки зрения.

1. С появлением теории невротизма исследователи объясняют заикание - как судорогоподобные спазмы

2. заикание – как ассоциативное нарушение психологического характера (в основе этой точки зрения лежал психологический подход)

3. механизм заикания как подсознательное явление, возникающее на почве психологической травмы, конфликтов со средой и т.д. Авторы видели заикание как избегание заикающимся контактов с окружающими или вызывание сочувствия.

С 30 до 80 г. 20 века с появление учения Павлова механизм заикания рассматривается с точки зрения механизма невроза. В этой связи одни ученые стали рассматривать заикание как один из симптомов невроза; другие – как особую роль формы невроза (логоневроз).

Общность этих двух подходов заключается в понимании механизмов заикания как развитие механизма неврозов вообще. С этих позиций, заикание как любой другой невроз, возникает вследствие различных причин, приводящих к перенапряжению нервных процессов (возбуждение, торможение), что приводит к образованию паталогического условного рефлекса. Таким образом, заикание рассматривается как заболевание ЦНС в целом. Механизм заикания начал объясняться нарушением взаимодействия нервных процессов, перенапряжением, их силы и подвижности. Результатом чего становится нервный срыв, так называемая «ошибка» (Липедевский, Жинкин). Причиной нервного срыва, могут быть с одной стороны определенное состояние самой нервной системы, т.е. ее готовность к срыву, а с другой стороны внешние неблагоприятные факторы.

Нервный срыв отражается, прежде всего, на наиболее ранимой у ребенка области нервнопсихической деятельности - речи в период ее сензитивного развития от 3 до 5 лет. По-мнению исследователей этот нервный срыв и проявляется нарушением координации речевых движений (судорог). Этот нервн. срыв первично выступает как нарушение корковой деятельности, вызывает сбой во взаимодействии коры и подкорки, что приводит к нарушению условно-рефлекторных механизмов, которые отвечают за темп, ритм, тонус, дыхательный голос и артикуляционных мышц, таким образом заикание стало объясняться нарушением корковой и подкорковых отношений, что лежит в основе механизма невротического заикания. Применительно к детям школьного, дошкольного возраста с позиций об учении о неврозах, заикание стало рассматриваться с точки зрения реактивных невроза (острое внезапное нарушение нервной деятельности), а также с точки зрения невроза развития (нарушение нервной деятельности возникает постепенно нарастая при неблагоприятных ситуациях, условиях).

В то же время (30-70 годы) кроме невротического заикания, которое считалось основной формой. Изучались его проявления и у детей с алалией, афазией, ОНР, олигофренов и т.д. В связи с чем, появилась точка зрения об органической природе заикания, поскольку нарушение мозга затрагивает речевые области и это может привести к заиканию. В 70-е годы появилась другая точка зрения: когда в отечественной психиатрии возникла критерии отграничений невротических и неврозаподобных расстройств, в это же время наметилась тенденция к разграничению заикания (невротическая и неврозаподобная формы заикания). И в настоящее время механизм заикания продолжает рассматриваться с разной точки зрения клинической и физиологи ческой сторон, нейрофизиологических, психологических, психолингвистических и других позиций. Эти разные точки зрения подчеркивают сложную природу механизмов заикания, свидетельствуют об его неоднородности.

В одних случаях заикание рассматривается как сложное невротическое расстройство в результате «сшибки» нервных процессов в коре головного мозга и нарушения коркового, подкоркового взаимодействия.

В других случаях, заикание рассматривается как сложное невротическое расстройство, но возникающее по типу зафиксированного патологического рефлекса при речевых затруднениях и нарушениях другого характера.

В третьих заикание как сложное функциональное расстройство речи, возникающее вследствии общего или речевого дизонтогенеза или деформации личностного развития.

В четвертых механизм заикания объясняется на основе органических изменений ЦНС.

При разных подходах к объяснению механизмов заикания необходимо учитывать наличие нарушений физиологического и психологического характера, которые составляют единство и выступают как совокупность ее проявлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: