и ее расстройства при локальных поражениях мозги

Функциональные механизмы памяти

Существует большое число определений памяти, центральным элементом ко- торых является один процесс — этпо сохранение информации о раздражи- теле, дейстпвие которого прекратилось. Все биологические системы обла- дают механизмами памяти, то есть некоторыми нервными аппаратами, кото-

рые обеспечивают фиксацию, сохранение, считывание и воспроизведение ~'-'::,',, следа. Некоторые авторы в качестве сопутствующего выделяют также про- цесс забывания. Первые четыре механизма — это самостоятельные фазы, каждая из которых имеет свою специфику. Из них механизмы считывания

и воспроизведения являются наиболее ранимыми при различных патологи- ~:„', ческих состояниях и, в частности, при локальных поражениях мозга. С пси-.. хологической точки зрения память обеспечивает единство и целостность че-.. "; ловеческой личности. Исследования последних лет показали, что память:-'. нужно рассматривать как сложную функциональную систему, внутри кото- рой происходит кодирование поступающей в мозг информации. Неспецифические и специфические расстройства памяти. Основным ус-

ловием запечатления любых следов является сохранение оптимального то- нуса коры, за который несут ответственность глубокие отделы мозга (дети-;.~.- кулярная формация ствола,.таламус и лимбические образования). Это по "' существу анатомические элементы первого блока мозга. Снижение тонуса ' коры делает невозможным хранение следов и приводит к первому типу мне- ':.~ стической патологии — нарушению общей модолъно-неспецифической па- ф мяти. При патологии со стороны первого блока расстройства памяти мож- ~ но выявить в любой сфере деятельности больного, они одинаково проявля- ются как в элементарном непреднамеренном запечатлении следов, так и в спеЦиальной мнестической деятельности. Кроме того, указанные дефекты могут сопровождаться нарушениями сознания. При патологии на уровне про- ' ' долговатого мозга нарушения памяти обычно носят «биологизированный» характер, связанный с забыванием мозгом структуры ритмики активности, что приводит, в частности, к изменению цикла «сон-бодрствование». Ди-,энцефальный уровень — страдает преимущественно кратковременная па- мять или память на текущие события. Однако даже при массивных пора-

жениях дефект связан не столько с самим процессом запечатления, сколь- ко с усиленным интерферирующим действием побочных раздражителей в отношении ранее существовавших следов. Посторонняя деятельность (и ro- могенная, и гетерогенная) как бы стирает предшествующую информацию. Другая особенность изменений памяти на этом уровне — повышенная ре- минисценция. При большом интересе и мотивации диэнцефалЬные больные обнаруживают резерв запоминания. Лимбическая система — ее пораже- ния приводят к патологии, обозначаемой в литературе как корсаковский синдром (F04) (впервые выделен отечественным психиатром Корсаковым в 1887 г. в контексте описания хронического алкоголизма): даже при одно- сторонних поражениях на фоне повышенной утомляемости и раздражитель- ной слабости теряется память на текущие события при сравнительно хоро- шо сохранных следах долговременной памяти на далекое прошлое, в том числе касающихся профессиональных знаний. Логика нарушений памяти у этих больных сходна с диэнцефальными (интерференция и помехи выс- тупают в качестве ведущих факторов), с той разницей, что резерва памяти при лимбических поражениях уже нет, а ее пробелы заполняются конфа- буляциями. Расстройства кратковременной памяти на этом уровне в кли- нике частЬ связывают с двухсторонними очагами деструкции в гиппокампе и в миндалине.

Медиальные и банальные отделы лобных и височных долей — по- ражения этой области приводят к тому, что к потерям кратковременной памяти присоединяются расстройства семантической памяти или памяти на понятия — больной не может повторить только что прочитанный рассказ, привносит в запоминаемые списки слова, которых не было, но ассоции- рующиеся с предложенными. Кроме того, при поражениях этого уровня нарушается установка на запоминание и страдает избирательность воспро- изведения.

Модально-специфические нарушения памяти распространяются только на раздражители, адресуемые какому-то конкретному анализатору или свя- занные с узко специализированным способом обработки информации. Обычно говорят о зрительной, слухоречевой, тактильной, двигательной, музыкаль- ной памяти. Подобные нарушения возникают при поражении второго и тре- тьего функциональных блоков, причем, как правило, параллельно с изме- нением соответствующих гностических функций, хотя возможны и без них.

С точки зрения межполушарной асимметрии были обнаружен

ы сле- дующие феномены памяти: 1) при непосредственном запоминании и вос- произведении в мнестическую деятельность прежде всего включается правое полушарие, а при отсроченном запоминании — левое; 2) при левосторон- них поражениях непосредственное воспроизведение материала более со- хранно, чем при правосторонних.

Внимание, его неспецифические ® и специфические расстройства (

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их ф избирательный, направленный характер. В отличие от аффективно-воле-- вых и познавательных процессов (восприятия, памяти и мышления), вни- ~ мание проявляется внутри них, а своего содержания не имеет, и, будучи не- отделимым, характеризует динамику их протекания. Его результатом яв- ляется улучшение любого психического действия, на котором оно сосре- дотачивается. В настоящее время принято отождествлять внимание с «уров- '. нем бодрствования» или «уровнем активации». Эти категории (особенно первая) в основном соответствуют базовой характеристике сознания и раз- личным степеням его ясности. Вместе с тем, внимание к сознанию не сво- ".', димо, а лишь составляет определенный компонент внешнего с ним сходства. ~„' Внимание — это психический процесс селекции и избирательности лю- бой психической деятельности, направленный на улучшение контроля за деятельностью, связанной с ситуативно или устойчиво значимым объектом. Одним из приспособительных психофизиологических механиз- мов, объясняющих эволюционный генез внимания как особой психической реальности, является несоответствие между широчайшим по спектру и объему сенсорным входом информации и ограниченным по возможностям одномо- ментной обработки потенциалом мозговых центральных структур. Как

' вытекает из определения, может существовать несколько форм внимания, соответствующих тем процессам, которые реализуются в данной деятельно- ", сти: а) сенсорное; б) двигательное; в) эмоциональное; г) интеллектуаль-

ное. По уровням внимание делится на непроизвольное и произвольное. С пер-,'::,'.; 'вым ребенок рождается, и оно осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание рефлексов по известному

! физиологическому принципу доминанты (в работе нервной системы орга-' ',, [ низующим моментом является наличие одного главенствующего очага возбуж- '

дения, притягивающего к себе возбуждение из других нервных центров, - одновременно подавляя их). У новорожденного есть только две доминанты-, шпцевая и связанная с переменой положения. Позднее формируется зрительная

и слуховая. В основе развития внимания в этот период (первые годы) лежит ' органический процесс роста, созревания и развития нервных аппаратов ре-

бенка.

Классическим примером непроизвольного внимания является ориен-,'.'. иировочньсй рефлекс, выделяющий наиболее интенсивный, новый или био-;: —:"; логически значимый (соответствующий потребностям организма) раздражи- "

тель и придающий всему поведению организованный характер. Произволь-:.-: ное внимание (это его высшая форма) качественно отлично и обусловлива-

'чЯг":.'г

ется социальной и культурной средой. В период своего формирования оно совершенствуется благодаря взаимодействию ребенка со взрослыми, которые кроме предметнрго стимула предъявляют ему и речевые стимулы, связывая одно с другим. В более или менее законченном, виде произвольное внимание формируется к дошкольному возрасту (оно начинает подчиняться не только громкой речи взрослого — инструкции, но и собственной внутренней речи). Как специальное психологическое явление оно возникает тогда, когда чело- век ставит перед'собой с6знательцые цели (то есть связывает деятельность не с предметом, а с целью). А это, в свою очередь, для сохранения объекта сосредоточения требует усилия воли — поддержания определенной интен- сивности сосредоточения вопреки посторонним воздействиям. Поэтому произвольное внимание во многом является вниманием' волевым. Категория, которая характеризует длительное удержание внимания на каком-то объек- те, явлении или ситуации, называется бдительностью. Одним из отличитель- ных аспектов произвольного внимания является то, что оно способно ориен- тироваться как на прошлое, так и на будущее (в форме сознательного ожи- дания вероятного события). По данным физиологии, изменения, вызванные речевой инструкцией, окончательно формируются к 12-15 годам.

Внимание характеризуется: 1) устойчивостью (длительным сохранением интенсивности, концентрированности), в норме подверженной непроизвольным колебаниям; 2) быстротой переключения (переходом от одной деятельности или операции к другой) 3) распределенностью (характеризуемой успешностью од- новременного выполнения двух или более деятельностей). К содержательным характеристикам внимания относитоя его предметность (обязательная направ- ленность на реальный или воображаемый предмет или явление) и ограничен- ность (конечное число элементов, одномоментно вовлекаемых в психический процесс). В силу того, что ослабление внимания, снижение его объема, нару- шение концентрации, повышенная истощаемость и резкие колебания свойствен- ны любому больному человеку независимо от локализации поражения моз- га, долгое время считалось, что расстройства внимания не имеют локального значения и их анализ не может быть использован в.нейропсихологической диагностике. Вопреки этому мнению, в последнее время принято выделять два самостоятельных типа нарушений внимания.

Пер

вые' — модально-неспецифические нарушения внимания. Они рас- пространяются на любые формы и уровни внимания. Подобного рода. на- рушения характерны для поражения несйецифических срединных струк- тур мозга — верхних отделов ствола мозга и части ретикулярной форма- ции, проникающей в средний мозг и поддерживающей уровень общего бод- рствования или наиболее генерализованное состояние внимания. Для реа- лизации его избирательных, селективных форм необходимо участие высоко расположенных образований головного мозга — таламуса, лимбических об-

разований и'лобной области больших полушарий. Исследования, проведен- ные на нейронном уровне, показали, что в лимбической области — гиппо- кампе, миндалине и связанных с ними аппаратах хвостатого ядра — зна- чительное место занимают нейроны, проводящие как бы компарацию (сли- чение) старь~х и новых раздражителей, что обеспечивает реакцию на новые сигналы или их свойства и гатйение реакций на уже привычные раздражи- тели. Кроме того, по данным оценки локального кровотока, независимо от характера решаемой задачи, сосредоточенность на ней обусловливает ак- тивацию средней части префронтальной коры. Это так называемая «пере- дняя система внимания». Вовлечение других участков больших полушарий обусловливается спецификой стимуляции и характером обработки актуаль- ной информации. «Задняя система внимания» включает широко реализуе- мый исполнительный механизм пространственной селекции зрительных сти- мулов.

Поэтому при известной общности проявлений, модально-неспецифичес- кие нарушения обнаруживают некоторые различия в зависимости от уровня поражения. Продолговатый и средний мозг — появляется быстрая истоща- емость, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания (посте- пенно увеличивается латентный период и число ошибок при серийных мате- матических действиях). Сосредоточение облегчается при наличии заинтере- сованности или при усилении мотивации, возможна компенсация дефекта сопровождением действий громкой речью, что иллюстрирует у таких боль- ных относительную сохранность произвольного уровня внимания, Диэнце- фальные отделы и лимбические структуры — нарушения внимания воз- никают в более грубых формах — больные вообще не могут сосредоточиться ни на какой деятельности. Компенсация почти невозможна, поскольку на этом уровне (опухоли в области таламуса и гипоталамических структур, третьего желудочка, лимбической коры) доминирует ослабление произвольной регу- ляции. В,ряде случаев подобная патоЛогия сочетается с нарушениями созна-

, ния и памяти. Медиобазальные отделы лфбных 'и височных долей — так- же преимущественно страдают произвольные формы внимания, но при од- новременном усилении непроизвольных. Это так называемые «лобные» боль- ные, характеризующиеся «полевым поведением» — чрезвычайной бескон- тпрольной реактивностью на все стимулы, обусловленной растормаживанием элементарных форм ориен

тировочной деятельности. Если такие больные не могут перевести взор по инструкции, но сопровожда- ют взглядом движущийся объект, то это является признаком крайней степе- ни нарушения произвольного контроля за действиями. Речевая стимуляция к улучшению результата не приводит.

Вторые — модально-специфические нарушения внимания. Проявляются лишь в конкретной сфере и описываются как явления игнорирования сти-

аы • -часть о. клиническая исихакл.ии

мулов одной модальности. Однако ничего общего с нарушением собствен- но гностических функций (например, восприятия) они не имеют. Их нельзя также оценивать как результат интеллектуальных дефектов или непонима- ния инструкций. Экспериментальным приемом обнаружения модально-спе- цифических нарушений внимания является одновременное предъявление двух стимулов парным анализаторным системам.

Зрительное вниМание — симптом расстройства фиксируется при изуче- нии полей зрения. Больной способен зарегистрировать лишь один из двух стимулов, одновременно предложенных в правое и левое поля зрения, но при их поочередном предъявлении разницы в их предпочтении не обнаружива- ется. Это связано с повышенной нагрузкой на зрительный анализатор, что, в частности, может проявляться и при просмотре сюжетных картинок с боль- шим числом деталей (как правило, не замечается левая часть картинки или один из левых углов). Такая симптоматика является начальным признаком поражения задних отделов правого полушария и позднее «прорастает» в гностические расстройства. Слуховое внимание — дефекты обнаруживают- ся в экспериментах с дихотомическим прослушиванием (при одновременном.предъявлении через телефоны двух слов в два уха). В норме здоровый че- ловек лучше слышит вербальный материал правым ухом на 10-14 % (эффект правого уха). При локальных поражениях независимо от стороны разница возрастает до 50-б0 %. Иногда звуки, адресуемые одному уху, вообще не вос- принимаются. Тактильное внимание — больной с закрытыми глазами не замечает двойной тактильной стимуляции одинаковой интенсивности при при- косновении к двум сторонам тела или двум конечностям (например, каса- ния двух кистей рук). Сравнительно чаще больной игнорирует прикоснове- ние к левой руке, что типично для поражения правой теменной доли. Дви- гательное внимание — при просьбе выполнить координированные движе- ния двумя руками, больной сперва правильно выполняет инструкцию, но затем одна рука (как правило, левая у правшей) замедляет движения, а позднее совсем отстает. На вопрос о правильности своих действий больной отвечает утвердительно. Такие расстройства характерны для поражений пе- редних отделов больших полушарий — премоторных и префронтальных зон с вовлечением базальных ядер. Интеллектуальное внимание — его изме- нения связаны с поражением коры лобных до

лей,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: