Комплексный и системный подход

В процессе логопедической работы одновременно с фор­мированием речи проводится и развитие у детей нарушен­ных высших психических функций.

Коррекционная работа проводится с учетом тех разделов программы дошкольного воспитания, которые способству­ют полноценному овладению речью.

Слово существует в языке как взаимодействие лекси­ческого и грамматического значений и входит в сис­тему парадигматических и синтагмати­ческих отношений, имеет определенную звуковую форму. Поэтому формирование, например, грамматическо­го строя речи должно осуществляться в единстве с другими


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

компонентами языковой системы, и в первую очередь, с раз­витием лексики и фонематических процессов.

Вступая во взаимоотношения с другими словами, слово приобретает совокупность грамматических значений, на ос­нове которых и формируется у ребенка морфологическая система языка. Употребляясь с другими словами в предло­жении, слово приобретает не только определенное грамма­тическое значение, но и изменяет свою звуковую оболочку, так как каждое грамматическое значение выражается в оп­ределенном звучании морфемы.

По данным Р. Е. Левиной, А. А. Леонтьева, А. М. Шах-наровича, дифференциация звукового состава слова начи­нается во флексиях.

А. М. Шахнарович выделяет следующие началь­ные этапы процесса овладения ребенком парадигматической системой языка:

1) ориентировка на звуковую форму слова, обнаружение различия в звуковой оболочке различнь1х форм одного и того же слова;

2) соотнесение звукокомплекса с предметной действитель­ностью, со смыслом;

3) выявление связи звукокомплекса со значением, выде­ление этого звукокомплекса в различных словах.

Таким образом, ребенок, прежде всего, должен замечать изменения в звучании различных форм слов, а затем соот­носить эти изменения в звучании с изменениями в лекси­ческом и грамматическом значении.

В связи с вышесказанным, дифференциация грамма­тических форм и овладение грамматическим строем речи в целом возможно лишь на основе четкого фонематическо­го восприятия, ориентировочной деятельности, направлен­ной на звуковой состав морфемы. Это и определяет тесную связь в развитии лексики и грамматического строя речи, с одной стороны, и фонематических процессов, с другой сто­роны.


§ 1. Принципы коррекции нарушений речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: