Решение коррекционно-логопедических задач осуществляется на основе выявления имеющихся у детей с ЗПР трудностей, а также положения о том, что процесс развития не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. Процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития данной функции, то есть того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога. В соответствии с этим, в ходе коррек-ционной работы используются задания, стимулирующие активность и заинтересованность детей с ЗПР, способствующие переводу того или иного действия из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.
§ 1. Принципы коррекции нарушений речи
Онтогенетический принцип
Последовательность работы над речью определяется последовательностью ее развития в онтогенезе (от простого к сложному, от более продуктивных к менее продуктивным, от семантически противопоставленных к менее противопоставленным). Необходимо учитывать, какие формы находятся в зоне ближайшего развития дошкольников с ЗПР.
|
|
Так, формирование словоизменения существительных проводится в следующей последовательности (с учетом онтогенеза):
1) дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;
2) закрепление беспредложных конструкций единственного числа в следующем порядке: винительный падеж (нулевое окончание, окончание у, а-я), родительный падеж, дательный падеж, творительный падеж (со значением орудийности);
3) предложно-падежные конструкции единственного числа;
4) формы существительных множественного числа, сначала беспредложные, затем с предлогами.