II. Основная часть

1. Сравнение букв Т - Д по начертанию. Соотнесение букв со звуками Д - Д' — Т — Т' и соответствующими символами для обозначения.

Логопед: Рассмотрите стилизованные изображения и найдите предметы похожие на буквы Д - Т.

2.Знакомство с героиней занятия через прослушивание сказки Г. Х Андерсена «Дюймовочка».

Логопед: Послушайте отрывок из сказки и назовите имя героини, автора сказки и ее название. (Логопед читает отрывок из сказки.)

«...Жила-была бедная женщина. Детей у нее никогда не было, а она очень хотела иметь дочку. Пошла женщина к старой колдунье, та дала ей семечко, которое велела посадить в цветочный горшок. Женщина так и поступила.

Через некоторое время из земли показался маленький росток. Он быстро рос, и вскоре на его верхушке распустился прекрасный цветок. На нежном лепестке сидела маленькая девочка ростом не больше дюйма...» (Дюймовочка.)

Логопед: Почему я выбрала отрывок именно из этой сказки? (В имени Дюймовочки есть буква Д.)

3.Развитие звуко-буквенного анализа.

Логопед: Постройте домик для Дюймовочки. Я буду называть слова, а вы заполните клетки квадрата крестиками и ноликами: есть услышите звуки Д, Д' - 0, если звуки Т, Т' - X.

Логопед называет слова, а дети заполняют клетки квадрата.

Слова: тина, дым, тень, дыра, кнут, зонт, льдинка, плетка, дракон.

Запись у детей:

4.Развитие слогового анализа и синтеза (задание 3. с. 26).

Логопед: Однажды, когда Дюймовочка спала в своем домике, противные мокрые жабы подкрались к ней и похитили ее. Дюймовочке помогли убежать от них рыбки, рак,
«перекусивший» стебель кувшинки, на листе которой плакала бедная Дюймовочка. Но лист плывет по реке слишком медленно, и жабы начинают догонять Дюймовочку. Отвлеките жаб и помогите Дюймовочке - вставьте в слова слоги с буквами Д - Т. Запишите слова и укажите место букв Д - Т. Какие слова можно объединить в одну группу? Подчеркните слова каждой группы линиями своего цвета.
ЛОПА... МО... ГО...... ЛО...

ГВОЗ......ВАР МОЛО... ЧЕК НИ...

МОНЕ...... РЫ БОРО... СВОБО...

5.Развитие логического мышления.

Логопед: С вашей помощью Дюймовочка убежала от противных жаб. Ее увидел майский жук. Дюймовочка очень понравилась майскому жуку, и он решил познакомить ее с другими насекомыми. Но Дюймовочка пришлась им не по нраву - ведь у нее не было ни усиков, ни крыльев - и майский жук оставил девочку одну на дереве, с которого она не
могла спуститься.

Помогите Дюймовочке спуститься с дерева. Отгадайте загадки и запишите отгадки (запись на доске). Укажите в словах наличие и место букв Д - Т.

Я соткано из зноя. Несу тепло с собою. Я реки согреваю. Купаться приглашаю. (Лето)

Рогат, а не бодает,

В огне, а не сгорает,

Он тянет пищу круглый год,

А сам на пищу не клюет.

(Ухват)

Всегда шагаем мы вдвоем.

Похожие, как братья,

Мы за обедом за столом,

А ночью под кроватью. (Ботинки)

Скручена, связана, на кол посажена,

По двору пляшет, хвостом машет. (Метла)

В нашей кухне круглый год

Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник)

6. Развитие звукового анализа на уровне словосочетания (задание 4. с. 26).

Логопед: Все лето Дюймовочка прожила в лесу. Наступила дождливая и холодная осень. Холодно стало Дюймовочке. Побрела она искать какое-нибудь убежище потеплее.
Набрела на домик полевой мыши и попросилась к ней жить. Но полевая мышь пустит Дюймовочку только тогда, когда девочка выполнит ее задание.

Помогите Дюймовочке. Прочитайте слова. Составьте словосочетания, выбрав необходимые для этого слова-признаки. Запишите получившиеся словосочетания.

портфель веселый - грустный

кастрюля легкий - тяжелый

Петрушка стоять - ехать

медведь добрый - злой

автомобиль тёплая - холодная

7.Физминутка. Выполнение движений по тексту.

По дороге мы идем

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим.
Мы под дубом полежим.
Полежим, отдохнем,
Потом дальше пойдем.

8.Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения (задание 5. с. 26).

Логопед: О прекрасной Дюймовочке узнал старый богатый крот. Он хочет жениться на Дюймовочке. Но прежде чем забрать ее с собой в царство вечной тьмы, крот обещает
выполнить одно желание девочки. Дюймовочка пожелала попрощаться с солнышком, которое так любила. Пока Дюймовочка прощалась с солнышком, крот занимался своим
любимым делом: разбирал предложения на отдельные слова.

Прочитайте слова, которые получились у крота. Соберите из них предложения. Запишите предложения, выделите в словах буквы Д - Т.

- Тема, дрова, новым, рубит, топором.

- Карандашами, Даша, цветными, рисует.

- Тема, в, приехал, деревню, дедушке, к.

- В, с, театр, дети, учителем, поехали.

9.Развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста (задание 6. с. 27).

Логопед: А Дюймовочка тем временем со слезами на глазах прощалась с солнышком, синим небом, зеленой травой... Девочку увидела ласточка, летевшая в теплые края.
Когда она узнала, о чем так горько плачет Дюймовочка, то пожалела ее и взяла с собой в теплые страны.

Птица опустила Дюймовочку на красивый цветок и улетела. Дюймовочка оглянулась и увидела, как из соседних цветов стали появляться такие же маленькие человечки.
Среди них был прекрасный принц с маленькими прозрачными крылышками.

Принцу очень понравилась Дюймовочка. Он подарил ей два таких же крылышка, и вместе они полетели во дворец принца. Там Дюймовочка рассказала историю своей жизни.

Придворный писатель был так растроган, что решил записать ее, но все перепутал. Вот что у него получилось:

«Дюймовочка улетела с ласточкой в теплые края. Из цветка появилась красивая маленькая девочка. Майский жук унес девочку на дерево. Там она встретила принца и
стала, наконец, счастлива. Мышка приютила Дюймовочку. Жуки прогнали ее. Жабы украли спящую Дюймовочку. Крот увидел прекрасную незнакомку и решил на ней жениться. Женщина посадила цветок».

Прочитайте предложения, которые записал придворный писатель. Составьте из них рассказ и запишите его. Выделите в словах буквы Д - Т.

Рассказ, получившийся у детей:

Женщина посадила цветок. Из цветка появилась красивая маленькая девочка. Жабы украли спящую Дюймовочку. Майский жук унес девочку на дерево. Жуки прогнали
ее. Мышка приютила Дюймовочку. Крот увидел прекрасную незнакомку и решил на ней жениться. Дюймовочка сбежала с ласточкой в теплые края. Там она встретила принца и стала, наконец, счастлива.

Учащиеся первого класса составляют рассказ устно, затем находят и называют слова с буквами Д - Т.

III. Итог занятия (задание 7, с. 27)

Логопед: Отгадайте зашифрованные слова, поставив наместо кружка сначала букву Т

а затем - Д. Запишите получившиеся слова парами. Выделите буквы Д - Т.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: