1. Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня буквы хотят пригласить вас в гости в Город Букв и Звуков. В этом городе есть две улицы: первая улица - Улица Гласных. Она разделена на две части: красную - для гласных звуков А, О, У, Ы, Э и розовую - для йотированных гласных Я, Е, Ё, Ю, Е и гласной И. Вторая улица - Улица Согласных Звуков - тоже поделена на две части: синюю - для твердых согласных - и зеленую - для мягких согласных. На дверках домиков согласных звуков есть колокольчики для звонких звуков и наушники - для глухих согласных звуков.
Иногда согласные и гласные собираются в парке Слогов. Там они вместе играют, составляют слоги, затем несут слоги на площадь, где составляют из слогов слова. На площади Слов буквы узнают значения новых слов и припоминают значения уже известных. Около дворца Грамматики составляют из слов предложения, а потом целые сказки, рассказы и сочиняют стихи.
У стен города несут службу ударение и все знаки препинания. Все они следят за порядком в Городе Звуков и Букв. Итак, в путь!
|
|
2. Закрепление знаний о гласных звуках.
Логопед: Мы заглянули на улицу Гласных. Гласные очень пугливы. Они спрятались в свои домики.
Какие гласные должны стоять в словах? Запишите их в кружочках (запись на карточках). Подумайте, какого цвета должны быть домики каждой гласной.
3.Развитие фонематического восприятия. Дифференциация гласных и согласных звуков.
Логопед: Гласные очень рады тому, что вы хорошо знаете их и умеете различать. Они так распелись, что слышны только их голоса, а согласных звуков не слышно. Рассмотрите картинки и отгадайте по голосам гласных названия предметов. Запишите их.
Логопед называет только гласные, дети отгадывают слова с опорой на картинки.
Картинки: заяц (а-я), телефон (е-е-о), бабочка (а-о-а), автомобиль (а-о-о-и), слонёнок (о-ё-о), вишня (и-я).
4.Закрепление знания о парных согласных.
Логопед: Погостив немного у гласных, переходим на улицу Согласных Звуков. К нам бегут пары согласных. Подумайте и скажите, почему они ходят парами? (Потому что они парные согласные.) Назовите все пары согласных по звонкости и глухости. А какие пары могут образовывать согласные по мягкости и твердости?
Парные согласные приготовили вам игру. «Вылечите» слова - вставьте верно парные согласные (запись на карточках), припомнив правило о правописании парных согласных на конце и в корне слов.
ЛО _ КА | РУ _ КА | НО _ КИ | ПРО _ КА | ДЕ_КА |
Д - Т Ш - Ж | Б - П | Д - Т Ш - Ж | Ш - Ж Б - П | Д - Т |
5. Физминутка.
Логопед: Раскрасьте только те предметы, которые помечены цифрами (работа по карточкам). Запишите первые буквы названий этих предметов, и вы узнаете, кто ждёт вас на площади Слов.
|
|
Картинки: кепка (1), карандаш, туча, ружьё (2), обезьяна (3), лодка (4), индеец (5), матрос, кактус (6), ноты. (Кролик)
6. Работа по развитию буквенного синтеза на уровне слов.
Логопед: Мы очутились на площади Слов. Но что мы видим? Рассыпанное слово! Соберите из букв ключевое слово, а потом из букв этого слова составьте как можно больше новых слов.
Задание можно выполнять на время или используя фишки - за каждый правильный ответ ответивший получает фишку, а затем подсчитывается, кто больше слов смог составить.
Буквы: К, А, Р, Т, О, Ф, Е, Л, Ь.
Слова: ель, ток, кот, ар*, форель*, форт, торф*, рак, так, река, катер, рок, рот, крот, кафель*, Альф,...