Общие вопросы теории обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта (8 часов)

2.1. Олигофренопедагогика как педагогическая наука об изучении, образовании и воспитании детей с нарушением интеллекта (2 часа)

Ребенок с нарушением интеллекта как субъект и объект воспитания. Основные понятия и термины олигофренопедагогики. Объект, субъект, предмет, цели и задачи олигофренопедагогики. Место олигофренопедагогики в системе педагогических наук и предметных областей современной специальной педагогики. Междисциплинарная интеграция в специальной педагогике. Теоретические основы олигофренопедагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические и психолингвистические.

2.2. Дети с нарушениями интеллекта (4 часа)

Понятия: «задержка психического развития», «умственная отсталость» и «ребенок с ЗПР», «умственно отсталый ребенок». Клинические, психологические и педагогические аспекты оценки детей с различной степенью нарушения интеллекта. Ребенок с нарушением интеллекта как саморазвивающаяся и самоактуализирующаяся система. Системно-уровневый подход к оценке умственной отсталости: тотальный характер недоразвития, иерархичность, фактор времени поражения ЦНС.

Систематика умственной отсталости по характеру выраженности дефекта, этиологии и патогенезу, качественной характеристике клинико-психологической структуры дефекта, педагогическим возможностям, дизонтогенезу.

Дети со сложными и комплексными нарушениями развития: основные понятия и группы детей со сложными нарушениями.

Цели и задачи обучения и воспитания различных катего­рий детей с нарушением интеллекта.

2.3. Система медико-психолого-педагогической и социальной помощи умственно отсталым детям и подросткам (2 часа)

Принципы построения системы помощи. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность различных типов учреждений: медико-социальных, дошкольных, школьных, психолого-педагогических и социально-педагогических. Образование умственно отсталых детей с сенсорными, двигательными, речевыми нарушениями. Организация помощи детям с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Перспективы развития помощи: система ранней помощи; модели интегрированного обучения, интеграция и дифференциация; гуманизация; социально-правовая защита; профессиональная ориентация; профессиональное образование; социально-трудовая адаптация и реабилитация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: