Учебная программа

Довольно распространенным проектом педагогического процесса является программа. Составляются программы: а) подготовки ребенка к школе; б) научно-практической конференции; в) концерта; г) наблюдения; д) телевещания; г) учебного предмета и т.д.

Изучение предмета (дисциплины) в учебном заведении осуществляется по учебной программе. «Программа учебная – документ, определяющий основное содержание обучения по данному учебному предмету, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися», - говорится в «Педагогическом словаре» [159].

Учебная программа, как следует из определения, проектирует содержание педагогического процесса. Усвоив знания, умения, навыки, выполнив задания, предусмотренные учебной программой, человек может стать компетентным в той или иной области. Следовательно, реализация учебной программы приводит к реализации другого проекта - проекта личности.

В организации педагогического процесса учебные программы выполняют важные функции. Во-первых, они служат для педагога «руководством» в работе. Он из программы узнает, какие знания, умения, навыки в каком классе, когда будут изучаться. Во-вторых, программы служит средством оценки качества усвоения учащимися содержания. В-третьих, они координируют содержание изучаемых в учебном заведении многочисленных предметов - не допускают ненужных повторений. В-четвертых, обеспечивают преемственность между различными ступенями системы образования.

Возможности программ в улучшении педагогического процесса снижаются из-за ошибок, которые, к сожалению, встречаются в них.

Одной из них является то, что учебные программы почему-то предназначены только для преподавателей. А ведь программа нужна и для учащихся. Она помогла бы им заранее обеспечить себя необходимой литературой, другими средствами, самостоятельно в опережающем темпе изучать предмет. Поэтому учебная программа должна составляться так, чтобы и школьники могли пользоваться ими.

Другая ошибка нынешних учебных программ – их «чрезмерная» директивность. В них слабо отражаются региональные, национальные, индивидуальные особенности.

Учебные программы, как правило, составляются на основе государственных образовательных стандартов. Стандарты должны иметь директивный характер. Однако эти стандарты эффективно реализуются тогда, когда в программах отражаются и местные условия.

Учебные программы могут быть даже альтернативными. Учащиеся одного и того же класса в зависимости от уровня развития, интересов, перспектив могут заниматься по разным учебным предметам. Свобода действий как учителей, так и учащихся в рамках государственных образовательных стандартов способствует эффективности педагогического процесса.

Еще одной ошибкой учебных программ является то, что в них отражаются не все элементы содержания. В своих исследованиях мы доказали, что содержание ПП состоит из знаний, умений, навыков, эмоций, черт характера, отношений [185]. А в современных учебных программах отражаются в основном знания, в незначительной степени умения. И все.

Следующий недостаток ныне действующих учебных программ – несогласованность друг с другом. Допускается дублирование. Например, содержание введенного в 1993 году в башкирские общеобразовательные школы предмета «Уроки жизни», состоит полностью из тем, относящихся к другим изучаемым школьниками дисциплинам: истории, биологии, рисования, музыки, литературы, языка и т.д. [184].

Еще одна ошибка находится в названии. Почему-то у нас ее называют «учебной программой». А правильнее было бы - «программа учебной дисциплины».

Программы учебных дисциплин составляются по разной схеме. Однако наблюдаются некоторые постоянные элементы в ее структуре. К ним, например, относятся: 1) пояснительная записка; 2) примерное распределение времени (или тематический план); 3) текст программы; 4) список литературы.

В пояснительной записке указываются роль, место данного учебного предмета в общей системе содержания, формулируются и раскрываются его цель, задачи, особенности, обосновывается предлагаемое содержание, даются рекомендации по эффективному использованию программы. Здесь могут быть и советы по организации внеучебной работы учащихся и т.д.

«Текст программы является ее основной частью. В нем должны быть отражены с наибольшей полнотой и конкретностью содержание и структура учебного предмета» [205, с. 286]. Для этого основная часть делится на соответствующие темы и каждая из них расшифровывается. Текст программы, как правило, состоит из знаний. Другие элементы содержания: умения, навыки, эмоции, отношения, черты характера не находят в нем места. Только в редких случаях после расшифровки тем дается небольшой список практических заданий, еще реже в конце текста дается список основных умений, которыми должны владеть учащиеся в процессе изучения данного предмета. В программах по иностранному языку, труду, физкультуре, наоборот, преобладают умения, недостаточно представляются знания.

Все это мешает формированию гармоничной личности, приводит к однобокому развитию ее.

Следующий элемент учебной программы – список литературы. Он представляется либо после каждой темы, либо в конце программы. В некоторых программах он делится на а) основную (обязательную); б) дополнительную литературу.

Составление учебной программы – ответственное дело. Правильно конструированная и умело использованная программа способствует повышению качества педагогического процесса. К сожалению, нынешние программы не отвечают современным требованиям.

Какой она должна быть? Учебная программа – это средство, отражающее в себе содержание педагогического процесса. Поэтому при ее составлении необходимо руководствоваться и требованиями определения содержания ПП. Содержание педагогического процесса, по нашим исследованиям, определяется с помощью общих принципов: целостности, индивидуализации, развития, поэтапности, саморегулируемости; компонентных принципов: универсальности, неограниченности, достаточности содержания ПП, первичности отношения.

«Принцип целостности педагогического процесса требует целостности и его содержания» [185, с. 53]. Поэтому в программе должны быть все элементы содержания ПП: знания, умения, эмоции, отношения, черты характера. Принцип индивидуализации предполагает возможность выбора учеником, например, знаний, умений, заданий, рекомендуемой литературы в зависимости от своего уровня развития, интересов. Поэтому программы могут быть вариативными, альтернативными. Принцип развития требует, чтобы содержание развивало человека. Для этого оно должно постоянно обновляться, углубляться, расширяться. Содержание в программах должно располагаться последовательно по степени сложности, трудности. Этого требует принцип поэтапности.

Учебная программа составляется и с учетом принципа универсальности. Это означает, что в нее включаются в основном общие, универсальные знания, умения, навыки, черты характера и т.д. Слишком детализация содержания мешает формированию у ученика целостного мировоззрения. Содержание ПП должно быть неограниченным. Программа должна вызывать у объекта педагогического процесса ощущение бесконечности познания. В ней могут быть дополнительные задания для тех, кто не будет ограничиваться «классной работой», государственными образовательными стандартами, кто непрерывно работает по развитию своей личности. В составлении учебной программы необходимо руководствоваться и принципом достаточности содержания. Содержание должно быть достаточным для решения задач в какой-то сфере деятельности, для того чтобы стать полноценной личностью. Следующим принципом составления учебной программы является принцип первичности отношения. Это означает, что все элементы содержания педагогического процесса должны участвовать в формировании соответствующего отношения к чему-либо. В отношениях, как в зеркале, отражается вся личность: ее знания, умения, чувства, достижения, недостатки и т.д. Отношением определяется поведение человека. Программа должна быть саморегулируемой. Это означает, что ее в необходимых случаях, например, с появлением каких-то новых ситуаций, можно будет корректировать. Программа должна помогать ученику в самообразовании. Для этого необходимо включить в нее вопросы, задания для самостоятельной работы, список литературы для дополнительного изучения и т.д.

Таковы основные требования к учебным программам.

§3. План работы

План - это документ, фиксирующий намечаемую систему действий, направленных на осуществление задуманной цели. Правильное планирование является условием эффективной работы школы. План предупреждает эпизодичность педагогических воздействий, мобилизует людей на выполнение работ.

К сожалению, в планировании деятельности общеобразовательной школы встречаются ошибки. Иногда план составляется формально - без достаточного учета имеющихся факторов, а именно уровня развития учащихся, материальной базы учебного заведения. В некоторых планах нет системы: они состоят из отдельных, между собой не связанных мероприятий. Наблюдается так называемый «горизонтальный подход» к планированию. Примером этого является план работы классного руководителя. Как правило, он состоит из следующих разделов; а) умственное воспитание; б) нравственное воспитание; в) патриотическое воспитание; г) эстетическое воспитание; д) интернациональное воспитание; е) физическое воспитание и т. д. Каждый из них включает в себя перечень мероприятий. Ошибочность такого подхода объясняется следующим образом. Во-первых, нельзя делить целостный педагогический процесс на вышеперечисленные «типы», во-вторых, то или иное «воспитательное мероприятие» не является «средством» формирования только отдельного, скажем, эстетического или нравственного воспитания. Человек воспитывается не по частям. Любое мероприятие воздействует на него комплексно. Например, концерт формирует у него и эстетические, и нравственные, и патриотические, и интернациональные чувства, качества. Поэтому план работы классного руководителя должен быть не «горизонтальным», а «вертикальным»: его содержание должно располагаться по схеме «от простого к сложному», «от низшего к высшему», т.е. в хронологическом порядке.

В Сибайской гимназии-интернате Республики Башкортостан накоплен интересный опыт по планированию деятельности. Здесь руководствуются следующими требованиями при составлении планов: конкретность, четкость плана; ориентированность на ученика; согласованность с другими планами; динамичность (возможность вносить коррективы); реальность выполнения. В гимназии-интернате применяется семь типов планов:

1) планы работы должностных лиц (директора; заместителя директора; классного руководителя; воспитателя; председателя учкома, педкома, родительского комитета и т.д.);

2) планы работы отдельных коллективов (научного общества учащихся; класса; методического объединения; школы передового педагогического опыта; кружка; спортивной секции и т.д.);

3) планы работы коллегиальных органов (дирекции; педкома (педагогического комитета); собрания учителей и сотрудников; совета шко­лы; родительского комитета и т.д.);

4) планы работы отдельных подразделений школы (библиотеки; медпункта; столовой; спортзала; учебного кабинета; пришкольного участка и т.д.);

5) планы проведения отдельных мероприятий (урока; спортивного соревнования; викторины; конкурса; олимпиады и т.д.);

6) планы по отдельным направлениям работы (тематические планы, физического воспитания и т.д.);

7) классификация планов по времени (дневной; недельный; план на четверть; на полугодие; годовой план; перспективный план и т.д.).

Перечисленные планы в совокупности составляют общешкольный план. В начале каждого месяца из планов делаются выписки, и конструируется календарный план работы школы.

Такой подход позволяет привести в движение все стороны обширной, но в то же время целостной деятельности школы.

Перспективный общешкольный план определяет систему работ на длительный период. В нем отражаются основные «мероприятия», имеющие для жизни школы «фундаментальные значения». В опыте учреждений среднего общего образования утвердилась структура перспективного плана, состоящая из следующих разделов:

«I. Итоги работы школы за прошедший период (пятилетку, десятилетку и т.д.) и основные задачи на новый учебный год.

II. Укрепление учебно-материальной базы школы.

III. Педагогические кадры.

IV. Учебно-воспитательная работа.

V. Совместная работа школы, семьи и общественности.

VI. Контроль и руководство» [13].

В учебнике «Педагогика», выпущенного под редакцией С.А. Смирнова дается образец перспективного плана развития школы со следующей структурой:

I. Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.

II. Потребность в учителях разной квалификации.

III. Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы институтов усовершенствования учителей и различные семинары, а также наметить основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.

IV. Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительская работа и благоустройство территории.

V. Финансовая, коммерческая деятельность [148, c. 484-485].

Во время экспериментальной работы (1994-2004 гг.), проведенной нами на базе Сибайском гимназии-интернате Республики Башкортостан, мы апробировали свой вариант перспективного плана работы школы. Она имеет такую структуру:

I раздел. Задачи коллектива гимназии-интерната на 1995/ 2000 годы.

III раздел. Деятельность коллектива гимназии-интерната на период с 1995 по 2000 годы

Содержание работы Исполнители Сроки выполнения Примечания
I. II. III. IV. V. Совершенствование управления школой Активизация работы педагогического коллектива Улучшение деятельности учащихся и ученического колектива Повышение качества работы с родителями и общественностью Укрепление материально-технической базы школы      

Содержание работы, как показывает таблица, состоит из 5 пунктов. Они не случайно подобраны. Как правило, система деятельности общеобразовательной школы состоит из 5 подсистем. Они и стали пунктами плана, каждый из которых конкретизируется соответствующими мероприятиями.

На основе общешкольного перспективного плана составляются все другие планы.

Тематический план составляется по конкретному учебному предмету. В нем отражаются последовательность изучения содержания учебного предмета, распределяется общее, отводимое на изучение его время (количество часов) по темам, разделам, указываются средства, необходимые для изучения тех или иных тем, задания, вопросы для повторения и т.д.

Тематический план, как правило, составляется по следующей форме:

Таблица 7

Тематический план

Тематика Количество часов Средства Вопросы и задания на повторение Примечания
           

Он рассчитан на один учебный год. Однако это не означает, что предмет надо изучать именно в течение года. Не нарушая общего объема часов на неделю, на учебный год, можно тот или иной предмет изучать в течение одной четверти, одного полугодия. Тогда тематический план может составляться на четверть или на полугодие.

При составлении тематического плана затруднение, как правило, вызывает распределение часов по темам. Требует мастерства и определение периодичности закрепительных контрольных работ. Руководство принципами целостности, поэтапности развития, индивидуализации, универсальности и т.д. позволяет педагогу правильно составить тематический план.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: