Педагогический опыт И.П.Волкова

«Педагогический стаж Игоря Павловича Волкова – 39 лет, 30 из них он проработал в реутовской школе № 2» [95] Московской области учителем труда, рисования, черчения. Он заслуженный учитель школ Российской Федерации, кандидат педагогических наук.

Я с ним познакомился в 1982 году во время учебы в очной аспирантуре кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского государственного педагогического университета. На заседании кафедры обсуждали его диссертацию. Задавали много вопросов, однако не допустили к защите. После заседания он мне признался: «Я делаю, но говорить не умею».

Мы начали общаться. Он оказался интеллигентным, спокойным, искренним – воспитанным человеком. Очень любил свою работу. Диссертация, как мне показалось, ему нужна была не для карьеры, а только для признания, распространения собственных идей.

Любовь его к работе сказывалась во всем, в том числе и в его странностях. Например, он часто носил с собой «футляр» - папку с размером 1х1 м., где находились рисунки (картины) его воспитанников (странностью явилось и то, что он все умел, а не мог объяснять другим). Но он не был «человеком в футляре». Наоборот, был открытым, не терпящим рамок, ограничений в педагогической деятельности. Он был постоянно ищущим, творческим, всесторонне развитым человеком. Писал стихи, рисовал, сочинял музыку, занимался фотографией, киноделом, техническим конструированием.

Игорь Павлович работал достаточно результативно. Ученики, обучаюшиеся по его экспериментальной системе, по сравнению с контрольными группами, имели высокий уровень и успешно продолжали учебу в последующих классах. «Ученики начальных классов, прошедшие наш экспериментальный курс обучения, показали более высокую успеваемость в последующие годы обучения (в IV-VII классах…, - писал он [35, c. 84]. – «Наши ученики были многократными участниками районных, областных конкурсов, выставок, олимпиад, и я не помню случая, когда бы они не занимали призовых мест» [36, с. 20].

Его система, как он считает, привела к развитию природных способностей детей на более раннем этапе жизни. «Автором в 50-х гг., когда еще не было такой широкой, как сейчас, сети музыкальных школ, в обычной школе был создан оркестр. Через три года ученики сами сочиняли танцевальную музыку, сами оркестровали ее для различного состава инструментов (трио, квартет, квинтет) и сами ее исполняли», - пишет он [35, c. 10].

На 11-й странице книги И.П. Волкова «Учим творчеству» имеется репродукция картины 13-летней его воспитанницы. В 1982 году я ее показал одному кандидату искусствоведения, члену Союза художников и спросил: «Может ли человек в таком возрасте нарисовать такую картину?». Он ответил: «Нет». На наш взгляд, в этом ответе отражается не отрицание педагогических успехов И.П. Волкова, а восхищение. Нет оснований не верить этому человеку. Во-первых, чужую работу за подписью ученика он не опубликовал бы в книге (с 80000 тиражом), во-вторых, с помощью педагогического процесса можно получать «рекордные» результаты.

Каковы секреты педагогического опыта И.П. Волкова, обеспечивающего его такими результатами?

«…Понять… опыт можно, только уяснив позиции, на которых стоит автор», - говорит он [35, c. 10]. Однако самим И.П. Волковым не все собственные позиции осознаны. Он не мог научно объяснять секреты своей работы. Объективно оценивается этот опыт с помощью нашей теории о педагогическом процессе [185].

Опытом И.П. Волкова, как он считает, доказывается следующая гипотеза: «наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение всех школьников к продуктивной творческой деятельности с 1 класса» [35] (Не зря его основные педагогические труды называются: «Учим творчеству», «Приобщение к творчеству»).

А как приобщить их к творческой деятельности?

Автор называет принципы, с помощью которых он приобщает учащихся к творчеству. «Анализируя наш многолетний опыт, учитывая цели и задачи обучения творчеству, а также психологические особенности школьников этого возраста, - пишет И.П.Волков, - мы сформулировали исходные принципы, ориентиры, которыми руководствуемся при проектировании и организации уроков творчества:

1) знания – фундамент творчества;

2) строгий отбор учебного материала;

3) многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала;

4) разностороннее развитие ученика;

5) формирование устойчивых интересов к учению;

6) обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого;

7) постоянный контроль учителя за работой ученика;

8) индивидуальный подход [35, с. 18-21].

Однако эти принципы не вызывают доверия. Например, почему только знания являются фундаментом творчества? Разве умения, навыки, отношения, черты характера, эмоции не нужны в этом деле? Что означает «строгий отбор учебного материала»? А что такое «многократное повторение? Если ученик усвоил тему с первого раза, зачем повторять, тем более многократно? «Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого» также вызывает вопросы. Во-первых, почему под руководством взрослого? Разве человек, который моложе воспитателя, не может научить его чему-то? Во-вторых, почему «под руководством другого человека»? Разве человек не может научиться самостоятельно? «Постоянный контроль учителя за работой ученика» повторяет предыдущий «принцип». Таким образом, вышеназванные «принципы», кроме последнего, таковыми не являются. В них нет закономерностей.

Даже само «приобщение к творческой деятельности» не является «наиболее эффективным путем развития индивидуальных способностей». Индивидуальные способности и другие стороны личности: мышление, мировоззрение, характер, память и т.д. эффективно развиваются только тогда, когда педагогический процесс основывается на правильные принципы. А такими принципами, как показывают наши исследования, являются принципы: а) целостности; б) индивидуализации; в) развития; г) поэтапности; д) саморегулируемости. Кроме них имеются и «компонентные» принципы - принципы, принадлежащие только к содержанию. К ним относятся принципы: а) универсальности, б) неограниченности, в) достаточности г) первичности отношения [185, с. 33-39, 51-62].

Успехи И.П.Волкова обеспечиваются не приобщением учащихся к творчеству, а тем, что творчество в какой-то мере приводит к реализации вышеназванных принципов, даже тогда, когда не имеешь о них представления.

Творчество требует разносторонних знаний, умений, навыков, черт характера, отношений, эмоций – универсальности личности. «Обучающая творческая деятельность… способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия; способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях и т.д. Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: модель, макет, стихотворение, игрушка и т.д. Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образа.

Однако чтобы создать конкретный продукт, кроме общеобразовательных нужны общепрофессиональные знания, в том числе и о способах деятельности (правила работы инструментами, технология изготовления изделия, правила создания художественных композиций), а самое главное – овладение ими на высоком уровне.

…Только снабдив учащихся определенным минимумом общепрофессиональных знаний, можно говорить о самостоятельном создании ими конкретных и разнообразных, оригинальных, творческих продуктов, можно говорить об обучении школьников творчеству» [35, c. 96-97].

Для этого И.П. Волковым «были разработаны так называемые уроки творчества» [35, c. 97]. «На уроках творчества, - пишет он, - у нас отведены полагающиеся по программе уроки труда (2 часа в неделю), урок рисования (1 час) и добавлен еще 1 час за счет внеклассной работы, который тоже введен в расписание (с согласия администрации и родителей): всего 4 час в неделю» [35, c. 23].

Таким образом, объединение этих предметов в творческие уроки способствует универсализации содержания педагогического процесса.

Универсализации также способствует многообразие видов работ, выполняемых учениками на творческих уроках. «Для освоения на уроках творчества, - пишет И.П.Волков, - выделены следующие виды работ (занятия), являющихся разделами программы: рисование, черчение, перспектива, изготовление моделей, макетов; электротехника; механика; столярное, слесарное, жестяное дело; лепка, шитье; резьба и инкрустация по дереву; чеканка по металлу; папье-маше; узоры и аппликации из соломы; мозаика и изделия из бумаги и картона; чтение научно-популярных журналов.

Выполнить все работы, запланированные по этим разделам, при обычной сетке часов вряд ли возможно. Ведь на уроки рисования и труда школьная программа отводит всего 3 часа в неделю. …Однако есть путь, который позволяет большое количество учебного материала успешно усвоить за сравнительно небольшое количество времени выделить в каждом разделе общие знания, принципы, правила работы, используемые в различных видах деятельности и сосредоточить на них основное внимание» [35, c. 103].

Эти «общие знания, принципы, правила работы» И.П. Волков называет «узловыми вопросами». «Во всех видах работ, входящих в блок (рисование, изготовление модели, лепка, папье-матье и т.д.), - пишет он, - есть узловые вопросы. Например, закон симметрии. Выполнение практических работ, где требуется знание закона симметрии, ведется и в I-III классах – это модели, макеты, рисунки, лепка, папье-матье и др. Другой узловой вопрос – правила работы ножом – встречается тоже во всех трех классах: при изготовлении моделей, в резьбе по дереву, в изготовлении узоров из соломы. Третий узловой вопрос – правила разметки – в рисовании, черчении. Четвертый – закон контраста (большое – маленькое, темное – светлое, яркое – бледное) – является необходимым условием для всех видов искусств, в нашем случае учитывается в рисовании, лепке, в изготовлении изделий из соломы, в папье-матье. Такие узловые вопросы выделяются в каждом разделе» [35, c. 22-23].

Выделение и изучение узловых вопросов приводит к универсализации содержания педагогического процесса.

В универсализации содержания И.П. Волкову помогает и труд. Он учитель труда. А труд как универсальный вид деятельности требует от учащихся творчества и способствует сочетанию всех единиц содержания: общего, политехнического, специального.

Как видно, И.П. Волков в своей работе достаточно эффективно применяет принцип универсальности содержания. А ведь он сам не знает о его существовании.

Воспитание учащихся через творчество помогает И.П. Волкову неосознанно реализовать и принцип бесконечности содержания педагогического процесса. Как правило, творческая личность – постоянно ищущая личность. Он ни на одну минуту не прекращает процесс поиска, познания, совершенствования.

В опыте И.П. Волкова наблюдаются некоторые пути обеспечения бесконечности содержания ПП. Одним из них является обогащение содержания педагогического процесса в начальных классах сложными, но посильными материалами. Он пишет: «В нашем случае уроки творчества проводятся только 3 года по 4 часа в неделю, а конечный эффект запланирован очень серьезный – выполнение практических работ, изготовление моделей многих наименований, по сложности эквивалентных требованиям школьных программ для VI-VIII классов и начальных курсов специальных учебных заведений, да еще по многим видам труда» [35, c. 104-106].

Бесконечность содержания педагогического процесса И.П. Волковым осуществляется и путем формирования у учащихся сильных движущих сил. Этому способствуют, например, демократический стиль, теплая обстановка в классе, учет индивидуальных особенностей учащихся. Например, «во внеклассное время любой ученик может выполнять работу, в соответствии со своими интересами в творческой комнате» [35, c. 78]. Любимая работа не надоедает, не утомляет. Поэтому ребенок занимается сколько угодно, не останавливается в развитии. Для него содержание ПП не ограничено.

В целях привлечения учащихся к творчеству И.П. Волков использует своеобразные средства: творческую комнату; творческий дневник; творческую книжку учащегося.

«Мы завели специальные (на каждого ученика) творческие дневники, в которых отмечаем выполненные самостоятельно (по своей инициативе) работы.

При выполнении изделия учеником объявляется номинальное количество деталей, из которых оно должно состоять. Если ребенок выполнит изделие с меньшим количеством деталей, то за него ставится только оценка. Если же деталей будет больше, то ставится оценка и работа отмечается в творческой книжке», - пишет И.П. Волков [35, c. 76-77].

«Для учеников, серьезно работающих сверх учебной программы в творческой комнате, а среди младшеклассников такие тоже встречаются, заводится другой документ – «Творческая книжка школьника» (на каждого ученика она оформляется с IV класса) [35, с. 78]. Туда «учитель скрупулезнейшим образом выписывает все, чего достиг ученик, все, что он сделал, все, что он выполнил самостоятельно, по собственной инициативе» [215, c. 31].

Как видно, в этих документах записывается то, что делается учащимися сверх программы или во внеурочное время. Это вызывает у них стремление выйти за пределы программы, что приводит к бесконечности содержания ПП.

Выходу за пределы программы в опыте И.П. Волкова способствует и вооружение учащихся «ключом». «Мы считаем, - пишет он, - что развить способности – это значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности» [35]. Ученик с таким ключом может самостоятельно добывать знания, постоянно углублять и расширять его.

Еще одним путем обеспечения бесконечности содержания ПП в опыте И.П. Волкова является вызов педагогического процесса с помощью деятельности. Учащиеся И.П. Волкова, постоянно занимаясь творческой деятельностью, воспитываются. Для них нет предела совершенства.

И.П. Волков руководствуется и принципом достаточности содержания педагогического процесса. «Раз в единицу времени ученик может усвоить определенное, а не безграничное количество информации, надо строго отобрать сведения, нужные для решения данной задачи (или задач), - пишет он. – Всякая же другая информация, не имеющая прямого или косвенного отношения и четко формализованной конечной цели, отодвигает ее достижения на длительное время, может быть, даже на несколько лет, резко снижая эффективность обучения» [35, c. 99].

Творчество заставляет И.П. Волкова действовать и по принципу поэтапности. Это объясняется тем, что для того, чтобы ученик творил, ему надо подниматься на достаточно высокий уровень развития, который достигается, как правило, поэтапно. Поэтапно осуществляются не только отдельные элементы, но и весь педагогический процесс. «После определения узловых вопросов начинается, пожалуй, самая трудная часть деятельности учителя – подбор и проектирование практических заданий, работ, изделий: моделей, макетов, игрушек, кукол», - говорит И.П. Волков «Проектирование начинается с четкого определения цели», - отмечается в другом месте [35, c. 98]. «Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого» И.П. Волков считает следующим этапом организации ПП. После этого он предусматривает такие этапы, как закрепление, применение.

Для достижения творческого уровня знания, умения, навыки, черты характера должны последовательно, логично изучаться. То есть должна быть лестница последовательно связанных, постоянно усложняющихся элементов содержания ПП. И.П. Волков это понимает и старается добиваться этого в своей практической работе. «Задания, не связанные с уже имеющимися знаниями, с навыками работы инструментами, не только бесполезны, но вредны: могут привести к травме, вызвать стресс, внести разлад в уже полученные знания и навыки и создать хаос в уже имеющихся, но еще не закрепленных. Ребенка надо учить целенаправленно, целеустремленно и постепенно…», - пишет он [35, c. 18].

И.П. Волков поэтапно усложняет задания. «Все виды работ, предполагаемые современной школьной программой по труду и рисованию (работа с бумагой, лепка, работа с деревом, техническое моделирование и т.п.) мы выполняем, - пишет он. – Отличие заключается в следующем: 1) увеличено разнообразие и количество наименований работ; 2) повышена сложность работ» [35, c. 29-31]. Такая работа позволяет ему, как было сказано выше, досрочно усвоить материалы VI-VII классов уже в начальной школе.

Привлечение учащихся к творчеству помогает И.П. Волкову достаточно эффективно применять еще один путь реализации принципа поэтапности – «перенос, комбинирование известных способов деятельности в новые условия» для получения очередных знаний, умений, навыков. «Мы считаем, - писал он, - что творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т.д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применимы усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создан новый для ученика подход к решению (выполнению) задачи» [35, c. 15-16].

Наилучшему переносу известных знаний, умений, навыков благоприятно влияет разностороннее развитие ученика. Универсальная личность к новым условиям быстро адаптируется и совершенствуется, развивается в любой обстановке.

Творчество требует качественного усвоения содержания ПП. Поэтому И.П. Волков обращает внимание на закрепление учащимися пройденных материалов. А закрепление – еще один путь реализации принципа поэтапности. Закрепление учебного материала им добивается «принципом» «многократного повторения по-разному организованного изучаемого материала» [35, c. 18]. «Для прочного и осмысленного усвоения каждого изучаемого вопроса нужно 100-200-кратное повторение…на протяжении минимум полутора-двух лет, - пишет И.П. Волков [35, c. 116]. Он применяет различные «виды» повторения:

1) «включение пройденных вопросов в начало урока (10-20 минут) перед основной темой. («Так, урок начинается с устного счета. На это отводится 1-2 минуты. Затем даются на доске задачи на построение теней от различных фигур – это еще 7-10 минут. После решения их на доске ученики по своему выберут две из них зарисовывают (с доски) в своих тетрадях (4-5 минут), а затем уже идет основная тема урока») [35, c. 116];

2) повторение изученного материала в новых разнообразных вариантах… («…Чтобы избавиться от монотонности, надо ранее изученный материал повторять в новых разнообразных вариантах (новые задачи, изделия)» [35, c. 99];

3) повторение на более высоком уровне («Чтобы поддерживать постоянный интерес к работе, …мы чередуем виды работ, темы, изучаемый теоретический материал, периодически возвращаясь к ним на более высоком уровне») [35, c.115].

«Обучение надо построить так, чтобы максимально развить заложенные природой способности каждого ученика к определенным видам деятельности», - считает И.П. Волков [35]. Без этого, по его мнению, нет эффективного, плодотворного творчества. Речь идет о принципе индивидуализации педагогического процесса. Реализации его способствует выборность вида деятельности. В творческой комнате ученик занимается своим любимым делом [35, c. 78]. «Во внеклассное время любой ученик может выполнять работу уже в соответствии со своими интересами в творческой комнате», имеет возможность в любое время менять вид деятельности, т.е. искать и выявить свои природные способности. «Буквально с первых дней 1 класса ученики приучаются при единой для всех теме выполнять практические работы в своем оригинальном, неповторимом варианте (двух одинаковых работ не бывает)» [35, c. 103-104].

Успехи каждого ученика записываются в индивидуальных творческих дневниках и творческих книжках. «Двух одинаковых творческих дневников нет ни в одном классе. …Творческий дневник и творческая книжка …дают довольно полную характеристику интересов школьников, в частности, в самостоятельной и творческой деятельности. Это позволяет самому ученику трезво взглянуть на свои возможности при выборе профессии и увидеть эти возможности со стороны тех, кто будет принимать его на производстве или в специальное учебное заведение» [35, c. 122].

Стимулирование внеурочных занятий в творческой комнате, выбор вида деятельности, многократные повторения приводят и к индивидуализации темпа обучения.

Опыт И.П. Волкова достаточно интересен. Однако автор не смог теоретически обосновать его. Любовь к своей работе, оперирование творчеством позволили ему добиться хороших результатов. Воспитание учащихся творчеством привело к реализации принципов педагогического процесса. И.П. Волков, к сожалению, этих принципов не знал. Он добивался хороших результатов в основном не осознанно, стихийно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: