Педагогического процесса

Существует «философское учение – холизм, в основу которого положена идея целостности, мысль о том, что весь мир представляет собой единое целое и состоит из связанных друг с другом целостных, завершенных объектов. Образование целого, приобретение свойства целостности представляют собой главное направление прогресса с позиций философии холизма. В качестве вершины целостностей выступает человек как личность» [128].

Человек как личность формируется с помощью педагогического процесса. Только целостный педагогический процесс формирует целостную личность.

Педагогический процесс представляет собой систему. «Система не есть простая совокупность, сумма отдельных частей – знаний о фактах и законах. Система – это единая, целостная структура, логическое целое, в котором отдельные части – знания о фактах и законах – соединены между собой при помощи определенных, прежде всего, логических связей. Каждая часть в этом логическом целом занимает свое место, имеет свое значение, и отстутствие той или иной части приводит к нарушению этого целого» [71, с. 72]. «Обязательным признаком системы служит ее целостность», - пишет Л.В. Занков [58, с. 38-39].

Все это свидетельствует о существовании принципа целостности ПП.

Принцип целостности означает взаимосвязь, взаимообусловленность структурных компонентов педагогического процесса и соответствие их друг другу, образуя единое целое. Однако следует отметить такой парадокс, распространенный в педагогике: принцип целостности наименее изученный и самый нарушаемый принцип. Все попытки ученых и учителей обеспечить целостность педагогического процесса привели к обратным результатам – к разрушению его природной целостности. Доказательством этого грустного вывода могут быть следующие действия ученых:

- деление педагогического процесса на обучение и воспитание;

- деление обучения на традиционное и развивающее;

- деление воспитания на общественно-политическое; нравственное; патриотическое и интернациональное; трудовое; умственное; атеистическое; правовое; эстетическое; физическое и другие виды;

- выдвижение комплексного подхода к воспитанию – «то есть обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания» [114, с. 74].

- неправильное определение структуры педагогического процесса (некоторые выделяют 3, другие 5 или 7 элементов. А должно быть 10).

Ошибочное понимание сущности педагогического процесса, нарушение его целостности отрицательно сказывается на развитии педагогики, работах педагогов. Затрудняется решение целей педагогического процесса. Воспитанник не получает полноценную подготовку к жизни. В его мировоззрении, сознании, поведении имеются недостатки. Именно этим объясняется распространенность в нашей среде пьяниц, преступников, лентяев и прочих других нежелательных элементов. Следует отметить, что нарушение того или иного принципа педагогического процесса является главной, магистральной ошибкой, вызывающей много мелких, но не менее коварных ошибок.

Правильная реализация принципа целостности является одним из условий повышения качества и эффективности ПП. Он обеспечивает единство педагогического процесса и всего, что имеет отношение к нему в тот или иной момент. Реализация принципа целостности означает организацию педагогического процесса в полном соответствии с той закономерностью, которая содержится в нем.

Как обеспечить целостность ПП?

На формирование личности влияют буквально все: общество, школа, семья, улица, природа, история, обычаи, традиции, спортивные соревнования, погода, люди, телевидение, газеты-журналы, театр, литература и т.д. Действительно, педагогический процесс происходит везде и всегда. Каждый фактор влияет по своему, причем его характер влияния на каждого человека имеет свои особенности. Он может повлиять положительно, отрицательно. В целях максимального использования положительных возможностей этих многочисленных факторов и для минимизации отрицательного влияния их на личность возникает необходимость регулирования, координации их воздействия. Реализуя принцип целостности, мы как раз решаем эту задачу.

Педагогическое воздействие многочисленных факторов на человека можно делить на два вида: а) стихийное; б) организуемое. В первом случае человек без постановки цели, без особых усилий может приобретать знания, умения, навыки, черты характера, отношения, эмоции. Он даже не замечает, что стал объектом педагогического процесса, не знает, откуда появились у него кое-какие привычки, умения, черты характера. В зависимости от региона, традиций, обычаев, природы люди по психическим данным отличаются. Мы говорим «сибирский характер», «немецкая пунктуальность» и т.д. Все это свидетельствует о реальности стихийного ПП. Стихийный педагогический процесс играет огромную роль в формировании личности. Отдельные люди, не обучаясь в школах, достигают больших успехов в жизни, завершают великие дела.

Организованное педагогическое воздействие – это преднамеренное, целенаправленное формирование у человека желаемых, нужных знаний, умений, черт характера, отношений, эмоций. Оно может осуществляться в учебных заведениях, в семье, в театрах, у экранов телевизоров и т.д. Организованный педагогический процесс от стихийного отличается тем, что он имеет цель и организуется людьми.

Принцип целостности требует объединения стихийного и организуемого педагогических процессов, добиться целостного положительного воздействия всех факторов на личность с целью формирования нужных, полезных обществу людей. К сожалению, на этом пути имеются некоторые трудности как теоретического, так и практического характера. Прежде всего, они вытекают из-за неправильного понимания и объяснения воспитания. К сожалению, из этого понятия учеными исключается стихийность. Стихийное воспитание, по их мнению, не является воспитанием. Приведем фрагмент из распространенного по всему СНГ, регулярно переиздаваемого учебника «Педагогика» И.Ф. Харламова: «К.Д. Ушинский писал, что в отличие от средовых и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педагогический процесс.…Суть дела, однако, состоит в том, что воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную педагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийными влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего развития» [212, с. 79].

Такое объяснение приводит к недооценке стихийного педагогического процесса, к противопоставлению его с организованным, не служит реализации принципа целостности.

Для обеспечения единства стихийного и организованного педагогических процессов необходимо принять ряд мер в работе с воспитанниками. В первую очередь необходимо научить ребенка «управлять» стихийным педагогическим процессом. Для этого надо формировать у него умение отличать хорошее от плохого. С малых лет вооружать его желанием стать хорошим человеком. При успешном решении этих двух задач ребенок не будет воспринимать влияние отрицательных факторов. У него появится иммунитет к ним. А положительное влияние им будет восприниматься с жадностью. В случае неожиданного появления в характере отрицательных симптомов он, критически оценивая это (потому что он хочет быть хорошим человеком), избавиться от них. Такой воспитанник целеустремленно работает над улучшением своего характера, стремиться к совершенству. В нем будет, таким образом, оптимально сочетаться стихийность и организованность ПП, что приводит к обеспечению его целостности. Он превращается из объекта в субъект, что нужно для реализации данного принципа.

В обеспечении целостности стихийного и организованного педагогических процессов, конечно, большая роль принадлежит педагогам. Чем эффективнее он организует педагогический процесс, тем сильнее будет воздействие окружающей среды на воспитанника. Для направления стихийного педагогического процесса на правильное русло он может принять ряд мер. Например, содержание организованного педагогического процесса максимально приблизить к жизни. Для этого часто анализировать жизненные ситуации, давать задания по изучению особенностей воздействия природы, друзей, улицы, семьи, окружающей среды на их характер, на характер знакомых, друзей и т.д. Почаще организовать экскурсии, во время которых научить детей восхищаться окружающим миром, увидеть, почувствовать красоту.

В то же время педагог должен принять меры для педагогизации окружающей среды: населенного пункта, двора, семьи и т.д. «Создание культурообразующей и природосообразной образовательной среды, благоприятствующей развитию личности» [1] является важной задачей. Для этого он повышает педагогическую культуру родителей, работает с неблагополучными семьями, взаимодействует общественными организациями, привлекает учащихся к экологическому движению, организует субботники, акции против наркомании, пьянства и т.д. Все это в какой-то степени будет способствовать педагогизации окружающей среды и реализации принципа целостности. «Возможности воспитания растут тем более, чем более оно охватывает жизнь ребенка в целом», - писал известный психолог Г.С. Костюк [84, с. 148].

Для реализации принципа целостности необходимо обеспечить единство структурных компонентов ПП: цели, объекта, субъекта, содержания, методов, средств, форм, принципов, результата, движущих сил. Без этого педагогический процесс не произойдет. Следует отметить, что некоторые компоненты иногда могут отсутствовать. Например, во время стихийного педагогического процесса цели, движущей силы, субъекта не бывает. Остальные компоненты должны присутствовать всегда. Если не будет одного из них, то ПП не возникает. Возьмем результат. Когда, например, учитель в течение 45 минут объяснял детям тему, но при этом никто ее не понял, значит, отсутствует результат. Следовательно, не было и педагогического процесса. А что было? Ведь учитель объяснял, показывал, требовал, оценивал и т.д. Была педагогическая деятельность. Однако педагогическая деятельность и педагогический процесс – нетождественные понятия. Педагогическая деятельность должна вызывать педагогический процесс. В том случае она становится его средством. В нашем примере она не стала средством, потому что педагогический процесс не возник. Такую ситуацию можно сравнить с деятельностью шофера. Шофер крутит рукоятку, то есть работает, однако двигатель почему-то не заводится. Педагог работает, педагогический процесс (двигатель) не возникает. Деятельность педагога явилась пустым времяпровождением.

Теперь ответим на вопрос: как привести в соответствие другу другу всех компонентов ПП?

Как известно, педагогический процесс постоянно обновляется. Он всегда новый... Постоянно обновляется, например, цель. Целей много. Как выбрать соответствующую цель? Просто так с воздуха ее не возьмешь. Ее надо выбрать исходя из объекта педагогического процесса, с учетом того, на что он способен и что должен усвоить. Принцип целостности требует такого подхода. Определяемая с учетом особенностей объекта, цель существует временно. Скоро она умрет, превратившись в результат. Такое обстоятельство означает, что педагогический процесс организован правильно, принцип целостности реализуется. Однако сфера действия данного принципа этим не ограничивается. Цель в результат не превращается, если остальные компоненты: содержание, формы, средства, методы, движущие силы не соответствуют ей и друг другу. Например, цель – формирование у учащихся знаний об именительном падеже требует, прежде всего, соответствующего содержания. А содержание в свою очередь требует соответствующих средств: слов в именительном падеже, дидактических карточек, текстов о нем. Требуется всем этим вышеназванным компонентам соответствующая форма. Из множества форм выбираешь ее по определенным правилам, вытекающим из принципа целостности. Например, в изучении именительного падежа, наверное, лекция не применяется: слишком конкретная, необъемная тема. Семинар тоже не подходит. Влияют и возрастные особенности объектов ПП. Если это учащиеся младших классов, то вышеназванные формы нельзя применять, так как у них пока еще нет усидчивости, не развито абстрактное мышление. Для изучения именительного падежа самая подходящая форма, наверное, собеседование. Методы и остальные компоненты ПП выбираются также с учетом многочисленных обстоятельств. Они также должны соответствовать друг другу. Хорошо, что есть выбор: каждый компонент имеет много вариантов, как будто они специально созданы для реализации принципа целостности. Это говорит о том, что природа не только создает закономерности, но и представляет нам условия для их реализации.

Выбор того или иного компонента, приведение их в соответствие друг другу осуществляется по-разному. Иногда это делается легко по ситуации, а в другой раз путем проб и ошибок. Благо педагогический процесс вариативен. Для реализации одной и той цели можно использовать ПП в разных вариантах. Причем искать до тех пор, пока не найдется вариант, приведший к реализации цели.

Таким образом, принцип целостности обеспечивает горизонтальное единство ПП – единство всех его компонентов. После превращения цели в результат, принцип целостности совместно с другими принципами (поэтапности, индивидуализации, развития, саморегулируемости) требует постановки новой цели. В нашем случае она – формирование у учащихся знаний, умений, навыков о родительном падеже. И опять начинается приведение всех элементов в соответствии новой цели. После изучения всех падежей у учащихся возникает целостное образование о них. Затем снова обновляется цель. Так бесконечно. При нарушении принципа целостности такая непрерывность в педагогическом процессе не обеспечивается. Процесс или топтается на месте, или вообще разрушается, следствие чего развитие объекта прекращается. К сожалению, нарушение данного принципа на практике встречается довольно часто. В реализации его допускаются серьезные ошибки:

- из-за незнания структуры педагогического процесса не обеспечивается единство и соответствие всех его компонентов;

- используются готовые «поурочные планы», опубликованные в так называемых научно-методических журналах – печатных органах Министерства образования и науки;

- полноценное усвоение содержания путем повторения всего педагогического процесса не добивается;

- педагогический процесс осуществляется по частям из-за необоснованного деления его на обучение, воспитание, трудовое воспитание и т.д.

Для реализации принципа целостности требуется обеспечение также единства внутри отдельных компонентов педагогического процесса. Возьмем цель. Как известно, мы выделяем три цели: общую, конкретную, промежуточную. Все они определяются, существуют, реализуются во взаимосвязи. Общая цель – формирование развивающейся личности является системообразующей: конкретная и промежуточная цели должны вытекать из нее. Конкретная цель конкретизирует общую цель. Например, такие цели, как формирование развивающейся личности врача; подростка; военнослужащего и т.д. Промежуточная цель (цели отдельных мероприятий, уроков, учебных недель и т.д.) детализируют конкретные цели). Эти цели образуют единую систему целей педагогического процесса. При этом общая цель остается неизменной до последней минуты жизни человека, а конкретные и особенно промежуточные, постоянно реализуясь, умирают и обновляются. И самое интересное то, что промежуточные цели, реализуясь, приводят к реализации конкретной цели, а конкретная цель – к реализации общей цели, чего требует принцип целостности.

Нереальные цели не способствуют целостности данного компонента ПП. К сожалению, такое наблюдается нередко. Например, ученые и учителя до сих пор выделяют и «реализуют» цели не существующих в природе видов воспитания: трудового; нравственного, полового и т.д. (об этом написано в § 2, глава II).

Для успешной реализации принципа целостности требуется и координация целей предметников, воспитателей, родителей и других субъектов педагогического процесса, осуществляющих воспитательную работу с одними и теми же воспитанниками. Для обеспечения этой координации необходимо:

- постоянное изучение воспитанника, на основе полученных данных непрерывно обновлять цели каждым субъектом;

- создавать условия для проявления процесса развития воспитанника: его плюсы и минусы;

- активизировать деятельность классного руководителя с предметниками, родителями, помогать им согласовывать цели работы каждого из них;

- усилить межпредметную связь, координировать цели всех учебных предметов, не допускать их необоснованного повторения и т.д.

Принцип целостности требует целостности содержания. Это означает:

- недопустимость деления его на содержания: а) образования; б) воспитания;

- обеспечение единства так называемых учебной и внеучебной работы;

- осуществление межпредметной связи;

- обеспечение взаимосвязи отдельных элементов содержания: знаний, умений, навыков, отношений, эмоций, черт характера;

- достижение внутреннего единства отдельного элемента содержания педагогического процесса и т.д.

Ученые содержание педагогического процесса делят на а) содержание воспитания; б) содержание образования. Это они объясняют тем, что есть воспитание и обучение, необоснованность которого нами доказывается с первых же страниц данной книги. Однако почему-то они вместо «содержание обучения» употребляют «содержание образования», что само является дополнительным доказательством отсутствия обучения в природе.

К содержанию образования эти ученые относят знания, умения, навыки, а к содержанию воспитания - черты характера, тем самым нарушают принцип целостности. Все, что перечислено, составляет содержание одного – педагогического процесса.

Обеспечение единства учебной и внеучебной работы также приводит к реализации принципа целостности. Ученик в учебном заведении находится временно, но воспитывается везде. О целостности организуемого и стихийного ПП выше говорилось. Здесь только добавим, что существует организованная внеучебная работа (внеклассная работа). К ним, например, относятся выполнение учащимися домашних заданий, участие во внеклассных мероприятиях, посещение кружков, секций, выполнение общественных поручений. Принцип целостности требует, что учебная и внеучебная (классная и внеклассная) работы не противоречили, а, наоборот, дополняли, расширяли, углубляли, закрепляли друг друга. Для этого необходимо согласовать планы работ, стимулировать внеучебную познавательную работу учащихся. Пассивность в этом деле может привести к нарушению принципа целостности и тем самым замедлять развитие воспитанника.

Реализацией принципа целостности является и обеспечение взаимосвязи учебных дисциплин. «Межпредметные связи – это использование знаний одного предмета при изучении другого. …Однако проблема межпредметной связи не должна ограничиваться только сказанным. Речь должна идти о единстве основных научных идей, отражающих единство мира и составляющих фундамент диалектико-материалистического мировоззрения, о единстве процесса общего развития школьников, о формировании средствами разных предметов способности самостоятельного творческого мышления» [71, с. 76].

Межпредметная связь, как один из путей реализации принципа целостности, должна осуществляться уже на этапе построения государственных образовательных стандартов, учебных планов, программ, тематических планов, поурочных конспектов.

Однако это важное требование выполняется не всегда. «Анализ программ различных учебных предметов показал, что имеются серьезные несоответствия в построении программ. Например, школьники проходят биологию, когда у них еще отсутствуют знания по химии, необходимые для понимания биологических процессов [58, с. 38].

Наблюдается и «паталогическая» межпредметная связь. Например, в башкирской общеобразовательной школе с 1 по 9 классы (было до 11 класса) изучается предмет «Уроки жизни», представляющий собой винегрет, образованный из тем других многочисленных школьных дисциплин (истории, музыки, физкультуры, родного языка, литературы, географии, химии и т.д.).

Такие предметы приводят к нарушению принципа целостности и снижают качество педагогического процесса по всем другим дисциплинам [184, с. 107-114, с. 93- 101].

Для эффективного обеспечения межпредметной связи необходимо в учебном заведении создать специальную компетентную комиссию, координирующую синхронность и целостность всех дисциплин, изучаемых с 1 по 11классы. Однако согласованное содержание само по себе не обеспечит межпредметную связь. Ее реализуют педагоги. Многое зависит от классного руководителя. Он должен руководить согласованием тематических планов в целях достижения медпредметной связи, организовать коллективное обсуждение предметниками этого вопроса. Большая роль в этом деле принадлежит заместителю директора по учебной работе. Он координируют эту работу в масштабе всей школы.

Межпредметная связь позволяет целостно воспринимать мир, избегать необоснованных повторений, сэкономить материальные затраты.

Принцип целостности предусматривает обеспечение единства и между отдельными элементами содержания педагогического процесса. Речь идет о знаниях, умениях, навыках, эмоциях, чертах характера, отношениях. Без их единства невозможно формировать полноценных людей.

Для обеспечения единства этих элементов содержания целесообразно осуществлять следующие меры:

- в учебных программах, учебниках, тематических и других планах предусмотреть оптимальное отражение знаний, умений, навыков, черт характера, отношений, эмоций;

- повысить эмоциональность педагогического процесса;

- активизировать общественную и практическую деятельность учащихся;

- при контроле и оценке качества усвоения содержания учитывать не только знания, но и умения, навыки, отношения, эмоции, черты характера;

- всеми средствами стимулировать творчество учащихся и т.д.

Принцип целостности требует единства и внутри отдельного элемента содержания ПП. Каждый понимает, что для того, чтобы научиться читать, надо знать все буквы. Для усвоения новой темы надо уметь: слушать, записывать, запоминать, конспектировать и т.д. Для того чтобы грамотно писать требуется усвоение всех правил правописания. Для того чтобы хорошо водить машину, надо знать правила уличного движения. Патриотом своей Родины станешь только тогда, когда в характере будут такие черты, как храбрость, самоотверженность, смелость, ответственность и т.д.

Единство внутри отдельного элемента содержания достигается тогда, когда тот или иной элемент, например, какое-то знание, формируется в системе. Проиллюстрируем эту мысль на примере. Изучение именительного падежа должна осуществляться на фоне других падежей, а падежи – в рамках других свойств имен существительных. Единство обеспечивается и путем качественного усвоения содержания, т.е. отсутствия пробелов.

Таковы некоторые аспекты практической реализации принципа целостности содержания педагогического процесса.

Принцип целостности предъявляет определенные требования и к объекту ПП. Например, зрелость объекта к усвоению определенного содержания педагогического процесса предполагает: а) наличие физиолого-биологических данных (здоровье, рост, вес и т.д.); б) сформированность эмоционально-волевой сферы; в) соответствующий интеллектуальный уровень; г) социальный уровень и т.д. Только единство и достаточность всего этого позволяет успешно усваивать постоянно усложняющее содержание ПП.

Не только объект, но и субъект должен быть готовым к эффективной организации педагогического процесса. Его профессиональная компетентность означает единство знаний, умений, навыков, черт характера, отношений, эмоций, необходимых для организации ПП. Мастерство субъекта формируется в вузах, в системе повышения квалификации и во время самообразования.

Движущих сил педагогического процесса, как известно, достаточно много. Они тоже подчиняются принципу целостности. Это означает, что надо добиваться их взаимосвязи, целостности, заменяемости. Например, если человек занимается педагогическим процессом только из-за страха, то его развитие будет неполноценным. Как только исчезнет фактор, вызывающий страх, он прекратит или замедлит учение. Любопытство также не обеспечивает плодотворное занятие, так как оно является недолговечным и поверхностным, ученика с такой движущей силой глубина проблемы не интересует. Любопытство, как и страх, может при определенных условиях исчезнуть. Интерес - достаточно сильная движущая сила. Однако тоже не из самых. Желание, особенно стремление, делают познание постоянным, крепким, долговечным.

Зная эти особенности движущих сил педагогического процесса, можно эффективно реализовывать принцип целостности в формировании их. Для этого на первом этапе можно вызвать страх (например, с помощью устрашения), со временем добиваясь замены его любопытством. А затем, сознательно и умело управляя педагогическим процессом, заменить его интересом, желанием, стремлением. Такая последовательность может происходить часто.

Целостность форм педагогического процесса обеспечивается: а) уместным выбором и умелым применением той или иной формы; б) оптимальным сочетанием их при изучении отдельного конкретного содержания. Об этом достаточно подробно было написано в главе VIII.

Методы педагогического процесса могут применяться одновременно. Например, во время лекции ученик в одно и то же время применяет методы слухового, зрительного восприятия, анализа, синтеза, сравнения, записи и т.д. Поэтому обеспечение оптимальной сочетаемости комплекса методов при изучении той или иной темы является одним аспектом реализации принципа целостности. При этом надо знать, что некоторые методы, например, такие, как поощрение, наказание по отношению к тому и одному же воспитаннику одновременно не могут применяться.

Как известно, каждый метод имеет свои особенности, возможности, назначение. Метод сравнения, например, позволяет усвоить отличительные и сходные свойства предметов, явлений; метод анализа – выявить существенные признаки; метод требования учить выполнять установленные правила, нормы и т.д. Поэтому постоянное применение одного и того же метода, не сочетая его с другими, приводит к одностороннему развитию личности. Принцип целостности требует применения методов в системе, так как только их разнообразие способствует формированию разносторонней личности, обеспечивает целостное восприятие изучаемого предмета. Принцип целостности не допускает деления методов на методы: а) обучения; б) воспитания; в) педагогического процесса; г) трудового; д) интернационального воспитания и т.д.

Средства педагогического процесса тоже подчиняются рассматриваемому принципу. Методика выбора и применения их должна осуществляться на его основе. Это, в первую очередь означает, что надо разнообразить применяемые средства. Нарушение этого требования может отрицательно сказываться на развитии воспитанника. Например, если всегда применять учебник, то ученик привыкнет получать знания только из книг. У него будет отсутствовать опыт использования других источников: природы, интернета, общения и др.

Принцип целостности означает своевременный и обоснованный отказ от применения некоторых средств. Если каждый раз и без особой необходимости, например, применять наглядные пособия, то абстрактное, теоретическое мышление, воображение у воспитанника не будут развиваться.

Принцип целостности подчиняет себе и другие принципы. Между принципами: индивидуализации, поэтапности, саморегулируемости, развития, целостности четкой границы нет. Правильная реализация одного из них способствует реализации других принципов. Игнорирование одного из них приводит к нарушению всех остальных. В этом также проявляется действие принципа целостности.

Результат является финишным компонентом педагогического процесса. В случае правильного выбора и применения предыдущих компонентов на основе принципа целостности, то и результат будет целостным. Результат является показателем правильной реализации всех принципов, в том числе целостности. Общий результат педагогического процесса – это сформированная развивающая личность. У нее должно быть все для достижения духовных и материальных благ. Если в ее характере, сознании, мировоззрении, во взглядах, убеждениях имеются проблемы, она будет сталкиваться с трудностями в жизни. К сожалению, такие случаи встречаются, что свидетельствует о нарушении принципа целостности в организации педагогического процесса.

В заключении предлагаем некоторые методические рекомендации по эффективной реализации принципа целостности.

Методические рекомендации по эффективной реализации

принципа целостности

- продолжайте педагогический процесс до получения результата;

- добивайтесь правильной реализации всех принципов в комплексе;

- добивайтесь единства всех элементов содержания педагогического процесса;

- регулярно проверьте себестоимость результата: получение высокого результата с наименьшими затратами является показателем правильной реализации принципов;

- обеспечьте единство промежуточного, конкретного и общего результатов;

- вызывайте у воспитанника качественные движущие силы: они способствуют единства классной и самостоятельной работы;

- учитывайте все факторы, влияющие на формирование личности;

- обеспечьте единство внеучебной и учебной работы;

- добивайтесь единства структурных компонентов педагогического процесса и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: