Конспект педагогического процесса

В нашей науке и практике употребляются термины «план-проспект», «план урока», «поурочный план». Однако правильным было бы назвать его «конспектом педагогического процесса». Конспект – это средство, содержащее в себе подробный проект организации педагогического процесса по реализации конкретной промежуточной цели.

Отношение педагогической науки к конспекту характеризуется следующими особенностями.

1. Требуется обязательное наличие письменного конспекта. Даже существует негласный закон: если нет конспекта, то учителю запрещается вести «урок». Этот «закон» существует довольно давно. Помню случай. В 1971 году в Кинзикеевской 8-летней школе Ишимбайского района Республики Башкортостан меня, начинающего учителя, временно назначили заместителем директора по учебной работе. Я, желая войти в роль, решил проверить конспекты учителей. Попросил самого опытного педагога, пенсионера показать конспект. Не оказалось. Я не разрешил ему провести занятие. С тех пор прошел 41 год. Его уже нет в живых. А я до сих пор чувствую перед ним виноватым. Ведь он хорошо знал свой предмет, учащихся, не первый раз проводил занятие по этой теме. Если у него не было письменного «поурочного плана», это не означало, что он работал без плана. Он имел его в устном виде.

Требование обязательного письменного конспекта создает перегрузку для учителя. Если он, например, в неделю ведет 20 уроков и по каждому из них составляет конспект из трех страниц, то получается всего 60 страниц. Целая книга! А ведь многие учителя не пользуются этими конспектами. Они их пишут для завуча, для других проверяющих. Вот где одна из причин формализма?!

2. Конспект урока составляется по неправильной схеме. Его структура, как правило, состоит из следующих элементов:

Тема;

Цели;

Оборудование;

Ход урока:

- организационный момент;

- проверка домашнего задания;

- изучение новой темы;

- закрепление;

- обобщение;

- задание на дом.

Такая схема, по мнению ученых, соответствует структуре урока (урок в этом случае ими употребляется в значении «педагогический процесс», хотя на самом деле является средством – единицей измерения продолжительности ПП). Однако структура педагогического процесса, как показывают наши исследования [185], не состоит из этих элементов. Поэтому составление конспекта по этой схеме является ненаучной.

3. В конспекте указываются три цели: образовательная, воспитательная, развивающая. Такое требование вытекает из распространенного в нашей педагогике мнения о трех функциях обучения. «Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности…

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области…

Процесс обучения носит также и воспитывающий характер… Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир. Способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение», - говорится в учебнике «Педагогика». [152, с. 148-152].

Однако выделение трех целей урока является необоснованным. Потому что нет вышеназванных трех функций.

1. «Формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности» (образовательная функция) автоматически «приводит к развитию речи, мышления, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области» (развивающая функция). Раз так, зачем выделять развивающую функцию обучения? Ведь она уже содержится в образовательной функции.

2. Если «в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые…, также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение» - все, что в нашей науке считается прерогативой (функцией) воспитания, то, значит, обучение и воспитание – одно и то же явление, т.е. тождественные понятия. Следовательно, нет «воспитательной функции». Воспитательная функция, как и развивающая, находится в образовательной функции.

Таким образом, получается, что обучение имеет одну функцию - образовательную. Значит, обучение образует (создает, формирует) знания, умения, навыки, отношения, черты характера, эмоции. Многозначность слова «образование», неправильное понимание его на современном этапе требует использования вместо слова «образует» слова «формирует». В термине «образовательная функция обучения» даже нет необходимости.

Такие рассуждения говорят о том, что в конспекте педагогического процесса указывать три цели: образовательную, развивающую, воспитательную необязательно.

А каким же должен быть конспект?

Разработанная нами педагогическая теория позволяет правильно ответить на этот вопрос.

1. По традиции в конспекте «урока» сначала указывается тема, т.е. содержание ПП. Это уже вошло в кровь всего учительства. Однако мы другого мнения. На первом месте должна быть цель. Попробуем доказать это. Тему мы изучаем для того, чтобы реализовать цель - формировать личность. Следовательно, цель имеет первостепенное значение. Содержание ей помогает. Оно должно подчиняться цели (а у нас, наоборот, цель подчиняется содержанию). Поэтому цель в конспекте надо ставить на первое место [184, С. 175-180]. Исходя из нее, выбирать или корректировать содержание.

2. По нашей теории цели ПП бывают: а) общей (формирование развивающей личности); б) конкретной (формирование развивающей личности башкира, спортсмена, подростка, юноши и т.д.); в) промежуточной (формирование знаний о глаголе, умений анализировать произведений искусства, интереса к учению и т.д.).

В конспекте «урока», как правило, указываются промежуточные цели. Они реализуются на фоне конкретной и общей целей педагогического процесса. Характер и количество их зависят от реальной ситуации.

3. В конспекте «урока» учителей, как правило, имеется раздел «Оборудование». В нем перечисляются предметы, использованные в ПП. Однако «оборудование» - термин «непедагогический». И в структуре педагогического процесса такого компонента нет. Поэтому вместо него целесообразно использовать другой термин – «средства».

4. В конспекте урока используется слово «тема». Однако «тема» - неудачное понятие. Потому что она означает только знание. А ведь дети кроме знаний усваивают и умения, навыки, черты характера, отношения, эмоции. Поэтому вместо темы целесообразно использовать слово «содержание». Оно шире темы и включает в себя все выше названные элементы.

6. В конспекте, к сожалению, учителями указываются не все структурные компоненты педагогического процесса. Это неправильно. Надо указывать и объект, и субъект, и средства, и формы, и методы, типы, движущие силы, предполагаемый результат… - все 10 элементов.

6. Из всех этих элементов конструируется педагогический процесс – примерный его сценарий. Так, конспект по изучению темы «Имя существительное», например, может выглядеть следующим образом:

Объект: учащиеся 5 класса.

Субъект: учитель.

Цели:

общая – формирование развивающей личности;

конкретная – формирование филологической грамотности.

промежуточная:

а) развитие речи учащихся;

б) вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками о частях речи;

в) формирование у них уважительного отношения к языку и т.д.

Содержание: а) русский язык; б) части речи; в) имя существительное; г) умение различать имя существительное от других частей речи; д) речевые умения; ж) любовь к языку и т.д.

Формы: собеседование, лекция, диспут и т.д.

Методы: показ, беседа, сравнение, контраст, слуховое и зрительное восприятие и т.д.

Средства: дидактические карточки, учебник, текст, упражнения, таблица, критерии, урок, диктофон и т.д.

Тип: Индивидуально-коллективный.

Движущая сила: желание усвоить тему, овладеть соответствующими умениями, навыками, чертами характера и т.д.

Результат: сформированность соответствующих знаний, умений, навыков, отношений, черт характера и т.д.

Принцип поэтапности, как правило, помогает определить вертикальный каркас, последовательность логичность ПП. Поэтому педагогический процесс проектируется по этапам.

На первом этапе, как правило, осуществляется психологическая и практическая подготовка учащихся к работе по изучению темы. В конспекте могут быть указаны пути, детали осуществления этого процесса.

Второй этап в конспекте отражается в виде расшифровки деятельности учителя и учащихся по усвоению темы. Обеспечивается связь новой темы с пройденными темами и темами, которые предстоит изучать на следующих занятиях и т.д.

На третьем этапе педагогического процесса планируются действия, способствующие закреплению, обогащению знаний, умений, навыков и других элементов содержания. Учащиеся могут решать практические задания, читать по учебнику, задавать вопросы педагогу и т.д.

Четвертый этап может состоять из обобщений рассмотренной темы, оценки труда учащихся, получением заданий на следующие занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: