В.В. Мясищев выделил невротические конфликты по их происхождению (учитывая внутренние механизмы их развития). Фактически он разрабатывал учение о психологическом конфликте. Конфликт уходит своими корнями в ту или иную форму невроза:
· истерический;
· психастенический;
· неврастенический [22].
Суть истерического определяется завышенными претензиями личности, всегда сочетающаяся с игнорированием объективных условий и требований окружающей среды и людей. Идет повышение требовательности к окружающим с понижением требовательности к себе. Отсутствие критичности связано с условиями воспитания. Неправильное воспитание приводит к нарушению тормозимости своих желаний и потребностей. Это приводит к возникновению конфликта между социальными нормами поведения и собственными желаниями.
В основе психастенического невроза лежит конфликт между собственными внутренними потребностями и тенденциями. Например, конфликт между желанием и долгом; между различными частями его «Я». Именно на фоне такого конфликта возникают фобии. К возникновению этого конфликта приводят противоречивые, завышенные требования к ребенку.
|
|
Неврастенический невроз определяется конфликтом между возможностями личности с одной стороны, и завышенными требованиями, с другой, т.е. между уровнем притязаний и возможностями. Формируется, если у ребенка постоянно стимулируется стремление к успеху, самоутверждению без реального учета сил.
Травмирующим фактором в определенных условиях может оказаться любой объект.
Нужно учитывать культурный и интеллектуальный контексты.
По степени выраженности психологические травмы можно разделить следующим образом:
1. Массивные, катастрофические, неожиданные, потрясающие, острые, одноплановые.
Они могут быть как сверхактуальные для личности, так и неактуальные для нее (природные катастрофы).
2. Ситуационные, острые, подострые, неожиданные, многопланово вовлекающие личность, связанные с утратой социального престижа и ущербом для самоутверждения.
3. Ситуационные пролонгированные. Например, ситуация лишения чего-либо или изобилия. Может осознаваться человеком, а может и нет.
4. Ситуационные пролонгированные, связанные с психическим перенапряжением, истощением. Может вызываться ситуацией или завышенным уровнем притязаний.
То, что является психотравмой для одного, для другого ею может не быть.
Существует ряд классификаций, где выделяются ведущие свойства характера и их связь с психотравмирующими обстоятельствами и проявления в клинических синдромах.
Ведущие свойства характера | Клинические синдромы | Психотравмирующие обстоятельства | |
Сензитивность | Неврастенический, астенический, психопатический, аутичный. | Ситуации перенапряжения, истощения, сложившиеся стереотипы. | |
Тревожная мнительность | Психоастенический | Ситуации, нарушающие стереотип - ситуации неопределенности | |
Истероидность | Истерический | Ситуации, которые отрицают эгоцентричность, стереотип ущемления эго. | |
Ригидность (косность) | Эпилептоидный, параноический | Ситуации, отрицающие бескомпромиссность, привычность. | |
Ведущие свойства характера | Формулировка проблемы | Психотравмирующие обстоятельства | |
Сензитивность | Не могу справиться, устал, никого не хочу видеть | Ситуации перенапряжения, истощения. | |
Тревожность | Не могу решиться, беспокоюсь. | Ситуации, которые нарушают стереотип | |
Истероидность | Мне все надоели, достали, меня никто не любит | Отрицание стойких стереотипов | |
Ригидность | Я им покажу, меня преследуют | Отрицание бескомпромиссности |
|
|