Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии

Открытие переноса (трансфера) – одно из фундаментальных достижений психоанализа. Возможность переноса в консультировании и психотерапии в настоящее время в большей или меньшей мере признают представители почти всех теоретических ориентаций. Данный психологический феномен присутствует в любых межличностных отношениях, однако, в консультативном контакте он намного интенсивнее вследствие природы самого контакта.

Кочюнас Р. считает, что возможны два основных определения трансфера. Согласно классическому психоаналитичсекому определению, трансфер – это оживление комплекса Эдипа в терапевтической ситуации. Реакция на терапевта такова, словно он – участник ранних эдиповых отношений клиента, т.е. представляет собой отца или мать. Если определить трансфер в эдиповом контексте, то надо обязательно придерживаться психоаналитической ориентации. Если считать перенос универсальным феноменом консультативного контакта, его можно определить как повторение в отношениях с консультантом чувств и установок, привычных в прошлом со значимыми людьми (прежде всего – родителями) [8; 12; 15; 31].

В консультировании и психотерапии переносу свойственны такие черты:

1. Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете, т.е. приписывает ему черты, свойственные другим людям в других обстоятельствах и времени. Психологу важно отличать реалистические реакции от реакций переноса.

2. Перенос бывает положительным и отрицательным. Положительный перенос основывается на зависимости клиента от идеализированного образа отца, любящего и опекающего, вызывающего чувство защищенности и потребность в творческом самовыражении. Например, клиент, которому в детстве недоставало любви, склонен видеть в консультанте человека более сильного и любящего, чем тот есть на самом деле.

Отрицательный перенос основывается на испытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности.

В консультативном процессе перенос должен стать предметом исследования клиента и психолога.

3. Возникновению переноса содействуют нейтральность и неопределенность консультанта. Имеется в виду, что консультант беспристрастен и не навязывает клиенту своих ценностей. Нельзя путать это состояние с равнодушием и дефицитом заботливости.

Неопределенность означает сокрытие от клиента своих чувств, установок, событий жизни.

4. Перенос – бессознательный процесс. Чувства клиента по отношению к консультанту могут быть сознательными, но сам факт, что они привнесены из других, более ранних отношений, не осознается.

5. Перенос чаще возникает в сферах, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями.

Работа с переносом будет эффективной, если клиент готов к этому. При искаженном восприятии реальности, при нехватке времени для работы с переносом, при отсутствии рабочего альянса с клиентом, при ослаблении механизмов психологической защиты у клиента не следует углубляться в анализ переноса. Встречаются пять видов переноса: клиент может воспринимать консультанта: 1) как идеал; 2) как провидца; 3) как воспитателя; 4) как источник фрустрации или 5) как «пустое место» [8].

Независимо от зрелости личности консультанта, он как человек непременно имеет неразрешенные внутренние конфликты. Поэтому болезненные темы, которые затрагивает клиент, порождают контрперенос.

Различают широкое определение контрпереноса: под контрпереносом понимают все эмоциональные реакции консультанта на клиента. Классическое определение контрпереноса – ответная реакция консультанта на перенос клиента. Промежуточное определение: контрперенос трактуется как проецирование консультантом своих проблем на представленный клиентом материал, как связанный с переносом, так и не связанный с ним [1; 2; 12; 19; 25; 26; 33].

Основной причиной контрпереноса является недостаточная осознанность консультантом собственных проблем и недостаточная личностная зрелость [31; 15].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: