Стадии консультативного процесса

Иногда консультирование длится довольно долго, а иногда человеку можно оказать помощь за относительно короткий период времени. По мере развития теорапевтических отношений нередко можно наблюдать за тем, как они проходят определенные стадии.

1. Начало работы.

2. Вводная беседа.

3. Определение имеющихся проблем.

4. Совладение с эмоциями.

5. Определение возможных решений.

6. Согласование плана действий.

7. Реализация плана [4].

Начало работы.

На данном этапе консультант и клиент встречаются и начинают знакомиться друг с другом. Зачастую оказывается, что клиент нервничает и не знает, о чем говорить. На этой стадии отношений обычно полезно, чтобы консультант сыграл доминирующую роль и помог клиенту успокоиться, расслабиться и сконцентрировать внимание на том, почему он сюда пришел. Хорошо, если на этой стадии консультант решит вместе со своим клиентом следующие вопросы:

· частота, с которой они будут встречаться;

· время встреч;

· время завершения отношений;

· вопрос конфиденциальности разговоров.

Также будет уместно обратить внимание клиента на то, что говорить можно о чем угодно, тем самым создав предпосылки для беседы на действительно интересующую клиента тему.

Вводная беседа.

Большинство людей обращаются к консультанту с весьма смутными представлениями об истинной цели предполагаемой беседы. Многие начинают с общего рассказа о своей жизни и после этого переходят к каким-то деталям. Складывается впечатление, что люди не знают о том, что их беспокоит, до тех пор пока они не начинают говорить. Психолог должен оказать поддержку клиенту. Полезно использовать общие, открытые вопросы.

· Не могли бы вы рассказать немного о своей работе в настоящее время?

· Не могли бы вы рассказать немного об имеющемся у вас образовании?

· Как вам удалось продвинуться в этом деле так далеко?

· Как складываются ваши семейные отношения?

Эти вопросы дают клиенту возможность разговориться и часто служат доказательством правомочности следующего высказывания: «Я не знаю, что я думаю и чувствую, до тех пор пока не услышу собственные слова».

Определение имеющихся проблем.

В какой-то момент, во время этой начальной фазы разговора, начинают проявляться «реальные» проблемы. Иногда такие проблемы могут быть вынесены на поверхность «фасилитативными» вопросами консультанта, побуждающими клиента более подробно раскрыть ту или иную тему. В качестве примера можно привести следующие интервенции.

· Что вы почувствовали в связи с этим?

· На что это было похоже?

· Как вы себя чувствуете в настоящий момент?

· Что вы сделали потом?

· Что произошло, когда вы это сделали?

Подобные вопросы побуждают клиента более подробно рассказывать о той или иной ситуации и позволяют сфокусировать внимание на «реальных» проблемах. Во всем вышеизложенном заключен важный принцип. То, что является «реальными проблемами» для клиента, может не быть «реальными проблемами» для консультанта, и наоборот. (Вещи, которые беспокоят меня, тебя могут не беспокоить). Но что действительно важно во всех разновидностях консультирования, так это терпение, позволяющее консультанту не забегать вперед и не гадать, пытаясь определить «реальные» проблемы своего клиента! В любом случае эти проблемы должны проявиться и быть выявлены в процессе обсуждения клиентом собственной жизненной ситуации.

Нельзя пытаться угадать проблемы клиента.

Работа с чувствами.

Консультирование зачастую предполагает работу с чувствами. Как только человек в процессе консультирования начинает осознавать свои реальные проблемы, он зачастую испытывает потребность в эмоциональной разрядке. Значительная часть процесса оказания помощи людям в ходе консультирования имеет отношение к работе с эмоциональной или «чувствующей» стороной личности человека.

Можно выделить, по крайней мере, четыре вида эмоций, которые обычно подавляются или скрываются. Это гнев, страх, печаль и смущение. Существует предположение о наличии взаимосвязи между этими чувствами и их определенными внешними проявлениями. То есть в ситуации консультирования гнев может выражаться, например, повышением громкости голоса, страх – дрожанием, печаль – слезами и смущение – смехом. Кроме того, есть предположение о существовании взаимосвязи между этими чувствами и некоторыми базовыми человеческими потребностями.

У всех нас есть потребность знать и понимать то, что с нами происходит. Если это знание нам доступно, мы можем испытывать страх. Также мы чувствуем потребность в возможности выбора в различных жизненных ситуациях, и если наш выбор тем или иным образом ограничен, мы можем испытывать чувство гнева. В-третьих, мы испытываем потребность в том, чтобы выражать свою любовь и быть любимым. Если же наша любовь не принимается или ее у нас отнимают, мы можем испытывать печаль. К базовым человеческим потребностям можно добавить потребность в признании и подтверждении чувства собственного достоинства. Если же нам отказывают в этом, то мы можем испытывать смущение и замешательство.

Как правило, оказать помощь людям можно в том случае, если их эмоции будут приняты консультантом. Например, если человек начинает плакать, то, как правило, лучше дать ему возможность выплакаться, не предпринимая при этом попыток остановить его раньше времени. Ниже приводится таблица, в которой обозначены некоторые способы, позволяющие консультанту, в рамках своей роли, оказать помощь клиенту в прорабатывании чувств.

Таблица 1. Этапы работы с эмоциональными состояниями клиента

Состояние клиента Роль консультанта
1. Клиент чувствует себя «заблокированным» и не способным продвигаться далее в развитии терапевтических отношений; признает неспособность выражать чувства. 1. Консультант слушает и принимает, не давая ни советов, ни предписаний, вместе этого помогая клиенту сфокусироваться на чувствах.
2. Клиент начинает понемногу выражать некоторые свои чувства. Вместе: «Иногда я очень сильно расстраиваюсь», он начинает говорить: «Я очень сильно расстроен». 2. Консультант слушает и поддерживает выражение эмоций.
3. Клиент может переживать катарсис: т.е. плакать, смеяться, выражать страх или гнев. 3. Консультант выполняет поддерживающую функцию и предоставляет клиенту возможность для полного выражения чувств.
4. После наступления катарсиса клиент просто сидит и спокойно обдумывает ситуацию. Этот процесс может быть достаточно длительным. 4. Интервенции не нужны. Клиент проходит естественный процесс. Консультанту следует оставаться поддерживающим и спокойным.
5. Клиент чувствует себя посвежевшим и более способным продолжать работу над определением приоритетов и решением проблем. 5. Консультант берет инициативу в свои руки и продолжает развитие отношений в темпе, подходящем для клиента.

Определение возможных решений.

Следующей стадией после эмоциональной разрядки в процессе консультирования будет оказание помощи клиенту в определении способов, при помощи которых тот мог бы разобраться или справиться со своей проблемой (или проблемами).

Этот процесс может быть поддержан сессией так называемого «мозгового штурма».

В ходе «мозгового штурма» клиента просят попытаться придумать как можно больше возможных выходов из ситуации, вызывающей у него в настоящее время сложности. На этой стадии не стоит пренебрегать никакими, даже самыми нелепыми решениями. Клиента просят быть творческим, иррациональным и спонтанным, равно как и здравомыслящим, рациональным и рассудительным. Смысл данной процедуры заключается в нахождении как можно большего числа решений. Обычно вслед за этим приходит «очевидное» решение. Очевидным оно является для клиента. Часто на этой стадии консультирования имеет место феномен, который называют «ага-переживанием». То есть, внезапно или постепенно, решение обсуждаемой проблемы буквально «сваливается» на клиента.

Согласование плана действий.

Вслед за процессом поиска возможных решений проблем возникает необходимость в составлении практического плана действий. Одно дело знать, что именно ты хочешь сделать или изменить, и совсем другое дело реализовать эту идею на практике. На протяжении этого этапа терапевтических отношений консультант и клиент работают вместе над составлением практического плана действий. Для кого-то может оказаться полезно зафиксировать этот план на бумаге. Для других будет предпочтительней более свободный подход к такому планированию. Основной момент здесь заключается в том, что составленный план должен быть как приемлемым, так и реально достижимым.

Реализация плана.

Данную ситуацию процесса консультирования клиент выполняет самостоятельно, практически независимо от консультанта. На этом этапе происходит реализация плана, составленного в ходе предыдущей стадии. Обычно то, в чем клиент нуждается в это время, так это в поддержке со стороны консультанта. Для большинства людей изменение сопряжено с большими сложностями: часто оно приносит с собой определенный уровень тревоги, и задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту справиться с этой тревогой. Зачастую данная стадия отношений также сигнализирует об их завершении, и в этой ситуации как клиент, так и консультант должны примириться с фактом, что, возможно, их встречи больше не будут иметь продолжения [4; 17].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: