Ключевые условия эмпатии

Уважение и эмоциональная теплота.

Холодный, озабоченный сохранением дистанции психотерапевт может быть компетентным и профессиональным, но за этим фасадом может скрываться враждебность и нелюбовь к людям. Консультант (терапевт) уважает других людей и умеет передавать это чувство клиенту.

Эмоциональная теплота предполагает неотъемлемый интерес к людям. Конечно, здесь есть определенные ограничения. Если в вас слишком много теплоты, существует риск того, что вы начнете подавлять другого человека; также существует риск появления зависимости. Быть может, идеальной является такая теплота, которая позволяет показать, что вы не осуждаете другого человека и искренне заинтересованы тем, о чем он хочет вам рассказать, но не берете на себя ничего более. По-видимому, теплота также связана с отсутствием оборонительных позиций.

Теплота – это эмоциональное состояние к клиенту, выраженное невербальными средствам (поза, жесты, интонация, выражение лица, прикосновение, улыбка). Кроме того, теплота – это форма самовыражения в мире.

Искренность.

Сымитировать интерес к другому человеку сложно. Вы либо заинтересованы, либо нет.

Быть искренним в терапевтических отношениях — это больше чем просто развить определенный набор реакций. Скорее это вопрос намерения. Если вы искренни, значит, у вас есть намерение помогать другому человеку или заботиться о нем.

Позитивное отношение.

Роджерс (Rogers, 1967) придумал термин «безусловное позитивное отношение» для описания одного из так называемых «необходимых и достаточных условий терапевтических изменений» в терапевтических отношениях. Многие наши взаимоотношения чем-либо обусловлены. Мы любим других людей до тех. пор, пока они любят нас. Мы ладим с теми людьми, которые обращаются с нами должным образом. Роджерс утверждает, что позитивные чувства консультанта по отношению к клиенту не должны быть ничем обусловлены. Он полагает, что консультант должен всегда относиться с теплотой к своему клиенту, независимо от того, что клиент чувствует или говорит консультанту [27].

Термин «позитивное отношение» очень близок к понятию «поиск резервов личности». Это отношение эмпатии, для которого характерна положительная реакция на любого клиента и подчеркивание его сильных сторон. Это селективное внимание к позитивным чертам характера клиента и его вербализация. Это вера в то, что клиент (пациент) может измениться, т.е. это вера в личность человека.

Важно также, чтобы консультант обладал ясным умом и не был склонен слишком быстро составлять мнение о других людях.

Конкретность

Конкретность — это почти навык. Это способность прислушиваться к словам другого человека и воспринимать лишь то, что было им сказано, а не то, что им подразумевалось. Консультант, умеющий быть конкретным, принимает все сказанное клиентом за чистую монету, не пытаясь как-то интерпретировать его слова или «читать между строк». Это объясняется весьма простым и очевидным фактом: мы не можем знать о том, что другой человек на самом деле «имеет в виду», и поэтому вынуждены полагаться лишь на информацию, сообщенную нам этим человеком. Консультант, умеющий быть конкретным, не обязан давать подробные психологические объяснения словам клиента, но вместо этого должен пытаться максимально приблизиться к тому, о чем клиент пытается сказать.

Конкретность связана с умением понять факты, выяснить проблему, для этого необходимо научиться задавать вопросы, выявляющие конкретные факты: «Вы можете привести конкретный пример?»

Любая интерпретация, так же как и любой совет, легко данный консультантом, вряд ли будет особенно полезным. Вместе с тем понятие конкретности суммирует практически все основные элементы процесса консультирования. Консультант, остающийся конкретным, скорее всего, будет слушать, принимать и не осуждать своего клиента и вряд ли станет предлагать ему придуманные «на скорую руку» решения или советы. В конечном счете, хорошее консультирование предполагает откровенное молчание со стороны консультанта. А говорить большую часть времени должен клиент.

Чувство юмора.

Тактичное использование юмора может помочь клиенту вновь обрести «широкий взгляд» на вещи. Люди, у которых есть проблемы, зачастую начинают фиксировать свое внимание лишь на них. Они размышляют над ситуацией, в которой оказались, и практически ни о чем другом думать уже не могут. Все мы очень легко умеем искажать истинную взаимосвязь вещей. Часто получается так, что консультант с «несерьезным» подходом может ослабить имеющееся напряжение и помочь клиенту лучше увидеть открывающиеся перспективы [2; 4].

Чувство трагичности бытия.

Ощущение трагичности человеческого бытия может помочь консультанту сохранить как собственную человечность, так и скромность. Консультанты — это люди, у которых ответов не больше, чем у других, обычно они всего лишь те, кто выслушает вас охотнее, чем другие [4].

Самосознание.

С трагическим ощущением жизни связана необходимость самоосознания. То есть речь идет о том, что консультанты должны знать кое-что о собственных проблемах и ограничениях, а также о своих сильных сторонах. В этом смысле самоосознание — это не регламентированный поиск своего «внутреннего Я», но практическая попытка определения того, как мы сравниваем себя с другими людьми, как мы с ними сходимся. Если мы причисляем себя к людям, которые как минимум умеют помогать другим, то вполне справедливо требовать от нас, чтобы мы точно так же занимались исследованием и собственных проблемных ситуаций.

Консультант должен знать, кто он такой, кем он может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу, он должен чувствовать уверенность в ситуациях неопределенности [4].

Конгруентность.

Конгруентность – это такое состояние человека, при котором сознанию доступны переживания, т.е. человек открыт собственному опыту. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Следствием конгруентности является высокий уровень внутренней гармонии, внутренней согласованности, которая отражается в языке тела и поведении [28].

Аутентичность.

Дж.Бюдженталь называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзистенциональной ценностью. Он выделяет три основных признака аутентичного существования:

· полное осознание настоящего моменты;

· выбор способа жизни в данный момент;

· принятие ответственности за свой выбор.

Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении, он способен отказаться от ролевого поведения.

Диалогичность – важнейшая характеристика внутреннего мира человека, результат внутреннего диалога, идущего в каждом человеке между двумя инстанциями его внутреннего мира, между его наличным «Я» и его духовным «Я». Диалогичность проявляется в отношении к другому и к самому себе как к ценности [14; 32].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: