Профессионально важные качества консультанта (психотерапевта)

Некоторые исследователи попытались выделить личные качества (ПВК)[1], необходимые для того, чтобы можно было произвести в другом человеке терапевтическое изменение. Кархуфф предположил, что для этого в консультировании должна быть создана атмосфера доверия, в которой присутствовали бы следующие качества: эмпатия, уважение и теплота, искренность. Карл Роджерс добавил еще такие качества, как конгруентность, позитивное отношение и конкретность, Дж.Бюдженталь – аутентичность. На основе многочисленных данных, приведенных в литературе, и результатов исследований, проведенных в области консультирования, к вышеперечисленным качествам можно добавить следующие личные качества: чувство юмора, чувство трагичности бытия, самосознание.

А теперь, очень кратко, обсудим каждое из вышеназванных качеств.

Эмпатия.

Эмпатия — это способность встать на место другого человека и увидеть окружающий мир таким, каким его видит он. Но, в конечном счете, мы никогда не сможем быть эмпатичными на все сто процентов. Все, что мы можем сделать, — это лишь попытаться оставить в стороне собственные предубеждения и по-настоящему прислушаться к другому человеку для того, чтобы войти в «систему его личных взглядов». Мы не эмпатичны в том случае, когда постоянно сравниваем ситуацию другого человека со своей собственной. Эмпатия предполагает некоторое «забывание о себе», и это позволяет нам отдавать себя другому человеку. Эмпатия — качество, которое поддается тренировке, но это также и качество, которым одни люди владеют в большей степени, а другие — в меньшей. В какой-то мере безоценочное отношение ко взглядам другого человека позволяет избежать опасности морализирования, предоставления советов. Эмпатия включает в себя два специфических навыка: восприятие и коммуникацию [8].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: